Кто из нас хоть раз не сталкивался с дезинформацией? Дезинформация — это либо обман, либо искаженная информация, которая предлагается читателю как правда.
Очень важно уметь проверять факты и укреплять навыки медийной грамотности. В этой статье вы найдете 4 совета, как распознать дезинформацию, уловки и мошенничество в социальных сетях. Рассказывает Джессика Ли из Snopes — интернет-ресурса по факт-чекингу информации.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
1. Игнорируйте посты с просьбой поделиться сообщением
2. Не спешите переходить по странным объявлениям
3. Проверяйте сообщения из неизвестного источника, прежде чем делать репост
4. Относитесь скептически к вирусным видео
1. Игнорируйте посты с просьбой поделиться сообщением
Публикации такого типа называют «копипастами». Часто в них предлагают поделиться с другими каким-то предупреждением или советом либо способом бесплатно получить деньги или какой-то товар. В действительности же эти сообщения предназначены лишь для того, чтобы обмануть или запутать вас.
Ярким примером такого копипаста, обманывающего пользователей фейс-сети на протяжении многих лет, является публикация о том, что платформа начнет взимать плату со своих пользователей.
Но, исходя из этого вирусного сообщения, вы якобы можете избежать расходов, если поделитесь этим «письмом счастья»: «Если вы скопируете это на свою стену, ваша иконка станет синей и фейс-сеть останется для вас бесплатной».
Это сообщение, как и многие другие копипасты, является клеветой. Все социальные сети (не только фейс-сеть) публикуют информацию об изменениях и пресс-релизы на своих официальных страницах. Заходите туда и читайте новости в первоисточнике.
Например, ВКонтакте публикует дайджест изменений в своем блоге по адресу vk.com/blog
2. Не спешите переходить по странным объявлениям
Прокручивая свою ленту, вы можете натолкнуться на кликбейт-рекламу, обещающую раскрыть «лайфхак» или какую-то тайну, как только вы перейдете по ней.
Рекламный арбитраж — это способ получить доход от интернет-рекламы, ведущей читателей на многостраничную статью или слайд-шоу. Основная идея состоит в том, чтобы взять какую-то историю, разбить ее на несколько страниц, разместить на этих страницах рекламу и заработать на ней.
Многие такие объявления используют дезинформацию и отталкивающие изображения, чтобы заманить людей. Реклама может касаться как чего-то серьезного, например политики, так и совсем незначительного, например способов применения банановой кожуры.
Другими словами, подобный контент старается привлечь ваше внимание и получить от вас ценный клик, не дав ничего взамен.
Вы также можете встретить рекламу, которая выглядит как пост и находится между обновлениями от ваших друзей и групп, на которые вы подписаны. Такой тип спонсируемого контента, или нативной рекламы, может представлять разную степень риска.
Правильно маркированные публикации, предлагающие рекламу на основе вашей истории браузинга, вызывают меньше беспокойств по сравнению с контентом, продвигающим сомнительные продукты или не включающим упоминание рекламодателя.
3. Проверяйте сообщения из неизвестного источника, прежде чем делать репост
Вне зависимости от того, кому принадлежит публикация или видео, всегда перепроверяйте информацию в надежных источниках. Такими источниками могут быть, например, авторитетное новостное издание, исторический архив, академический журнал, общедоступная база данных, онлайн-сервис для проверки информации.
Вот основные правила:
- Если речь идет об изображении, используйте такие инструменты, как Google Images, TinEye, Yandex и Bing Images. Они помогут определить, где впервые было размещено изображение. Такой обратный поиск может быть полезен, например, при определении достоверности мема.
- Если в меме, статье или видео отсутствует ссылка на источник информации, — это повод насторожиться. Цитата известной личности, например, должна быть опубликована в надежном новостном издании, а в посте должна быть указана внешняя ссылка на этот источник новостей.
Известная цитата, ошибочно приписываемая Зигмунду Фрейду. Подтверждение того, что Фрейд этого не говорил, можно найти на сайте дома-музея Фрейда в Лондоне. Изображение: pikabu
- Научные данные должны быть подкреплены реальным академическим исследованием или исследовательским институтом.
- Большинство авторитетных новостных агентств будут цитировать несколько источников. Если история основывается на анонимных источниках, то это может быть связано с тем, что новостному агентству была предоставлена эксклюзивная или секретная информация либо оно должно защитить личность своего источника — большинство новостных агентств не раскрывают, например, имя жертвы сексуального насилия без их согласия. При этом «анонимный» источник может быть просто результатом публикации непроверенных данных.
- Если утверждение исходит из поста в социальной сети, при этом оно не появляется ни на одном новостном сайте, то оно должно быть перепроверено журналистом или новостным агентством.
- Если кто-то сообщает, что услышал новость от «друга» или «друга друга», всегда будьте осторожны с такого рода информацией. Если вы читаете в соцсети пост, в котором утверждается, что им известен первоисточник, но сам он таковым не является, следует с недоверием относиться к представленной в нем информации.
4. Относитесь скептически к вирусным видео
Такие платформы, как TikTok и Reels, являются рассадниками непроверенных сообщений. Если вы услышали что-то в видео и ни один достоверный источник не подтвердил это утверждение, вероятнее всего, автор видео руководствовался не фактами, а неправильным восприятием, интуицией, предположениями или обманом.
Вот пример подобной дезинформации: «Трампу запретили присутствовать на похоронах королевы Елизаветы II». Snopes проверил информацию, опроверг ее и предоставил пять ссылок в подтверждение своего заключения.
Высоких вам конверсий!
По материалам: snopes.com. Автор: Jessica Lee