Специалисты в области UX (User Experience — пользовательский опыт) много внимания уделяют взаимодействию. Особого подхода требует дизайн лендингов для мобильных устройств, например, необходимо учитывать, как контекст, в котором человек задействует свой девайс, влияет на опыт его использования. Однако до последнего времени не было однозначного понимания того, как люди носят и держат свои гаджеты.
Несколько лет назад существовало предположение о том, что они в основном держат гаджеты одной рукой, поскольку размер устройств позволяет это делать. По большей части это предположение касалось первых моделей iPhone. Некоторые разработчики исходили из того, что все люди одинаковы и не адаптируются к различным ситуациям, что изначально неверно, особенно если представить возможную неожиданную смену обстановки и все многообразие способов применения телефонов реальными людьми.
Следует признать, существуют более широкие исследования, допускающие, что люди могут держать свои телефоны разными способами, не обязательно при помощи одной руки. При сравнении наблюдений разных лет нужно иметь в виду огромные различия в особенности использования старых моделей телефонов с кнопочными панелями, требующими определенных движений пальцев руки, и новых видов устройств с тачскринами, распространенных в наши дни.
Современные мобильные телефоны совсем другие
Все изменилось с приходом тачскринов. Практически вся поверхность сегодняшних телефонов представляет собой экран. Пользователям необходимо видеть весь дисплей, и для получения информации им может понадобиться прикоснуться к любой его части.
Чтобы понять, как люди привыкли держать современные мобильные устройства и взаимодействовать с ними, Стивеном Хубером (Steven Hoober) из UXmatters.было проведено новое исследование. Оно включило 1333 наблюдения за тем, как люди используют свои устройства на улице, в аэропортах, на остановках общественного транспорта, в кафе, в поездах и автобусах и т.д. 780 участников прикасались к экрану, чтобы прокрутить его, напечатать текст, нажать или иным способом использовать жесты для ввода данных. Остальные просто что-то слушали, смотрели на экран или говорили по телефону.
Что не входило в рамки данного исследования
Необходимо оговориться, что организаторы эксперимента, желая избежать излишнего вмешательства в частную жизнь, не имели доступа к информации о том, что конкретно делали пользователи на своих девайсах. Не учитывались демографические данные, не фиксировались модели устройств.
Но самое главное — точно неизвестно общее число участников. В связи с этим нельзя обратиться к отмеченному выше количеству наблюдений (1333) и предположить, что n% людей вводили текст в отдельно взятый промежуток времени. Исследователи исходили из того, что большинство наблюдаемых имели мобильное устройство, однако зачастую сами эти устройства не были видны, или люди не взаимодействовали с ними в момент наблюдения, поэтому невозможно было получить более точные сведения.
Все наблюдения проводились в общественных местах, и исследователям удалось заметить несколько планшетов, но, поскольку таких случаев было немного, выводы по использованию планшетов не были включены в общую совокупность данных.
Что удалось узнать
В более чем 40% случаев пользователь взаимодействовал с телефоном, не вводя каких-либо данных с помощью кнопок или экрана. Рисунок 1 наглядно демонстрирует результаты наблюдений.
Рисунок 1. Как люди держат мобильные устройства и взаимодействуют с ними
22% пользователей были заняты разговором по телефону, а 18,9% вовлечены в «пассивные действия» — в основном, слушали музыку или смотрели видео. За голосовые звонки принимались только те случаи, когда пользователи прикладывали телефон к уху, поэтому наверняка некоторые звонки были также причислены к пассивному использованию (например, если человек использовал аудиогарнитуру).
Пользователи, прикасавшиеся к экрану или кнопкам, держали телефоны тремя основными способами:
49% — одной рукой,
36% — поддерживая второй рукой,
15% — двумя руками.
Хотя большинство задействовало только одну руку при поддержке телефона и касании экрана, значительное количество людей также прибегали к другим методам. Даже наименее распространенный способ — двумя руками — дал довольно внушительный процент пользователей, что наводит на мысли о том, что данный факт следует иметь в виду при разработке дизайна мобильных устройств.
Далее будут подробнее рассмотрены каждый из этих способов держать мобильный телефон, а также будут приведена более детальная информация и размышления о том, почему люди предпочитают держать телефон определенным образом.
На представленных ниже рисунках 2-4 цветами обозначено, какие области телефона пользователь может достать большим или другими пальцами. Зеленым цветом закрашены участки, до которых легко дотянуться, желтым — где нужно постараться, красным — области, для взаимодействия с которыми приходится изменять положение руки. Конечно, границы этих участков носят приблизительный характер и могут варьироваться для отдельных людей, в том числе по причине особой манеры держать телефон или из-за размера мобильного устройства.
