Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. UI/UX >
  4. Пользовательское приемочное тестирование: руководство по успешному запуску новых продуктов

Пользовательское приемочное тестирование: руководство по успешному запуску новых продуктов

Пользовательское приемочное тестирование: руководство по успешному запуску новых продуктов

Как бы банально это не звучало, но большинству людей нравится, чтобы все было просто. Особенно, когда дело касается новых продуктов. По сути, потенциальная ценность, которую ваш продукт или сервис может привнести в жизни в ваших клиентов, не имеет никакого значения, если люди не смогут использовать его так, как этого хочется им, они почти наверняка пройдут мимо и обратят внимание на другие решения.

Напрашивается вывод — прежде чем начинать продавать свой продукт целевым клиентам, вы должны убедиться в том, что они смогут работать с ним так, как и намеревались изначально.

Именно здесь вам может пригодиться пользовательское приемочное тестирование (User Acceptance Testing, UAT). В сегодняшней статье мы расскажем вам, что это такое, когда и как вам следует использовать данный метод и почему он играет столь важную роль при выводе продукта на рынок.

Содержание статьи

Что такое пользовательское приемочное тестирование?

5 типов пользовательского приемочного тестирования

Почему пользовательское приемочное тестирование играет столь важную роль

Думайте о конечном пользователе

Подтвердите product/market fit

Когда продукт готов к проведению UAT?

Бизнес-требования должны быть готовы
Продукт должен функционировать на своих предельных возможностях
Проблемы должны фиксироваться, исправляться и тестироваться
Команда по тестированию системы должна дать добро

6 шагов успешного пользовательского приемочного тестирования

1. Проанализируйте бизнес-требования
2. Разработайте UAT план
3. Определите тестовые сценарии и кейсы
4. Подготовьте тестовые данные
5. Проведите тест
6. Подтвердите достижение бизнес-целей

Что такое пользовательское приемочное тестирование?

Пользовательское приемочное тестирование — процесс, в ходе которого вы просите группу людей использовать продукт, сервис или часть софта с его полным функционалом.

Известное также как бета-тестирование, UAT служит трем основным целям:

  1. Определить, работает ли продукт в реальных ситуациях так, как задумывалось при его создании.
  2. Определить, были ли обозначены все доступные функции.
  3. Проверить продукт на наличие багов и сбоев, которые мешают ему выполнять свои основные функции.

Далее в статье мы еще поговорим о важности UAT, но сперва давайте быстро разберем разные типы такого тестирования.

5 типов пользовательского приемочного тестирования

1. Первый тип, на котором мы и будем фокусироваться в этом посте, — альфа/бета-тестирование. При альфа-тесте роль пользователей на себя берут штатные сотрудники и члены команды разработчиков. А вот бета-тест проводится с участием реальных, специально отобранных пользователей. Ниже — пример лендинга с предложением зарегистрироваться для бета-тестирования Division 2, анонсированного на E3:

пример лендинга с предложением зарегистрироваться для бета-тестирования Division 2, анонсированного на E3

Эта страница не очень удачно выглядит в русской реализации, но, тем не менее, она выполняет свою функцию. Быстро и без особых усилий создать свой лендинг пейдж для бета-тестирования вашего нового продукта можно с помощью нашей платформы. Для этого достаточно выбрать любой бесплатный шаблон и адаптировать его под себя:

достаточно выбрать любой бесплатный шаблон и адаптировать его под себя

2. Контрактное приемочное тестирование (contractual acceptance testing) нацелено на то, чтобы проверить, соответствует ли разработанный продукт контрактным требованиям, согласованным всеми заинтересованными сторонами. Обычно такое тестирование используют, дабы убедиться в том, что сторонняя команда разработчиков выполнила свои договорные обязательства.

3. Законодательное приемочное тестирование (regulation acceptance testing) позволяет убедиться в том, что продукт соответствует всем законам и предписаниям своей отрасли и юрисдикции. Такое тестирование следует проводить в сферах здравоохранения и финансов, кроме того, с внедрением GDPR на нем должны акцентировать внимание все европейские компании.

