Ответьте себе честно на следующие вопросы:
- Как часто вы остаетесь онлайн дольше, чем намеревались?
- Были ли у вас неудачные попытки контролировать время пребывания в Сети?
- Доводилось ли вам когда-нибудь скрывать факт своего нахождения онлайн?
Большинство людей на сегодняшний день зависимы от электронных устройств вопреки своим же собственным интересам. Технологии развиваются столь стремительно, что человек напросто не успевает адаптироваться к ним, в результате чего страдает как его личная, так и профессиональная жизнь.
Данная проблема отнюдь не нова. Еще в античные времена такие философы, как Аристотель и Сократ, говорили о природе сумасшествия — тех случаях, когда люди действуют вопреки здравому смыслу.
Нир Эяль (Nir Eyal) поделился некоторыми действенными способами борьбы с онлайн-зависимостью. Однако прежде всего, следует понимать, как технологиям удается брать над нами верх. В своей книге «Покупатель на крючке. Руководство по созданию продуктов, формирующих привычки» Нир описал четырехэтапный процесс формирования привычек, так называемую «модель крючка»:
Формирующие привычки технологии имеют «крючки»: триггер > действие > вознаграждение > инвестиция > триггер...
Триггер (trigger)
Все начинается с триггера — некоего стимула, побуждающего к действию.
Существуют внешние триггеры в виде определенного призыва к действию (call to action), как, например, «Нажми здесь», «Купи сейчас», «Начни игру»; а также внутренние триггеры — наши эмоции и ассоциации, то есть что мы обычно чувствуем, когда находимся в определенной ситуации, за тем или иным занятием, будучи рядом с определенными людьми в том или ином месте.
Один из способов удержаться от нежелательных действий — это исключить побуждающие к ним триггеры, а именно:
- Никакого интернета в спальне. По данным статистики, 75% американцев ежедневно засыпают со своими телефонами. Оставляйте мобильные устройства за пределами спальни — и утром вы будете чувствовать себя гораздо более отдохнувшим.
- Настройте уведомления в телефоне. Лишь 8% пользователей смартфонов когда-либо делают это, хотя это очень простой и действенный способ повысить концентрацию внимания.
- Никаких телефонов во время рабочих переговоров. Когда мы находимся на каком-то совещании или деловой встрече, очень важно присутствовать на нем не только телом, но и разумом. Все мобильные устройства при этом лучше оставлять в специально отведенном для этого месте или использовать, к примеру, зарядные станции, которыми можно снабдить переговорные комнаты.
- Сфокусируйтесь на корпоративной политике. Ряд передовых компаний, как Boston Consulting Group и Intel, экспериментируют с «отключением» определенных триггеров у своих сотрудников (например, отправка сообщений в заданное время), чтобы дать им возможность сфокусироваться на решении сложных задач.
Действие (action)
Следующий этап крючка — фаза действия: какое-то простое в исполнении действие (открытие приложения, прокрутка фид-ленты, нажатие на кнопку Play и так далее, приводящее в конечном счете к награде.
Было обнаружено, что чем легче для нас выполнить то или иное действие, тем с большей вероятностью мы это сделаем. Из чего следует, что необходимо усложнить выполнение нежелательного действия. Что именно можно предпринять:
- Спрячьте иконки отвлекающих приложений как можно дальше от главного экрана.
- Выходите из аккаунтов каждый раз после их использования.
- Обратите внимание на специальные инструменты для удержания внимания (attention retention tools). Такие приложения, как Forest и Freedom помогают сосредоточиться на работе, блокируя интернет на установленное время, либо вознаграждая за проявленную стойкость.
Вознаграждение (reward)
Следующий этап — фаза вознаграждения: пользователи наконец-то получают желаемое. При этом каждый раз вознаграждение меняет свой облик, что приводит, например, к бесконечному прокручиванию новостной ленты.
Что можно сделать на этом этапе? Все очень просто: отложите вознаграждение на более поздний срок.
Как часто с вами происходит следующее: вы заходите в интернет, чтобы быстренько прочитать всего одну статью, а затем смотрите на часы и обнаруживаете, что прошел уже целый час?
Если вам не понаслышке знакома эта ситуация, попробуйте использовать такой инструмент, как Pocket. Он позволяет отправить понравившуюся статью на ваш аккаунт, где вы сможете прочитать ее в любой момент, когда посчитаете нужным.
Инвестиция (investment)
И наконец, последний этап — фаза инвестиции, то есть потраченные пользователем время, усилия и внимание, в результате чего запускается следующий триггер и «крючок» повторяется снова.
Например, когда вы посылаете кому-то сообщение, вы автоматически запускаете следующий триггер, так как с большой долей вероятности вы получите ответ. Ответное сообщение, таким образом, является внешним триггером, побуждающим использовать этот продукт/технологию снова. Вот что можно сделать в этой ситуации:
- Отсрочьте появление следующего триггера. Нет такого правила, которое говорило бы, что каждое сообщение должно быть доставлено незамедлительно. Вы можете использовать, к примеру, инструмент Boomerang или FollowUp.cc, позволяющие отодвинуть момент доставки письма, после того как оно было отправлено.
- Знайте свои инвестиции «в лицо». Когда мы заходим в магазин, мы смотрим на ценник и в точности знаем, сколько нам будет стоить та или иная вещь. Однако когда дело доходит до онлайн-продукта, мы почти никогда не задумываемся о его «стоимости». Будьте очень внимательны, проводя много времени за каким-то приложением, особенно если бизнес-модель этой компании зависит от монетизирования вашего времени и внимания. Эти компании созданы, чтобы привлекать, и они лучше, чем вы сами, знают, что заставляет вас кликать или ставить галочку в том или ином случае.
Заключение
Как сказал древнегреческий драматург Софокл, «ничто великое не приходит в наш мир без проклятия».
Это высказывание как нельзя лучше можно отнести к появлению интернета в нашей жизни: это и, в самом деле, нечто великое и в то же время несущее в себе проклятие. В данном случае под проклятием имеется в виду постоянное отвлечение внимания.
Однако несмотря ни на что человечество продолжает прогрессировать, а значит не все так плохо. Попробуйте применять советы, описанные в данной статье, и делайте все возможное, чтобы именно вы контролировали технологии, а не они вас.
Замечали ли вы, как «подсаживаетесь» на новый продукт или технологию по описанной выше схеме? Что вы предпринимаете, дабы выйти из заколдованного круга? Поделитесь в комментариях.
Высоких вам конверсий!
По материалам: nirandfar.com