У большинства сервис Google Analytics ассоциируется со сложными маркетинговыми кампаниями и огромным количеством таблиц, круговых диаграмм и графиков. Считается, что веб-аналитика — удел специалистов сферы продаж, рекламы или развития бизнеса. В действительности, область применения данного инструмента намного шире, ибо чем больше решений принимается на основе статистических показателей, тем лучше для всех аспектов деятельности.
В этом посте мы расскажем, как Google Analytics может помочь при разработке дизайна лендинга и оценке его юзабилити.
Начало работы
Если вы только начинаете работать с Google Analytics, рекомендуем составить список конкретных, наиболее важных вопросов, поскольку из-за большого количества новой информации можно легко «свернуть не туда».
Далее мы перечислим наиболее распространенные из них, но перед этим познакомим вас с базовыми функциями сервиса. Существует 3 основных способа проведения масштабной оценки ресурса: аналитика страниц, изучение путей пользователей и анализ содержимого.
1. Статистика страницы (In-Page)
Инструмент In-Page наглядно демонстрирует, какие области страницы наиболее интересны пользователям: вы увидите зоны кликов и процент от общего количества посещений (будут выделены оранжевым цветом).
Данная функция незаменима при быстрой оценке дизайна лендинга: об эффективности той или иной части страницы можно судить, просто глядя на экран, без лишних таблиц, графиков или схем.
2. Карта поведения (Behavior Flows)
«Карта поведения» служит иллюстрацией путей пользователей на ресурсе. Она не только помогает отследить перемещения по вашему сайту, но и понять, какие из нужных вам действий посетители не совершают. Таким образом, вы можете оценить и скорректировать навигацию, а также расставить «ловушки» в соответствующих точках.
«Карта поведения» для LPgenerator
3. Контент сайта (Site Content)
Не меньшее значение имеет наполнение, контент сайта. Самый большой интерес представляют целевые страницы и страницы выхода: с их помощью вы можете оценить популярность материалов и на время, затраченное на просмотр.
Пример от LPgenerator
Вопросы и ответы
Теперь, когда у вас есть первоначальная информация о поведении посетителей, стоит найти ответы на поставленные вопросы. Рассмотрим несколько примеров.
1. Как понять ожидания пользователей?
Решить эту задачу поможет статистика по рефералам. Откройте вкладку «Рефералы» (Referrals) в блоке «Источники — Весь трафик» (Acquisition — All Traffic). Здесь перечислены сайты и веб-страницы, откуда пользователи попадают на ваш ресурс, и количество таких переходов. Постарайтесь представить, на что ориентируются люди, переходя по определенной ссылке, и вы поймете, как лучше подать информацию.
Загляните в раздел «Социальные — Обратные ссылки» (Social — Trackbacks): здесь отображаются ссылки на ваш ресурс, размещенные в интернете (а не только переходы, в отличие от предыдущего пункта). Это поможет составить некоторое представление о том, где ваш контент вызывает наибольший интерес.
«Пути пользователей» (Users Flow) демонстрируют различия в поведении людей: как ведут себя на страницах и чего ищут те, кто перешел на ваш сайт по ссылке из новостной статьи, и как — те, что кликнули по рекламному баннеру.
«Каналы» (Channels) — это сводка по всем источникам: посмотрите, какой из них наиболее достоин внимания.
И, наконец, «Показатель отказов» (Bounce Rates), или процент пользователей, ограничившихся просмотром только одной страницы, тоже может указать на несоответствия ожиданиям посетителей.
2. Как проследить путь пользователя?
Вам наверняка будет полезно узнать, какие маршруты выбирают пользователи на вашем сайте, дабы повлиять на их выбор и привести к наиболее интересным для конверсии страницам. Выявить «слабые места» в навигации можно, обратив особое внимание на «Карту Поведения» (Behavior Flow) и «Пути пользователей» (User Flows) — это отправная точка при анализе поведения аудитории.
В вашей компании уже сформирована воронка продаж? Сравните идеальную воронку с фактической — где именно они расходятся?
Сделать это можно, установив «Цели» (Goals): задайте в качестве цели просмотр определенных страниц, время их просмотра и глубину, или загрузку определенного файла. Так вы составите более полное представление, как пользователи ведут себя на лендинге и что еще нужно откорректировать.
3. Чем интересуются люди?
Статистика, доступная в блоке «Аудитория» (Audience), позволяет увидеть данные о ваших пользователях: их возраст, пол, демография, интересы.
Поэкспериментируйте с настройками сегментов, чтобы получить эту информацию:
Блок «Аудитория» в статистике LPgenerator
4. Как проверить качество навигации?
Раздел «Поиск по сайту» (Site Search) в блоке «Поведение» (Behaviors) демонстрирует, как люди пользуются поиском, быстро ли они находят желаемое (и находят ли), какие трудности испытывают при навигации. Для просмотра доступны списки запросов через окно поиска страницы и общая частота применения.
Вместо заключения
Детальное изучение возможностей Google Analytics открывает большие возможности для работы с сайтом не только специалистам из области продаж и продвижения, но и дизайнерам, и UX-разработчикам.
Продолжайте знакомиться с остальным функционалом сервиса, а также пробуйте иные аналитические системы, например, Яндекс.Метрику и Liveinternet, для создания удобного, эффективного интерфейса.
Высоких вам конверсий!
По материалам uxmatters.com, image source: Vicky Brock