4. Операционное приемочное тестирование (operational acceptance testing) сосредоточено на определении эффективности закулисных процессов внутри организации, которые гарантируют людям полноценное использование продукта. С помощью этого типа тестирования оцениваются такие процессы, как онбординг, сбор данных и защитные механизмы.

5. Тестирование по стратегии черного ящика (black box testing) ориентировано на анализ причинно-следственной связи между взаимодействием пользователя с продуктом и результатом, полученным за счет этого взаимодействия. Этот тип тестирования связан с UAT тем, что здесь людям говорят, для чего предназначен продукт, но изучать, как именно он работает, они могут самостоятельно.

Почему пользовательское приемочное тестирование играет столь важную роль

Итак, UAT является неотъемлемой частью процесса создания продукта. Тем не менее, вы должны фокусироваться на таких тестах не только при их фактическом проведении, но и на всех этапах разработки:

Почему пользовательское приемочное тестирование играет столь важную роль

Как видно из диаграммы выше, пользовательское приемочное тестирование нацелено на то, чтобы все изначальные требования к продукту были соблюдены.

Думайте о конечном пользователе

Ценность вашего продукта определяется только людьми, которые будут с ним работать.

Хотя это звучит весьма очевидно, в процессе разработки продукта о таком нюансе можно запросто забыть. Не учитывая то, как ваши конечные пользователь будут взаимодействовать с вашим продуктом, вы рискуете столкнуться со многими проблемами или даже отклониться от намеченного пути. И точно также, не зная, чего на самом деле конечные пользователи хотят от вашего продукта, вы рискуете снабдить его совершенно ненужными функциями.

Несмотря на то, что удерживать фокус на клиентах в ходе разработки можно по-разному, акцентируя внимание на UAT, вы гарантированно сможете убедиться в том, что все усилия по вашему продукту делаются с мыслью о конечном пользователе.

Кроме того, это поможет вам сделать процесс разработки менее произвольным, поскольку каждое изменение или улучшение будет сопровождаться вопросом: «Как эта функция поведет себя в ходе пользовательского приемочного тестирования?».

Подтвердите product/market fit

Подтвердите product/market fit

Положительные результаты, полученные бета-тестерами во время вашего UAT, могут подтвердить не только наличие рынка для вашего продукта, но и то, что потребители в рамках этого рынка будут успешно использовать ваше решение.

Когда продукт готов к проведению UAT?

Прежде чем начинать UAT, команда разработчиков должна соблюсти ряд предварительных условий.

Остановимся на этих критериях более подробно.

Бизнес-требования должны быть готовы

Согласно iSixSigma, главным образом документы по бизнес-требованиям создаются, чтобы:

  • прийти к согласию между заинтересованными сторонами;
  • обеспечить основу, которая бы объясняла поставщику технологических услуг, каким должен быть продукт, чтобы удовлетворить потребности бизнеса и клиентов;
  • обеспечить исходные данные для следующей стадии проекта;
  • описать, как потребности бизнеса/клиентов будут удовлетворены за счет продукта.

Продукт должен функционировать на своих предельных возможностях

Пользовательское приемочное тестирование не является синонимом функционального теста. UAT не предназначено для выявления сбоев, ошибок, зависаний и прочих проблем.

Вместо этого, с помощью таких тестов вы должны проверять юзабилити продукта, когда он работает так, как вы и задумывали изначально. Иными словами, если на текущий момент ваше решение нуждается в каких-то очевидных доработках, оно не готово к UAT.

Проблемы должны фиксироваться, исправляться и тестироваться

По ходу разработки продукта вы почти наверняка столкнетесь с перечисленными выше проблемами. Чтобы подготовить свое решение к UAT, ваша команда должна не только исправлять эти просчеты, но и фиксировать их в специальном лог-файле.

Этот лог-файл должен содержать следующую информацию:

  • с чем конкретно связана проблема;
  • как проблема была устранена;
  • доказательство того, что в отношении проблемы было проведено тестирование;
  • результат исправления.

Такой подход обеспечивает максимальную прозрачность и наглядность в контексте разработки продукта для всех заинтересованных сторон.

Команда по тестированию системы должна дать добро

На данном этапе производственного процесса, когда все остальные критерии уже были соблюдены, команда разработчиков и другие заинтересованные стороны должны подтвердить готовность продукта к бета-запуску для ограниченного количества пользователей.

Зачем нужно пользовательское тестирование: кейс от Feedly

6 шагов успешного пользовательского приемочного тестирования

Процесс UAT включает в себя следующие этапы:

1. Проанализируйте бизнес-требования

Как было сказано ранее, прежде чем переходить к разработке продукта, вам необходимо позаботиться о документации по бизнес-требованиям. Но помимо этих документов, вам нужно собрать следующее:

  • Устав проекта
  • Бизнес-кейсы использования продукта
  • Диаграммы технологических процессов
  • Спецификации к системным требованиям (для SaaS-продуктов)

Анализируя эти документы, вы сможете начать разработку тестовых сценариев — важнейшего аспекта всех последующих шагов процесса.

2. Разработайте UAT план

На этой стадии вы определяете такие логистические критерии UAT, как:

  • условия входа и выхода (то есть когда продукт готов к UAT и когда тестирование будет считаться завершенным);
  • кто будет участвовать в тестировании и какая роль будет отводиться им в течение всего процесса;
  • график и продолжительность тестирования;
  • как будут собираться, анализироваться и задействоваться тестовые данные.

3. Определите тестовые сценарии и кейсы

Вам нужно будет продумать конкретные задачи для своих бета-тестеров и подготовить учебные материалы, которые бы помогали им пройти этот путь.

По сути, вы должны разрабатывать такие тестовые сценарии так же, как и свой onboarding-процесс. Таким образом вы убедитесь в том, что ваше бета-тестирование соответствует тому, как продукт будет использоваться в реальных условиях.

4. Подготовьте тестовые данные

Разумеется, вы также должны наладить процесс, который бы позволял вам эффективно собирать и подготавливать тестовые данные. Кроме этого, вам нужно быть уверенными в том, что используемая вами информация всегда будет оставаться конфиденциальной (особенно учитывая то, что GDPR уже вступил в силу в Европе).

5. Проведите тест

В ходе тестирования члены QA команды работают с бета-пользователями, чтобы завершить обозначенные тестовые задачи. Как только юзер достигает точки выхода, его просят оценить полученный опыт как позитивный или негативный.

Если большая часть ответов оказывается положительной, команда может уверенно двигаться вперед и выводить продукт на рынок, создав посадочную страницу, открытую уже для всех желающих. Если же это не так — разработчикам придется внедрять в продукт необходимые изменения.

Также стоит отметить, что хотя к этому моменту ваш сервис уже должен нормально функционировать, во время UAT ваши бета-тестеры могут столкнуться с непредвиденными проблемами. Если это произойдет, вам нужно будет приостановить тестирование и возобновить его после устранения неполадок.

6. Подтвердите достижение бизнес-целей

Как только бета-пользователи дадут вам положительную обратную связь, вам нужно будет подготовить документацию, которая послужит официальным сигналом для вывода вашего продукта на рынок.

Эта документация включает:

  • план тестирования
  • UAT сценарии и тестовые кейсы
  • результаты пользовательских тестов
  • лог-файл с проблемами (то есть баги, сбои, неполадки и т. д.), обнаруженными в ходе разработки и тестирования продукта

Затем эти документы представят на встрече по UAT, где будут присутствовать все заинтересованные стороны. Помимо рассмотрения самих документов, участники собрания должны будут убедиться в том, что продукт действительно готов к запуску и что закулисные бизнес-процессы компании гарантируют его стабильную работу. 

По материалам: fieldboom.com, Источник картинки: deadheading

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний