Если у вас есть свой бизнес — неважно, крупный или малый, ритейл, производство или оказание услуг, значит вы занимаетесь вопросами подбора персонала. Делать это можно двумя путями: своими силами или с помощью кадрового агентства.
Что такое кадровое агентство (коротко, КА), каким образом оно работает, вроде бы знают все. Но тем не менее, форумы специалистов по управлению персоналом, руководителей отделов и владельцев бизнеса пестрят самыми разными мнениями о работе КА. Кого-то обманывают, кто-то в восторге, кому-то вообще ничем не помогли.
В очередном посте из HR-серии мы поговорим о том, как правильно сотрудничать с кадровым агентством: как эффективно выстроить работу со специалистом КА, вложить минимум средств и получить максимум результатов — подобрать через КА подходящего вам сотрудника, который будет доволен своей работой и принесет пользу компании.
Основные определения
Итак, для начала разберемся с понятиями. Клиентами кадрового агентства являются работодатели, они платят агентству вознаграждение за подбор сотрудников. Как правило, такие агентства располагают собственной базой кандидатов или ресурсами для их поиска различными методами.
КА не стоит путать с агентствами по трудоустройству, ведь в последних клиентами являются соискатели, которые платят за свое трудоустройство. Агентства по трудоустройству, как правило, постоянно сотрудничают с определенными компаниями или формируют достаточно изменчивую базу данных, используя объявления в газетах или в интернете.
Сейчас на рынке труда КА гораздо больше, чем агентств по трудоустройству — понятно, что на гонорары, выплачиваемые работодателями, существовать гораздо легче. Стоимость подбора одного специалиста через кадровое агентство обычно составляет процент от годового дохода (от 10% и выше) или месячный доход подобранного сотрудника.
Также КА часто делят на рекрутинговые и консалтинговые: рекрутинговые занимаются только подбором персонала, а у консалтинговых спектр деятельности шире — не только подбор, но и оценка сотрудников, участие в процессах адаптации и обучения, диагностика и построение системы мотивации, консультирование по всем проблемам управления персоналом.
Как правило, консалтинговые агентства имеют развитую сеть, где агентство в вашем городе — это местный филиал, представительство достаточно крупной, часто иностранной компании.
Нужно ли вам кадровое агентство?
КА может быть эффективным звеном между вашей компанией и кандидатами. В каких случаях имеет смысл обращаться в КА?
Первый вариант. Если ваша компания небольшая и узкоспециализированная — вам могут понадобиться сотрудники, которые уже работают на профильных предприятиях: «охоту за голову» (так называемый head hunting) лучше доверить работникам агентства. Они обладают большим количеством информации о профильных компаниях, условиях работы на них, а также умением правильно преподнести ваше предложение о работе редкому специалисту.
Другой вариант — если ваша компания большая и вы занимаетесь массовым подбором персонала, например, под какой-то конкретный проект (это может быть временный проект или периодические проекты). В этом случае, обращаясь в КА, вы избавите себя и вашего HR-специалиста от огромного объема информации и большого количества встреч. Часто в таких случаях принято работать даже не с одним, а с несколькими агентствами — на собеседование к вам будут попадать лучшие 10 из 100 отобранных агентствами кандидатов.
Третий вариант — ваша компания открывает филиал в регионе; вы мало знакомы с местным рынком труда и не планируете создавать там HR-отдел. Силами кадрового агентства можно укомплектовать штат линейным персоналом.
Еще один вариант — в силу ряда причин вы хотите сохранить в тайне наличие вакансии и не раскрывать информации о своей компании. Такая конфиденциальность обычно встречается, когда готовится замена работающего сотрудника. Кадровое агентство сможет помочь.
К тому же, подбирая персонал, надо учитывать специфику вакансии: понятно, что подобрать уборщицу, секретаря или начальника отдела продаж вполне возможно своими силами, а вот если вы ищете топ-руководителя имеет смысл обратиться в КА — «топы» могут не вывешивать свое резюме в общий доступ и не делать откликов на ваши вакансии, они обновляют свое резюме в агентствах раз в год, например, с пометкой «позвоните мне, если появится что-нибудь стоящее». Это другие кандидаты, найти которых самостоятельно не так-то просто.
Как определить добросовестное кадровое агентство?
Конечно, среди КА, как и среди других компаний, партнеров, любых организаций, могут встречаться как хорошие, серьезные, так и не очень. Примеров «надувательства» со стороны кадрового агентства много: это и элементарное несоблюдение условий договора (затягивание сроков выполнения работы, например), и использование подставных кандидатов (агентство имеет «базу» кандидатов в количестве двадцати человек, которых отправляет на все собеседования подряд) или даже подставных сотрудников (берут деньги за подбор, через несколько месяцев сотрудник увольняется и его успешно «продают» следующему работодателю).
Как же отличить «правильное» кадровое агентство? Здесь есть несколько важных моментов.
- Выбирая КА, лучше всего опираться не на рекламные объявления и статьи в СМИ, а на рекомендации ваших партнеров. В небольших городах, где агентств не так много, всегда есть одно-два с известной положительной репутацией: поспрашивайте.
- Общение с КА всегда начинается с обсуждения условий. Хорошо, если у вас юрист в штате, обязательно дайте ему посмотреть стандартный договор с агентством. Возможно, нужно будет внести какие-то изменения. При заключении договора обратите внимание на предлагаемый порядок работы. Обычная схема: заполнение заявки на подбор персонала, поиск, подбор и отбор кандидатов сотрудниками агентства, предоставление резюме и рекомендаций наиболее подходящих кандидатов работодателю, финальные собеседования у работодателя.
- В договоре также должны быть четко прописаны гарантии — уважающее себя кадровое агентство всегда сделает бесплатную однократную замену сотрудника при увольнении его по любой причине.
- Хорошо, если КА работает без предоплаты — тогда вы точно будете знать, за что платите. Замечательно, если окончательный расчет производится через какое-то время (1-2 недели) после выхода кандидата на работу — и у вас, и у нового сотрудника будет время убедиться, что все сделали правильный выбор. Хуже, если в агентстве просят предоплату (обычно это объясняют затратами на рекламу, оплату доступа к базе и пр.) — результат сразу становится сомнительным.
- Цена услуг: хорошее агентство не может работать за небольшие деньги. Подбор квалифицированного персонала не такой простой процесс — над ним работает целая команда специалистов, это время, это сервис, это ресурсы — подозрительно, если плата будет совсем небольшой, что, скорей всего, скажется на качестве работы; а мы уже знаем, что ошибки в работе с персоналом обходятся очень дорого. Здесь точно к месту поговорка о том, что скупой платит дважды.
- Работая с агентством, обратите внимание на отношение к вам персонального менеджера. Хорошо, когда он охотно знакомится с вашей компанией, приезжает на «экскурсию», задает общие вопросы об организации и частные — о вакансии, тщательно изучает цели и условия работы, особенности коллектива, вникает во все мелочи и демонстрирует понимание ваших бизнес-процессов. Чем лучше вы представите всю необходимую информацию (заполните заявку), тем больше шансов на быстрый и успешный подбор необходимого сотрудника через КА получите.
- И, наконец, четкая обратная связь, готовность корректировать процесс подбора под вас индивидуально — это тоже признак «серьезного» кадрового агентства.
Вместо заключения
Нужно еще раз отметить, что сотрудничество с КА может существенно облегчить вам работу по поиску и подбору персонала. Конечно, нельзя всю ответственность перекладывать на агентство — это прямой путь к разорению HR-бюджета, да и действительно хороших сотрудников вы так вряд ли найдете.
Только правильное делегирование полномочий избавит вас от большого количества ненужной информации, а четкие запросы — от траты времени на собеседования с неподходящими кандидатами. Кадровое агентство — удобный инструмент, и, если его использовать с умом и в четко определённых ситуациях, он поможет укомплектовать штат весьма ценными кадрами.
Высоких вам конверсий!
Дарья Хоромская,
руководитель HR отдела LPgenerator
наши вакансии >>>