Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. История «нигерийских писем», или Как появилось email-мошенничество?

История «нигерийских писем», или Как появилось email-мошенничество?

История «нигерийских писем», или Как появилось email-мошенничество

Дорогой сэр!

Несмотря на то, что ваше доброе имя знакомо мне лишь понаслышке, моя плачевная ситуация обязала меня обратиться за помощью именно к вам. Если вы согласитесь оказать мне услугу, успешный исход дела не только спасет мою несчастную дочь, но и обеспечит вам небольшое состояние.

— «Письмо испанского заключенного» , приблизительно апрель 1914 года.

В один прекрасный день вы получаете вежливое, но безличное письмо, как правило, от иностранца, автор которого заявляет, что у него похитили большую сумму денег. Хотя вы совершенно с ним не знакомы, ему нужна ваша помощь: обещая щедрое вознаграждение, он просит в обмен оказать ему небольшую услугу, для чего вам потребуется связаться с ним для уточнения деталей.

Большинство из нас уже слышало о такого рода мошенниках, поэтому мы не глядя отправляем эти письма в корзину. Однако, если вы все-таки проявите «милосердие» и ответите на письмо, то для оплаты дополнительных расходов вас сразу же попросят пожертвовать небольшую сумму денег, которая якобы окупится в дальнейшем.

Получив средства, «несчастная жертва» снова заговорит о финансовых проблемах, взывая о помощи. Так будет продолжаться до тех пор, вас не разденут до нитки, а мошенник, проявив немного сообразительности, заполучит ваши личные данные и взломает ваш банковский счет.

Кто верит в эту чепуху?

Приблизительно так вы можете думать, просматривая папку с нежелательной почтой: «Эти жулики уже должны были разориться — ведь эта история стара, как мир» .

Правда в том, что вы даже не представляете себе, насколько ошибаетесь. Да, этот трюк существует так давно, что у него уже были все шансы навсегда кануть в лету: но как ни странно, этого не произошло. Распространившись впервые под видом обычного рукописного письма более 100 лет назад, он продолжает исправно работать, вытягивая деньги из наивных и доверчивых людей по всему миру.

Эта схема получила название «авансовое мошенничество» (advance fee fraud), в связи с тем, что жертва вносит небольшую предоплату в надежде на крупную сумму средств, которая никогда не придет. Также сегодня она известна как «Нигерийские письма» , потому что большое количество подобных фальшивых email было направлено с нигерийских адресов — хотя и далеко не все.

Дело в том, что в 1980-х годах именно в Нигерии зародилась волна преступности, оживившая эту старую технику обмана доверчивых граждан и выпустившая ее на просторы Интернет: тонны поддельных электронных писем и факс-сообщений были направлены ничего не подозревающим людям. В результате, в нигерийском УК была даже создана особая статья под номером 419, раскрывающая суть данных махинаций.

Но история аферы 419 уходит своими корнями в гораздо более далекое прошлое.

Письмо испанского заключенного

В 1898 году один из выпусков New York Times подробно описал получившую в те годы широкое распространение технику надувательства через письма и окрестил ее «Испанский заключенный» (Spanish Prisoner). Выжимка из статьи «Новая волна мошенничества» (An Old Swindle Revived) и сегодня кажется актуальной:

«Человек получает письмо из-за границы. [...] Незнакомец изъясняется на довольно хорошем английском языке, с некоторыми грамматическими ошибками и характерным для иностранцев слогом. Автор послания, обыкновенно, находится в тюрьме по обвинению в политическом преступлении. У него всегда есть большая сумма денег, спрятанная в определенном месте, что и является причиной его беспокойства. [...] Заключенный каким-либо образом знает о получателе и уверен, что ему можно доверять. Как правило, у них якобы есть общий знакомый, имя которого не может быть раскрыто по соображениям безопасности. В качестве вознаграждения за оказанную услугу он обязуется выплатить 1/3 от вызволенных средств» .

Письмо испанского заключенного

Письмо испанского заключенного, 1914 год

Письмо на фотографии выше датировано началом прошлого века и вполне могло принадлежать к волне, описанной в Times. Витиеватый, причудливый почерк владельца послания сложен для восприятия, но его основная мысль заключается в следующем: некий русский банкир по имени Сергей Соловьев (Serge Solovieff) был заключен под стражу и обращается к получателю, чтобы тот помог ему вернуть его деньги, спрятанные где-то в Америке. К письму прилагается вырезка из газеты, упоминающая об реальном аресте г-на Соловьева.

Копия этого письма была опубликована в сети в 2000-х годах Ричардом Зельтцером (Richard Seltzer). Тем самым, он дал возможность множеству людей, получивших практически идентичные послания, распознать мошенников. В результате, была составлена целая коллекция писем: хотя он написаны разным почерком, естественно, ни одно из них не принадлежит г-ну Соловьеву.

«Сотни, если не тысячи таких писем, — пишет Зельтцер, — были разосланы адресатам в совершенно случайном порядке, наподобие современного спама, но тем не менее, многие приняли их за чистую монету: старый трюк сработал вновь» .

На момент публикации статьи в Times (1898) злоумышленники действовали по этой схеме уже более 30 лет, и местные власти, всерьез обеспокоенные ситуацией, решили осветить вопрос в СМИ, чтобы хоть как-то предостеречь доверчивых граждан. Однако, оказалось, что во Франции подобные спамерские атаки начались задолго до этого.

В 1832, в своих мемуарах бывший французский преступник, впоследствии ставший главой национальной безопасности и первым в истории частным детективом, Эжен Франсуа Видок (Eugène François Vidocq) так описал процесс одурачивания: «[Мошенник] узнавал адрес некой богатой провинциальной особы у какого-нибудь вновь прибывшего заключенного. После этого он составлял послание, содержащее приблизительно следующие слова:

«Сэр,

Вы, без сомнения удивитесь, получив письмо от незнакомого вам человека, который к тому же просит Вас об услуге. Однако, мое положение настолько плачевно, что я нахожусь на грани отчаяния. Именно поэтому я обращаюсь к Вам, так как я много слышал о Вашей доброте и знаю, что Вам можно доверять. Будучи слугой маркиза N, я сопровождал своего господина на пути эмиграции, но чтобы избежать подозрений, мы шли пешком. В багаже, который я нес, находилась шкатулка, содержащая 16 000 франков золотом и алмазы покойной маркизы» .

Вероятно, вы уже догадались, что следовало дальше. Для того, чтобы избежать разоблачения, автор письма со своим «маркизом» вынуждены были спрятать шкатулку с драгоценностями в укромном месте. Но по возвращении за ней, «слуга» был схвачен и заключен под стражу ввиду отсутствия паспорта.

«Оказавший в этой ужасной ситуации, я сразу подумал о Вас: Ваше доброе имя не раз упоминала в своих рассказах знакомая моего маркиза [...] Я умоляю вас, если это только возможно, помочь мне вернуть спрятанную шкатулку, и в качестве награды вы сможете взять себе часть драгоценностей. Если вы сделаете это для меня, вы значительно облегчите мое освобождение, так как я смогу выплатить компенсацию моему адвокату. Это он диктует мне это письмо и убежден, что при наличии достаточных средств, вытащить меня отсюда не составит труда.

С глубочайшим уважением,
N.»

Согласно Франсуа Видоку, коэффициент ответа (response rate) на эти письма составил примерно 20%.

французский детектив

Известный вымышленный французский детектив, Жак Клузо

Почему это до сих пор работает

Что делает этот, казалось бы, очевидный обман настолько эффективным, и почему, как и 200 лет назад, люди до сих пор ему верят? Вот что сообщает уже знакомая нам колонка в New York Times:

«Как известно, выявление и раскрытие преступлений, когда в деле замешаны разные государства, представляет определенную сложность, особенно, если их жертвы редко заявляют о случившемся. Никто не знает, как много людей пострадало от рук этих мошенников, и скольких тысяч долларов им стоило так называемое «вознаграждение».

Так как на удочку шарлатанов попадаются, в основном, наивные и простодушные люди, они часто стесняются рассказать о произошедшем. Нельзя с уверенностью утверждать, но по приблизительным оценкам ущерб от «авансового мошенничества» в 2007 году составил $198 400 000 в США, и $12 300 000 000 во всем мире в 2013-ом (согласно данным международной научно-исследовательской организации Ultrascan). А связи с тем, что деньги переводились за границу, в страны с бедной банковской инфраструктурой, отследить передвижение средств и найти виновных оказывается крайне трудно.

В современном мире мало что изменилось: с одной стороны, благодаря сети Интернет большинство людей прекрасно осведомлено о различных махинациях, но и мошенники тоже не стоят на месте.

Проявляя недюжинную изобретательность, они выдумывают все новые истории, отличные по содержанию, но такие же трогательные и душераздирающие. Помимо этого, современные технологии значительно облегчили процесс: теперь массовая рассылка писем практически ничего не стоит, особенно когда одна жертва может принести тысячи, если не миллионы долларов.

Один из исследователей Microsoft Research, Кормак Херли (Cormac Herley) считает, что невысокий показатель конверсии (conversion rate) играет даже на руку вымогателям. Так как в эту хорошо известную ловушку попадают только очень легковерные люди, преступники тратят меньше времени на непродуктивную переписку с теми, кто в итоге раскусит их замысел или переведет лишь небольшую сумму денег:

«Схема перестанет себя окупать, если будут делаться лишь незначительные пожертвования. С этой точки зрения, скептическое отношение большинства пользователей к подобным письмам в каком-то смысле помогает мошенникам. Поэтому они упоминают Нигерию и используют такие диковинные формулировки, лишь бы избежать ненужной переписки с критически настроенными людьми» .

(В связи с этим, существует даже своеобразный метод борьбы со скамерами: получив «авансовое» письмо, притворитесь жертвой и завяжите правдоподобный диалог с отправителем — это отнимет у мошенников время, которое они могли бы потратить на реальное преступление. Полезный и интересный опыт, если конечно вас не беспокоит моральная сторона вопроса.)

email

Подпись: «Хотел одно — получил другое»

Еще одна особенность современного общества заключается в том, что с появлением интернета и повсеместным использованием email-технологий увеличилось не только число жертв, но и количество преступников. Схема, описанная сыщиком Видоком в начале 19 века, действовала до тех пор, пока слухи о ней не распространялись слишком широко, предостерегая от обмана состоятельных особ.

Люди в странах Запада прекрасно осведомлены о различных видах интернет-мошенничества, но в более отдаленных уголках планеты еще остались те, куда технический прогресс пришел совсем недавно. Один из репортеров Mother Jones сообщает, что сегодня жертвами «нигерийских писем» нередко становятся сами жители Нигерии, а их авторы иногда маскируются под уроженцев Ганы.

Кроме того, с развитием технологий злоумышленники осваивают новые инструменты воздействия через социальные сети, а для своих махинаций используют более анонимные электронные кошельки. Вы никогда не задумывались о том, почему незнакомые люди регулярно пытаются добавить вас в друзья?

Если эта история и может чему-либо научить нас, так это тому, что как бы мы ни старались защититься от спама различными фильтрами, необходимо проявлять осторожность по отношению ко всем необычным сообщениям. Технологии развиваются, а вместе с ними изобретаются и новые методы обмана. Пока люди взаимодействуют друг с другом, полностью искоренить мошенничество не удастся, и даже старые техники, приняв современное обличие, продолжают действовать и по сей день.

Высоких вам конверсий!

По материалам priceonomics.com, image source luigipics 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний