Кинетические скульптуры Дэвида Роя (David Roy) — настоящая симфония движения. Все модели «заводятся» от легкого дуновения ветра. Детали искусно вырезаны из обычной березовой фанеры. После выведения скульптуры из положения равновесия, наблюдать за меняющимися узорами можно от 8 до 16 часов. При этом в устройстве нет ни двигателя, ни аккумуляторов.
Дэвид Рой — скульптор, физик и художник в одном лице. Раньше он был штатным программистом, но в один прекрасный день решил отказаться от профессии и посвятить себя творчеству. Сегодня Рой оценивает свои работы по $4 000 за каждую. Всего за несколько лет он не только достиг финансового благополучия, но и нашел признание в той области, о которой прежде даже не задумывался.
«Деревянный» хакер
В детстве Дэвид очень любил наблюдать, как его отец возится в гараже. Именно родители привили ребенку любовь к ручному труду. К началу 1970-х годов Рой получил специальность инженера в Бостонском университете, после чего еще дважды учился на кафедрах химии и физики.
Во время обучения Дэвид часто навещал свою школьную подругу Марджи, получавшую образование в школе дизайна Род-Айленда. Во время одной из поездок Марджи продемонстрировала ему свои творения — несколько деревянных статичных скульптур, напоминавших механизмы. Именно эти работы натолкнули Дэвида на мысль: «Что, если привести все детали в движение?»
В 1974 году Дэвид и Марджи поженились. В то время как Марджи продолжила обучаться искусству, Дэвид получил должность программиста ЭВМ. Монотонная работа быстро наскучила ему, а из головы не выходила идея создания деревянных скульптур… И Дэвид начал творить.
Все началось с моделей небольших детских игрушек. Если с эскизами и расчетами Рой справился быстро, то навыки плотника дались далеко не сразу. Здесь помогла Марджи — по роду своей деятельности ей приходилось работать со многими материалами, в том числе и с деревом.
Вот несколько первых творений Дэвида Роя:
Быстро продав оригинальные игрушки на местном рынке, Дэвид понял — уделяя больше времени своему хобби, он вполне сможет обеспечить семью. Он оставил должность программиста, отдавшись любимому делу целиком и полностью.
Как заставить скульптуры двигаться?
Получив навыки плотника, Дэвид задумался, как заставить делали двигаться долгое время? При этом он принципиально не хотел использовать двигатели, аккумуляторы и провода, ведь его скульптуры должны были быть полностью «натуральными».
После нескольких неудачных попыток он разработал механизм, который начинает работать от небольшого усилия или просто потока воздуха. В дальнейшем детали приводят в движение другие детали, и так по цепочке.
Недалеко от дома Дэвида и Марджи находился ремесленный рынок Rhinebeck. Крупнейшая в Америке ярмарка handmade-изделий проводилась там дважды в год. На протяжении двух лет Дэвид пытался получить разрешение на участие, но организаторы по непонятным причинам отказывали ему.
Только в 1977 году Рою удалось выставить деревянные кинетические скульптуры на всеобщее обозрение. Работы Дэвида и Марджи произвели фурор на посетителей выставки. За пару дней они получили несколько сотен заказов.
Со временем слух об эксклюзивных скульптурах облетел близлежащие штаты, а поток заказов стал стабильным. Это позволило Рою купить земельный участок, построить на нем дом и собственную мастерскую-студию.
Совершенствование конструкций
С каждым годом произведения Дэвида становились все необычнее, конструкция усложнялась, а, благодаря его собственным разработкам, время движения увеличивалось. Вот несколько популярных работ Роя:
Калейдоскоп (Дэвид Рой; 1979)
Серпантин (Дэвид Рой; 1979)
Монарх II (Дэвид Рой; 2013)
Движение солнца (Дэвид Рой; 2014)
Большинство скульптур Дэвида способны безостановочно работать от 8 до 16 часов. Уже несколько месяцев он работает над моделью, детали которой будут вращаться на протяжении 2 суток!
Роль технологий в работе художника
Как художник с образованием инженера, Рой всегда оставался в курсе последних достижений прогресса и использовал их в творчестве. Когда в 1984 году вышел Apple Macintosh, Дэвид сразу же приобрел его.
Если раньше он вычерчивал детали на бумаге, обводил шаблоны на фанере, а затем ручной пилой вырезал фигуры, то сегодня, с помощью Mac в тандеме с Adobe Illustrator и LaserWriter, он может с идеальной точностью отрисовывать проекты и масштабировать их, после чего, передавая информацию лазерному станку, выпиливать ровные детали.
Программы Adobe After Effects и Strata Design 3D позволяют ему визуализировать скульптуры в движении, прежде чем создавать их.
Для продажи работ Дэвиду всегда требовалась наглядная демонстрация скульптур в движении. Ведь достаточно сложно оценить такую красоту по фото, тем более по текстовому описанию. Пару десятилетий назад Рой снимал короткие видео на камеру, а затем обычной почтой отправлял потенциальным клиентам.
С приходом Интернета процесс заметно упростился. А когда в 2005 году был запущен YouTube, Рой получил еще один эффективный и практически бесплатный канал для рекламы. За все время существования видео со скульптурами Дэвида были просмотрены более 5 000 000 раз.
Карьера мечты
Оставаясь открытым для новых идей и следуя за своими творческими порывами, Дэвид смог построить, как говорит он сам, «карьеру мечты».
Рой работает в тандеме с женой и не привлекает дополнительных сотрудников, хотя спрос на его скульптуры превышает возможности мастерской. Он — художник, дизайнер, инженер в одном лице. Марджи занимается в основном продвижением их сайта в сети. «Мы поменялись ролями», — говорит Дэвид. «Она стала компьютерным ботаником, а я — художником».
Высоких вам конверсий!
По материалам: priceonomics.com