Согласно биржевым отчетам, в 2014 году лишь 11% технологических SaaS-компаний USA оказались доходными после первичной продажи акций (IPO). Для сравнения — в 1980 году этот показатель был равен 88%.
Процент прибыльности публичных SaaS-компаний
Этот факт приводит к абсурдному по своей природе выводу, что для стартапов и компаний в облачном-секторе необязательно быть прибыльными. Но так ли это? Ведь рост компании, а не ее прибыльность, принимается в расчет при оценке бизнеса.
Чистый доход публичных SaaS-компаний
Только 19 из 48 публичных компаний хотя бы раз закрывали свой финансовый год с положительным балансом. На диаграмме выше отображена средняя прибыльность публичных предприятий: как вы можете заметить, эта прибыльность зачастую убыточная, то есть отрицательная.
Лишь несколько компаний имеют устойчивый доход, но это скорее исключения из правил: только у трех компаний число прибыльных лет больше, чем убыточных.
Объемы оборотного капитала публичных SaaS
А вот с оборотным капиталом совершенно другая история. У всех 48 компаний присутствовал положительный денежный поток от операционной деятельности, но достигали они такого уровня только через 6 лет после основания.
Так какие метрики действительно важны для SaaS?
Какой же показатель наиболее точно отражает жизнеспособность: доход от операционной деятельности или процент чистой прибыли?
Денежный поток от операционной деятельности вносит изменения в банковский счет компании: он увеличивается, когда клиенты вносят оплату за использование сервисом, и сокращается, когда компания рассчитывается со своими работниками, платит за аренду и пр. В том случае, когда доходы компании больше, чем ее текущие расходы, на банковских счетах скапливается немаленькая сумма.
График выше это положение только подтверждает: денежные резервы большинства компаний год от года становятся только больше. Для SaaS это особенно актуально, поскольку именно они практикуют прием авансовых платежей от своих покупателей.
С другой стороны, наличие чистой прибыли свидетельствует о том, что расходы компании за год не превышают ее доходов. И ведь это тоже важно.
Чтобы разобраться в перипетиях SaaS-вселенной, рассмотрим пример. Некое SaaS-агентство заключило контракт на три года суммой в $3,000,000. В первый же день счет в банке вырастет на обозначенную сумму, а сама компания сможет использовать $2,900,000 в течение года и закрыть его с положительным балансом.
Однако, поскольку контракт заключен на 3 года, то годовой доход будет равен всего лишь трети общей суммы, то есть $1,000,000. Из этой суммы и будут выделяться средства на текущие расходы в течение года.
Вместо заключения
Большинство публичных юрендов предпочитают инвестировать доходы в рост и развитие. Но вся загвоздка заключается в том, что если руководство задалось целью достичь рентабельности, то все расходы на развитие компании придется сократить.
На данный момент рынок оценивает компании только по темпам роста, не обращая внимания на их рентабельность. Однако в будущем публичные рынки будут учитывать и оборотный капитал, и процент чистой прибыли. Как следствие, темп роста большинства компаний существенно снизится, поскольку они будут обладать лишь незначительным объемом капитала, который смогут реинвестировать в развитие.
Высоких вам конверсий!
По материалам tomtunguz.com