Пользователи не держат телефоны только одним способом
Нужно отметить, что пользователи не держат свои телефоны статично, они постоянно меняют положение рук, иногда каждые пару секунд. Как правило, это связано с переходом на новую задачу, выполняемую на смартфоне. Нажатия, прокрутка и набор текста требуют разных жестов, которые довольно просто вычислить, даже если вы не видите, какое конкретно действие выполняется.
Часто наблюдаемые прокручивали экран, используя одну руку, а вторую применяли, если нужно было дотянуться до дальнего угла экрана. Затем брали телефон руками, если им требовалось набрать текст. После этого они придерживали устройство обеими руками, но не использовали левую руку для ввода текста, а лишь нажимали ею что-либо на экране. Затем они вновь возвращались к удержанию и прокрутке одной рукой. Подобное поведение встречалось довольно часто.
Метод одной руки
Может показаться, что этот метод не предполагает ничего сложного, однако те 49% пользователей, кто использует одну руку, чтобы удерживать телефон, делают это во множестве разных позиций. Две из них продемонстрированы на рисунке 2, но существуют и другие вариации. Левши держат телефон в противоположной руке.
Рисунок 2. Два способа держать телефон с тачскрином одной рукой
Примечание. Большой палец находится выше на изображении справа. Некоторые люди именно так размещают свою руку, надеясь дотянуться пальцем до необходимых зон, например, если их интересует верх экрана больше, чем его нижняя часть.
Люди, использующие одну руку, разделились следующим образом:
67% — с большим пальцем правой руки на экране,
33% — с большим пальцем левой руки на экране.
Не совсем понятно, что дают эти цифры, касающиеся привычки пользоваться одной левой или одной правой рукой. Количество людей, применяющих правую руку для удержания телефона и при этом нажимающих на экран большим пальцем левой руки, не соотносится с общей статистикой по левшам, составляющим около 10% пользователей. Удержание левой рукой при этом встречается еще чаще — у 21% людей. Вероятно, данное поведение вызвано тем, что доминантная рука (а именно правая) может быть задействована для других операций.
Вообще применение одной руки может быть тесно связано с одновременным выполнением других задач. Многие из тех, кто держали телефон одной рукой, в то же время выполняли действие второй: несли сумку, открывали двери, держали детей, использовали руку для баланса при ходьбе или подъеме по лестнице и т.д.
Поддерживание второй рукой
Термином «поддерживание» обозначается такой метод, при котором используются обе руки для того, чтобы держать телефон, но для управления экраном или нажатия кнопок применяется только одна рука (рисунок 3).
36% пользователей, поддерживающих телефон, управляют им либо с помощью большого пальца, либо с помощью какого-либо другого пальца руки. Поддерживание позволяет обеспечить телефону более стойкое положение и дает больше свободы для взаимодействия с гаджетом при помощи одного из пальцев.
Рисунок 3. Два метода поддерживания мобильного телефона обеими руками
Люди, поддерживающие телефон правой или левой рукой, делятся следующим образом:
72% — с большим пальцем на экране,
28% — с каким-либо другим пальцем на экране.
Те, кто использовали большой палец для тачскрина, держали телефон почти так же, как пользователи, применявшие только одну руку. Вторую руку они подключали лишь отчасти, помогая стабилизации телефона. Намного меньший процент людей прибегал ко второму типу поддерживания, при котором они держали телефон одной рукой и использовали палец другой руки для взаимодействия с экраном. Этот способ похож на то, как люди используют стилус для работы с мобильным устройством. (Поскольку людей со стилусами было немного — всего около шести, — они не были выделены в отдельную категорию и рассматривались как предпочитающие второй способ поддерживания.)
Пользователи, поддерживающие телефон обеими руками, разделились следующим образом:
79% — поддерживающие снизу левой рукой,
21% — поддерживающие снизу правой рукой.
Люди часто меняют положение, удерживая телефон то одной рукой, то обеими руками. Как правило, это происходит в ситуациях, когда требуется обеспечить дополнительную безопасность, например, при сходе с тротуара или попытке уклониться от столкновения с мимо проходящим человеком. Но это также может быть связано с желанием добиться дополнительного доступа до определенных частей экрана.
Метод двух рук
Мы традиционно соотносим удержание телефона обеими руками с набором текста на QWERTY клавиатурах, подобных тем, что встречались на классических Blackberry и телефонах с выдвигающейся панелью. В данном исследовании метод двух рук применялся 15% пользователей. Как показано на рисунке 4, люди кладут телефон на пальцы, а для манипуляций используют большие пальцы обеих рук подобно тому, как они делали бы это на клавиатуре компьютера.
Люди, держащие смартфоны обеими руками, делают это:
90% — в вертикальном, «портретном» положении (portrait mode),
10% — в горизонтальном, «ландшафтном» положении (landscape mode).
Рисунок 4. Удерживание обеими руками в вертикальном или горизонтальном положении
Очень часто пользователи переходят от метода двух рук к поддерживанию телефона: сначала они печатают большими пальцами, затем перестают использовать одну руку для ввода информации и двигают только одним из больших пальцев для взаимодействия с экраном.
Некоторые из наблюдаемых использовали оба больших пальца для печати, другие — только один. Пользователь мог прокручивать экран большим пальцем правой руки, а на ссылки нажимать большим пальцем левой руки.
Подавляющее большинство людей предпочитало использовать мобильное устройство в вертикальном положении, несмотря на теорию об удобстве печати на большей по площади клавиатуре. Однако пользователи телефонов с выдвигающейся клавиатурой вынуждены использовать их в горизонтальном, или «ландшафтном», положении.
Во всех трех способах пользователи предпочитали держать телефон вертикально, но именно при удерживании двумя руками частота применения горизонтального положения была особенно низка. И при этом, как ни странно, очень часто разработчикам поступают жалобы на отсутствие возможности использовать мобильные приложения в горизонтальном режиме.
К чему приводят нас результаты наблюдений?
Нельзя утверждать, что удерживание смартфона одной рукой оптимально для всех, даже учитывая тот факт, что дизайн мобильных устройств с фокусом именно на такое использование — это беспроигрышный вариант для почти половины пользователей (49%). Но подход должен быть более комплексным.
Некоторые дизайнеры могут интерпретировать факт более частого использования телефона одной рукой как руководство к размещению низкоприоритетного или требующего сложных манипуляций функционала в верхнем левом углу экрана. Однако не стоит этого делать. Пользователь видит кнопки наверху и поэтому может поменять положение рук на поддерживание, для того чтобы достать все необходимые зоны на экране, а, возможно, ему вообще привычно поддерживание устройства одной рукой.
Несмотря на то, что наличие среднестатистических данных о количестве левшей среди населения, невозможно предугадать, какой процент людей будет предпочитать удерживать телефон той или иной рукой. Если процент пользователей, имеющих определенную привычку, достигает 20% или 30%, нельзя игнорировать эти сведения, поэтому дизайнерам стоит тщательно продумывать, как могут происходить те или иные взаимодействия с экраном, если пользователь, к примеру, решит применить левую руку.
Другой фактор, требующий внимания, касается того, какую площадь экрана перекрывает палец при удерживании мобильного телефон любым из рассмотренных методов. Это тоже может повлиять на необходимость смены положения рук пользователем, поскольку экран занимает основную часть поверхности устройства. Какой контент закроет палец пользователя в той или иной части экрана? Недостаточно просто помнить о том, чтобы палец, вводящий информацию или лежащий на экране, не перекрывал ярлык того или иного приложения.
Необходимо тестировать интерфейс мобильного устройства. Для этого можно применять прототипы будущих экранных изображений, пусть даже и в бумажном виде, уменьшенные и распечатанные согласно необходимому масштабу. Такие прототипы накладываются на мобильное устройство или любой другой объект тех же размеров, а затем телефон удерживается всеми возможными способами, чтобы убедиться, что пользователи не будут перекрывать пальцами важный контент и что необходимые кнопки будут доступны для нажатия.
Что еще можно сделать в этом направлении
Конечно, данное исследование не дает исчерпывающей информации о том, как пользователи держат свои мобильные устройства. Необходимо получить более точные сведения, как часто люди меняют способы удержания телефона: с одной руки на вторую и затем на использование обеими руками.
Очень полезно было бы знать процентное соотношение предпочтений по методам удержания устройств. Все ли пользователи время от времени применяют один из трех
способов? Это также пока неясно.
Важно определить, какой способ держать телефон больше подходит для выполнения определенных задач. Если у дизайнеров будет понимание этой связи, они точнее смогут предположить, как человек держит телефон при определенных типах взаимодействия с устройством вместо того чтобы гадать, основываясь на своих личных привычках и предпочтениях.
Высоких вам конверсий!
По материалам: uxmatters.comimage source Blair Kay