Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Ага!-момент, или Наука генерации великих идей

Ага!-момент, или Наука генерации великих идей

Ага!-момент, или Наука генерации великих идей

Источник изображения

Всем нам нужны великие идеи. Многие думают, что идеи возникают неким чудесным образом, а сознательно управлять их производством сложно или вообще невозможно. Мы ожидаем, что они зародятся в нашем мозге самопроизвольно, сами собой, а когда этого не происходит, мы приходим в уныние.

Но вот хорошая новость: процесс генерации идей поддается сознательному контролю со стороны человека. Другими словами, существуют методы генерации идей.

Обратимся к науке о творческом процессе.

Как наш мозг работает в «креативном режиме»
3 области центральной нервной системы, используемые для творческого мышления
Генерация творческих идей — это непрерывный процесс
Подготовка к генерации новых идей
Креативные техники генерации идей: соберем все вместе
Метод генерации новых идей: позвольте мозгу делать свою работу
«Ага!-момент»
Как получить больше отличных идей
Критикуйте свои идеи — не принимайте их немедленно и безоговорочно
Перегружайте ваш мозг: это поможет справиться с задачей
Имейте больше плохих идей, чтобы генерировать больше хороших

Как наш мозг работает в «креативном режиме»

Как создается идея? До сих пор науке точно неизвестно, что происходит в сознании человека во время творчества, поскольку в нервной системе в это время параллельно протекает неразделимый комплекс процессов. Вопреки распространенному — и тем не менее, ошибочному — мнению, оба полушария мозга («аналитическое» левое и «творческое» правое) всегда работают вместе, а не по схеме «или одно, или другое».

Да, наши полушария неразрывно связаны, но различаются методами обработки информации.

Теории о том, что люди делятся на «правополушарных» и «левополушарных» мыслителей, уже полвека. Вот что об этом пишет Белль Бет Купер (Belle Beth Cooper), активно занимающаяся популяризацией науки на страницах блога bufferapp.com:

Истоки этого распространенного мифа берут свое начало из 1960-х годов. Тогда проводились исследования пациентов, у которых мозолистое тело мозга (группа нейронных волокон, соединяющих оба полушария) было удалено вследствие применения радикального способа лечения эпилепсии. Наличие подобных пациентов позволяло ученым исследовать, как каждое полушарие работает в изоляции.

Так вот, больные, подвергшиеся этой процедуре — или люди, родившиеся с атрофией одного из полушарий или подвергшиеся функциональному разрушению одной из половин головного мозга, — не становились «левополушарными» или «правополушарными»: оставшаяся часть мозга перераспределяла функции отсутствующей половины на себя.

мозг

Самое распространенное представление о том, как работает каждое из полушарий, увы, ошибочно.

3 области центральной нервной системы, используемые для творческого мышления

Среди всех нейронных сетей и центров, ответственных за высшую нервную деятельность человека, есть три, достоверно «уличенные» в творческом мышлении.

  • «Сеть управления вниманием» (The Attentional Control Network) помогает нам с точностью лазерного прицела концентрироваться на конкретной задаче. Этот механизм мы используем каждый раз, когда мы необходимо сосредоточиться на решении сложной проблемы или обратить внимание на оперативные задачи по усвоению информации (чтение, прослушивание лекции, участие в разговоре).
  • «Сеть воображения» (The Imagination Network) используется для построения мысленных образов, представления сценариев будущего и оживления воспоминаний о прошлом.
  • «Сеть гибкости внимания» (The Attentional Flexibility Network) переключает сеть управления вниманием и сеть воображения между собой, отслеживает изменение ситуаций во внешнем мире и в нашем сознании.

мозг

Расположение «творческих сетей»: Attentional Control Network (зеленый цвет) и Imagination Network (красный)

Недавний отчет профессора нейрохирургии из Университета Нью-Мексико (University of New Mexico) Рекса Юнга (Rex Jung) и его коллег представляет собой взгляд компетентных специалистов на процессы, происходящие в теле человека в моменты творчества.

Во-первых, снижается активность сети управления вниманием, что позволяет человеку ощущать вдохновение и генерировать новые идеи.

Во-вторых, увеличивается активность сети воображения и сети гибкости внимания.

Практические исследования деятельности мозга джазовых музыкантов и рэпперов, чье творчество в значительной мере носит импровизационный характер, наглядно показали: когда музыканты погружаются в поток импровизации, их креативные процессы полностью соответствуют картине, представленной доктором Юнгом.

Генерация творческих идей — это непрерывный процесс

«Производство новых идей есть столь же непрерывный и регламентированный процесс, что и производство автомобилей “Форд”».

Джеймс Вебб Янг

В своей книге «Техника производства идей» (A Technique for Producing Ideas) Джеймс Вебб Янг (James Webb Young), первый председатель Американского совета по рекламе, объясняет, что, хотя способ получения новых идей достаточно просто объяснить, «его использование требует самых трудных видов интеллектуальной деятельности».

Он также объясняет, что генерация новых идей не сводится к выбору одной лучшей из нескольких существующих: это не решение проблемы. Скорее здесь важна «тренировка ума для естественного производства новых идей».

Попробуем разобраться, что имел в виду один из гениев американской рекламы.

Итак, Джеймс В. Янг выделил две проблемы генерации идей:

  • Идея — это не более чем новое сочетание старых элементов.
  • Способность соединять старые элементы в новые комбинации во многом зависит от способности видеть отношения между элементами.

Второй принцип действительно важен для генерации новых идей, но прежде чем воспользоваться им, мы должны понять, что:

Для одних умов каждый факт есть отдельная частичка знания. Для других — это звено в общей цепи.

Джеймс Вебб Янг

Попробуем помочь нашему мозгу производить новые великие идеи. Для этого нам потребуется некоторая предварительная подготовка.

Подготовка к генерации новых идей

Поскольку новые идеи рождаются из поиска связей между существующими элементами, мы должны произвести «психическую инвентаризацию», прежде чем начнем устанавливать связи между ними. Янг в своей книге отмечает типичную ошибку, совершаемую на этом пути:

Вместо того, чтобы систематически работать над сбором сырья для новой идеи, мы просто сидим, ожидая, что вдохновение захлестнет нас.

Подготовка мозга для процесса создания «нового соединения старых элементов» требует времени и усилий. Требуется, чтобы сбор информации вошел в ежедневную привычку, чтобы все окружающее воспринималось нами как «то, с чем мозг должен работать».

В книге «Техника производства идей» предлагается несколько техник генерации идей: ведение индексированных карточек для организации базы данных по известным фактам и извлечения информации из каждого факта в наименьшем значимом выражении, «кусочке на один укус» (into bite-sized pieces), как выражался Джеймс. Также Янг предлагает создавать схемы перекрестных связей между фактами.

Креативные техники генерации идей: соберем все вместе

Напряженная работа по сбору предварительных материалов служит вашему мозгу для формирования новых связей — это необходимый этап генерации идей, его не избежать. Однако вы можете многое сделать, чтобы облегчить процесс обработки этой информации.

В одной из своих работ — «Современные направления в психологической науке» (Current Directions in Psychological Science, 2009) — невролог доктор Марк Биман (Mark Beeman) объясняет, как мы подходим к окончательному моменту формировании идеи (так называемому «Ага!-моменту») через другие виды деятельности:

«В ряде исследований с применением электроэнцефалографии (ЭЭГ) и функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) для изучения нейронных связей, возникающих в “Ага!-момент” (Aha! moment), и предшествующих этому событий, было выявлено, что, хотя опыт понимания является внезапным и может показаться независимым от непосредственно предшествующей мысли, опыты показывают, что понимание является кульминацией серии состояний умственных процессов, действующих в различных временных масштабах».

Джон Клиз (John Cleese), британский актер, сценарист, участник знаменитой комедийной группы «Монти Пайтон» (Monty Python) так рассуждает о различных аспектах творчества и механизмах работы нашего сознания:

«Творческий порыв подобен черепахе: он сперва нервно высовывает голову из панциря, чтобы проверить, насколько окружающий мир безопасен, прежде чем окончательно вылезти наружу. Значит, вам нужно создать черепаший панцирь для вашей идеи — спасительный оазис среди сумасшествия современной жизни. Творчество проявляется только тогда, когда у него есть безопасное убежище».

