Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. UI/UX >
  4. UX-разрывы при оценке состояния системы и выполнении задач

UX-разрывы при оценке состояния системы и выполнении задач

Если вы когда-либо пытались подключить Bluetooth-гарнитуру к ПК, то возможно сталкивались с ситуацией, что, несмотря на все обещания производителя, автоматического подключения не произошло. И чтобы понять, в чем же, собственно, проблема, вам пришлось изучить справку Windows и обнаружить, что Bluetooth на вашем компьютере по умолчанию выключен.

Ниже размещен скриншот, демонстрирующий то, как выглядит переключатель Bluetooth в Windows 10 в выключенном и включенном состоянии:

Слева переключатель Bluetooth выключен, справа включен. Метка отражает текущее состояние переключателя.

Слева переключатель Bluetooth выключен, справа включен. Метка отражает текущее состояние переключателя.

Неспособность понять текущее состояние устройства — весьма распространенная проблема юзабилити.

Глядя на этот дизайн, становится очевидно, что создатели понимали всю важность видимости статуса: метка OFF рядом с переключателем лишена всякой двусмысленности..

Так что же пошло не так?

Содержание статьи

UX-разрывы при оценке состояния и выполнении задач
Выполнение и оценка взаимозависимы
Преодоление разрывов с помощью ментальных моделей
Заключение

UX-разрывы при оценке состояния и выполнении задач

Одни из наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются люди при взаимодействии с технологией, это:

  • Оценка состояния системы
  • Выполнение задачи для достижения конкретной цели

Данные проблемы описываются как «разрыв при оценке» (gulf of evaluation) и «разрыв при выполнении» (gulf of execution), поскольку в отсутствии эффективных элементов дизайна они могут стать непреодолимым барьером на пути пользователей к их цели.

Оба этих термина были впервые употреблены в 1986 году в книге «Ориентированный на пользователя дизайн системы» под редакцией Дона Нормана (Don Norman) и Стефана Дрейпера (Stephen Draper). В другой книге под названием «Дизайн привычных вещей» Дон Норман подробно рассказывает об этих UX-разрывах и их важности в процессе дизайна. Спустя тридцать лет они по-прежнему являются важнейшими понятиями в сфере проектирования интерфейса. 

Разрывы при оценке системы и выполнении задачи описывают две главные проблемы, которые должны преодолеть пользователи для успешного взаимодействия с устройством.

Разрывы при оценке системы и выполнении задачи описывают две главные проблемы, которые должны преодолеть пользователи для успешного взаимодействия с устройством. Как видно из рисунка, пользователи застревают в (почти) бесконечном цикле, вновь и вновь сталкиваясь с этими двумя проблемами: после выполнения действия они должны оценить его результат, спланировать следующий шаг, снова оценить результат, и так далее, пока не достигнут желаемой конечной цели.

Оба этих препятствия состоят из подзадач, которые пользователи должны выполнить на своем пути. Так, успешная оценка требует не просто обнаружения индикатора состояния системы, но и правильной его интерпретации. Аналогичным образом, выполнение задачи требует как планирования действия, основанного на понимании принципа работы элементов управления, так и фактического управления элементами управления. Успешное решение одной подзадачи вовсе не гарантирует, что и другие будут решены верно.

В случае с переключателем Bluetooth нетрудно заметить как сам переключатель, так и метку, но видимость этих элементов вовсе не означает, что их всегда правильно интерпретируют.

Выполнение и оценка взаимозависимы

Итак, успех выполнения задачи, как правило, зависит от правильной оценки состояния системы. Как только вы оцените текущее состояние Bluetooth, вы тут же поймете, как его включить. Определить план действий по использованию системы легко, но любой план, основанный на ошибочной оценке, обречен на провал.

Эта зависимость затрагивает многие системы. Например, при взаимодействии с сайтом или приложением, выполненным в стиле плоского дизайна (flat designs), у пользователей часто возникают проблемы с навигацией. И дело не в том, что они не знают, как перейти по ссылке, а в том, что они не понимают, что перед ними, собственно, ссылка (подробнее о проблеме неоднозначности плоского UI).

Преодоление разрывов с помощью ментальных моделей

Любая интерпретация требует усилий, и большинство людей пытаются минимизировать их, полагаясь на ментальную модель (mental model). Ментальная модель — это объяснение того, как работает система, что означают ее сигналы и какими будут результаты тех или иных действий пользователя. Ментальные модели формируются в нашем сознании на основе ранее полученного опыта.

Задача UX-дизайнера — помочь пользователям создать эффективные ментальные модели. Для этого необходимо:

  1. Определить, с каким похожим дизайном пользователи уже знакомы.
  2. Обеспечить визуальное сходство между новым и знакомым дизайном.
  3. Обеспечить функциональное сходство между ними.

Основой для ментальной модели может послужить как физический, так и цифровой опыт. Важно, чтобы визуальные сигналы наводили на модель, которая соответствовала бы функциональности системы, по крайней мере, в той степени, чтобы позволить пользователю правильно интерпретировать индикаторы состояния системы и предугадать результат действий.

Возвращаясь к изначальному примеру с Bluetooth, есть несколько разных моделей для того, как может работать переключатель ON/OFF. Некоторые переключатели вовсе не содержат меток; вместо них для различения состояний используют разные фоновые цвета. Другие располагают метки рядом с переключателем, и пользователь должен передвинуть переключатель в сторону той из них, которая описывает желаемое состояние. 

Слева: метки «Откл./Вкл.» отсутствуют, вместо них для различения состояний используется синий цвет для обозначения состояния «Включено» и серый — для «Выключено». Справа: физический ползунковый переключатель с метками OFF/ON.

Слева: метки «Откл./Вкл.» отсутствуют, вместо них для различения состояний используется синий цвет для обозначения состояния «Включено» и серый — для «Выключено». Справа: физический ползунковый переключатель с метками OFF/ON.

Переключатель Bluetooth из примера c гарнитурой содержит метку состояния и визуально напоминает физический ползунковый переключатель. Однако в отличие от последнего здесь сдвиг ползунка в сторону метки «Откл.» изменяет статус переключателя на «Вкл.», что противоположно тому, как работает физический ползунковый переключатель.

Переключатель Bluetooth

Примененный в Windows 10 дизайн для обозначения состояния Bluetooth-подключения гораздо проще интерпретировать, когда перед пользователем одновременно находятся несколько переключателей в разных состояниях. Цвет фона дает понять, какие переключатели включены, а какие выключены. А поскольку обе эти метки «Вкл.» и «Откл.» отображаются справа от переключателя, становится ясно, что они описывают его текущее состояние, нежели просто один конец переключателя:

Здесь мы одновременно видим несколько переключателей, некоторые из которых включены, а другие выключены.

Здесь мы одновременно видим несколько переключателей, некоторые из которых включены, а другие выключены. В этом случае пользователю легче понять, что метки отображают именно текущее состояние переключателя.
(Тот факт, что переключатель «Скрыть уведомления» выключен, вызывает дополнительную сложность интерпретации из-за неявного двойного отрицания. Лучше всего, чтобы формулировки всех меток были утвердительными; статус «Вкл». должен означать, что что-то происходит.)

Но при сложном меню настроек трудно гарантировать, что переключатель «Откл.» всегда будет сопровождаться другим переключателем в положении «Вкл.». Гораздо лучший вариант дизайна в данном случае — чекбокс. Он также опирается на ментальную модель, взятую из физического мира. Чекбоксы использовались для подключения Bluetooth в Windows 7 и порождали гораздо меньше проблем с оценкой состояния, нежели их аналог в Windows 10.

Слева: чекбокс для включения Bluetooth в Windows 7. Текущее состояние было гораздо легче интерпретировать: оно зависело лишь от наличия галочки, а не от цвета, метки или позиции метки. Справа: чекбоксы по-прежнему отображаются в более глубоких настройках Windows 10; несмотря на немного изменившийся внешний вид, они сохранили главные черты, облегчающие оценку текущего состояния.

Слева: чекбокс для включения Bluetooth в Windows 7. Текущее состояние было гораздо легче интерпретировать: оно зависело лишь от наличия галочки, а не от цвета, метки или позиции метки. Справа: чекбоксы по-прежнему отображаются в более глубоких настройках Windows 10; несмотря на немного изменившийся внешний вид, они сохранили главные черты, облегчающие оценку текущего состояния.

Заключение

Впервые Дон Норман описал свою модель взаимодействия несколько десятилетий назад, но трудности с оценкой состояния системы и выполнением задач по-прежнему возникают в современных интерфейсах. Понимание этих разрывов и исключение их из UX-дизайна важно по двум причинам.

  • Во-первых, проблемы юзабилити не ограничиваются теми или иными формами взаимодействия и типами устройств. Независимо от того, разрабатываете ли вы интерфейс для ноутбука, часов, умного динамика или холодильника, людям так или иначе придется иметь дело с проблемами в его оценке. И данная модель достаточно гибкая, чтобы ее можно было эффективно применить к новым контекстам дизайна.
  • Во-вторых, разбивка оценки состояния и выполнения задачи на конкретные подзадачи проливает свет на конкретные проблемы дизайна. Определение того, связана ли проблема с видимостью или интерпретацией, поможет вам быстрее найти решение.

Пользователи постоянно вынуждены преодолевать разрывы при оценке систем и выполнении задач, чтобы успешно взаимодействовать с технологиями. Однако эта задача станет для них гораздо легче, если UX-разработчики будут в курсе этих разрывов и с помощью соответствующих средств станут направлять пользователей по правильному пути.

Когда люди попадают на ваш лендинг, они ждут, что его дизайн, структура и функционал будут им максимально понятны и не создадут проблем. И если вы сумели организовать правильный пользовательский опыт, то все так и будет: финишной чертой этого движения станет конверсия. Конструктор лендингов LPgenerator — это еще и платформа для проведения тестов, которые обеспечат вас достаточным объемом данных для создания идеального UX.

Высоких вам конверсий! 

По материалам: nngroup.com

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

Генеральный партнёр: STRATE FZ-LLC License number 47005249 Address: B03-227 Business Center 02 RAKEZ Business Zone-FZ RAK (Ras Al Khaimah), United Arab Emirates Email: corporate@strate.ae