Вот несколько идей Джона Клиза для пробуждения ваших творческих способностей:

1. Выделите время

Вашим мыслям нужно время, чтобы успокоиться. Лишь затем «черепаха творчества» почувствует себя в достаточной безопасности для того, чтобы выйти и приступить к работе. Выделяйте время для регулярных размышлений: это хороший способ научить ваш ум расслабляться. Пусть это специально отведенное время в конечном счете станет убежищем для вашей «креативной черепахи». Тут и начнут соединяться новыми связями привычные элементы, рождая свежие идеи.

2. Найдите пространство для творчества

Подкрепите временную составляющую сигнала безопасности, которую регулярно получает ваша нервная система перед началом работы над творческими идеями: найдите место, где вы будет чувствовать себя в безопасности.

Метод генерации новых идей: позвольте мозгу делать свою работу

Эта часть может оказаться одной из самых трудных, но одновременно и самых важных составляющих творческого процесса. Лучше Джеймса В. Янга и не скажешь:

Отбросьте рассуждения, выкиньте предмет ваших рассуждений из сознания — пусть ваше подсознание сделает свое дело.

Что-то похожее говорит и Джон Клиз, упоминая о том, насколько удачным может быть решение «отложить решение вопроса до утра». Он вспоминает, что наблюдал кардинальные изменения в собственном подходе к решению творческой задачи после того, как на некоторое время оставлял ее в покое. Он не только просыпался с совершенно четким представлением о том, как продолжить работу — он вообще не видел проблемы, еще вчера казавшейся ему неразрешимой.

Хитрость тут заключается в том, чтобы достаточно доверять своему мозгу, чтобы пустить творческий процесс якобы «на самотек». Когда наше сознание будет занято другими задачами — сон, принятие душа, бритье, приготовление пищи, — наше подсознание «выйдет на работу», чтобы найти связи между данными, собранными нами прежде.

«Ага!-момент»

Джеймс В. Янг делит методику генерации идей на несколько этапов. Как только мы завершили первые три — сбор материала, подсознательная обработка информации, установление связей, — тут-то нас, по словам Янга, и настигнет «Ага!-момент»:

Он придет к вам, когда вы всего меньше этого ждали — во время бритья или купания, а чаще всего когда вы пребывает в утренней полудреме. Он может разбудить вас и посреди ночи.

Как получить больше отличных идей

Важно понимать, как происходят творчески процессы. Но это, в общем-то, теория. А на практике вы можете попробовать несколько способов генерации идей, которые подтолкнут вас к созданию творческих шедевров.

Критикуйте свои идеи — не принимайте их немедленно и безоговорочно

Заключительный этап производства идеи — согласно Джеймсу В. Янгу — заключается вот в чем:

Не делайте ошибку, принимая вашу идею слишком близко к сердцу — подвергните ее разумной критике.

Подобный подход расширит ваш взгляд на новорожденную идею и позволит раскрыть возможности, которые вы могли бы упустить из виду при полном обожания некритическом взгляде на нее. Генерация бизнес идей требует этого особенно настойчиво.

Перегружайте ваш мозг: это поможет справиться с задачей

Еще один прием генерации идей — загрузить мозг вроде бы выше предела его предполагаемых возможностей. Удивительно, но тогда он решит задачу.

Роберт Эпштейн (Robert Epstein) в статье для журнала «Психология сегодня» (Psychology Today) объяснил механизм этого феномена: сложные ситуации могут разбудить наши дремлющие потенциальные творческие способности. Если вам не удается решить задачу, вы подсознательно активируете пока что спящие «творческие» участки мозга, и они будут работать над тем, чтобы решить задачу и компенсировать ваше чувство недовольства собой.

Имейте больше плохих идей, чтобы генерировать больше хороших

Этот парадоксально звучащий вывод следует из исследований Массачусетского технологического института (MIT) и Университета Дэвиса в Калифорнии (University of California Davis):

Исходя из общего объема производства идей некоторыми индивидуумами, можно предположить, что не все их идеи хороши, но это также и означает, что они не могут не рождать хорошие идеи.

Сет Годин (Seth Godin), известный американский гуру маркетинга, как-то написал в своем блоге о том, что «важно быть готовым производить много плохих идей». По мнению Година, «люди, имеющие много идей — предприниматели, писатели и музыканты, — испытывают поражения чаще, чем достигают побед. Но в любом случае они испытывают меньше поражений чем те, кто вообще не имеет никаких идей».

Удачных вам творческих идей и — высоких вам конверсий!

По материалам blog.bufferapp.com

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний