Хакатон — это отличная возможность прокачать навыки разработчика, добавить в портфолио реальный проект, найти единомышленников и заработать. Рассказываем, как их искать и как побеждать.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Команда
Регистрация
Программное обеспечение
Сбор информации
Преимущества и недостатки хакатона
Расписание ближайших онлайн-хакатонов в 2022
Что такое хакатон?
Хакатон (англ. hackathon — словоформа от hack и marathon) — это соревнование между командами, состоящими из разработчиков прямого обеспечения — программистов, дизайнеров, менеджеров.
Главная цель хакатона — это создание полноценной рабочей версии продукта. Организаторы ставят одну или несколько задач с разным уровнем проработки, а участники придумывают решения, которые можно доработать и внедрить. Обычно им дается на это 24–48 часов.
Участвовать в хакатоне могут не все. Обычно проводится предварительный отбор, во время которого оценивается качество заполнения заявки, свежесть идей и другие параметры. Чтобы участвовать в хакатоне, нужно разбираться в заявленной теме.
Сам хакатон может длиться от двух дней до нескольких месяцев. Например, участники Semrush Cup 1.0 за 2 месяца должны придумать способ сбора источников трафика на основе посещаемости.
Участники должны предоставить работающий репозиторий, который воспроизведет логику загрузки и обработки данных, настройки параметров модели и генерации финального решения.
Чтобы отслеживать прогресс команд, вводятся чекпойнты. Несколько раз за соревнование участники должны показать работу менторам, которые могут дать фидбэк.
Советы помогают участникам понять ожидания заказчиков, а менторы могут убедиться в компетенции участников, а также в том, что они не используют готовые решения.
Изображение: hubspeakers.ru
Зачем нужны хакатоны?
Соревнования — это отличный шанс прокачать свои навыки, найти единомышленников и поработать над созданием продукта. Участники могут совершенствовать навык командной работы, проведения презентаций, тайм-менеджмента, работы в стрессовых условиях и выиграть деньги.
Например, призовой фонд в TumarisHack — хакатоне для девушек-разработчиков — составлял $6 000.
Изображение: tumaris.tech
В хакатоне участвуют разработчики из разных регионов. Во время соревнований можно познакомиться с коллегами, обменяться знаниями, идеями и даже договориться о создании совместного проекта.
Участники работают в свободном формате так, как им удобно, и взаимодействуют со специалистами из других областей, с которыми могли ранее не пересекаться. Во время работы они могут прокачать навыки креативности и совместной работы.
А еще хакатон — это отличная возможность наработать портфолио для новичков. На строчку в резюме с пометкой «победитель» обращают внимание даже крупные компании.
Изображение: Гэри-Яу Чан
Что нужно для участия?
Чтобы участвовать в хакатоне, нужно собрать команду, выбрать проект, зарегистрироваться, а затем изучить требования организаторов, распределить роли в команде и настроиться на победу.
Команда
Обычно на соревнования допускаются команды, состоящие из разнопрофильных специалистов. Состав команд определяется в зависимости от задачи, которую нужно решить во время хакатона.
Результат будет лучше, если группа состоит из сработавшихся участников, которые знают сильные и слабые стороны друг друга.
В команду можно приглашать коллег, знакомых и даже незнакомых людей. Найти единомышленников можно на профильных форумах, в тематических группах и соцсетях. Но, если команды нет, а участвовать очень хочется, можно попросить организаторов помочь. В редких случаях они помогают собрать команду из участников-одиночек.
Например, The Sandbox для участия в онлайн-хакатоне принимают заявки от команды и отдельных участников, из которых затем формируются группы.
Изображение: metaverse.maff.io
Организаторы создали чат для участников и запустили рассылку, через которые они могут искать единомышленников и объединяться в команды.
Регистрация
Прежде чем регистрироваться на хакатон, стоит посмотреть прошедшие мероприятия и проанализировать профили участников и победителей — их профессиональные качества, решенные задачи, идеи и найденные решения. Это поможет понять, в каком именно хакатоне ваши шансы на победу выше.
Хакатоны проводятся в онлайн- и офлайн-форматах. Не стоит ограничиваться только российскими площадками. Если вы в достаточной степени владеете английским языком, пробуйте участвовать в международных соревнованиях.
Программное обеспечение
Прежде чем участвовать в хакатоне, нужно проверить технику и ПО: скорость работы ноутбука, наличие фреймворков, библиотеки и т. д.: всего того, что понадобится при разработке проекта. Это поможет минимизировать риски во время участия в мероприятии.
Еще можно схематично проработать концепцию решения до старта соревнований. Так вы сможете прикинуть жизнеспособность проекта и не вылететь из соревнования до его завершения.
Сбор информации
В мероприятии побеждают идеи, реализация которых требует минимум затрат. Они должны соответствовать запросам организаторов и решать задачу.
Чтобы понять, что нравится организаторам, нужно изучить информацию о компании:
- Решением каких задач занимается организация?
- Кто принимает решения?
- Какие разработки используются?
- Какие технологии внедрялись в прошлых проектах и могут использоваться для новых задач?
Некоторые организаторы нанимают отдельных участников и целые команды. Не лишним будет изучить опыт прошлых мероприятий — получали ли предложения о работе их участники.
Например, ГК «Иннотех» — организатор INNOHACK 2.0 — приглашает в свою компанию около 10% участников. Чтобы стать частью команды Иннотеха необязательно побеждать. Судьи отмечают авторов интересных идей, а также разработчиков, показавших высокий уровень профессионализма, и делают им оффер.
Хакатон INNOHACK 2.0 от ГК «Иннотех». Изображение: hack.inno.tech
Как собрать команду?
Редко когда получается собрать сильную команду из незнакомых людей с первого раза. Чтобы обезопасить себя от конфликтных ситуаций, стоит выбирать не просто партнеров для соревнований, а совладельцев будущих проектов.
Они должны быть профессионалами с разными компетенциями — уметь создавать UX-дизайн, управлять бизнесом, разрабатывать интерфейс и т. д. Хорошо, когда потенциальные участники известны в профессиональной среде, а их навыки подтверждены реальными проектами.
Найти единомышленников в команду можно на форумах, в мессенджерах и тематических сообществах. Например, на Хабре или DTF.
Изображение: dtf.ru
Можно также просмотреть чаты для поиска команд:
Бывалые участники при выборе коллектива советуют заранее распределить роли и спланировать состав.
Гари-Яу Чен, участвовавший в 55 хакатонах, рекомендует добавлять в команду frontend-разработчика. Он поможет уложиться в срок и сделать красивый дизайн.
А если добавить в команду бизнес-менеджера, он сможет выгодно представить проект судьям и убедить их в эффективности идеи.
Изображение: Гэри-Яу Чан
Нужно распределить роли в соответствии с навыками участников так, чтобы каждый член команды мог работать над конкретной задачей, в которой он особенно хорош.
Если есть время подготовиться к соревнованиям, полезно потренироваться. Можно придумать фиктивную идею, распределить задачи в команде в соответствии с ролями участников, и посмотреть, как справится команда. Чем лучше команда взаимодействует, тем выше шанс на успех.
Некоторые хакатоны публикуют тренировочные задания для команд, чтобы участники наладили коммуникацию до старта соревнований. DTF и Azur Games, когда проводили онлайн-хакатон для игровых разработчиков, за несколько недель до старта публиковали тренировочные задания.
Изображение: dtf.ru
Преимущества и недостатки хакатона
Участники хакатонов могут приятно провести время, получить новый опыт и выиграть призы. Во время соревнований участники:
- Прокачивают навыки решения задач. Они могут создать полнофункциональный продукт менее чем за 48 часов.
- Развивают навыки управления проектами — учатся распределять ресурсы, составлять график, оценивать риски, создавать команду, распределять роли и представлять свой проект судьям.
- Создают и прокачивают команды, расширяют круг профессиональных знакомств из числа судей, посетителей и других участников.
- Могут выиграть приз.
Для организаторов хакатон — это относительно простой и ресурсосберегающий способ задействовать творческий потенциал разработчиков и найти сотрудников.
В хакатоне могут участвовать только профессиональные специалисты за исключением мероприятий, рассчитанных на молодежь. На детских хакатонах организаторы ищут талантливых ребят, которые нестандартно мыслят. Высокий порог входа — единственный недостаток подобных мероприятий.
Где искать хакатоны?
Хакатон — отличная возможность отточить навыки и применить знания для решения реальной задачи. Есть несколько сайтов, которые регулярно публикуют хакатоны для разработчиков:
- Codenrock
- Hackathon list или они же в телеграме
- Хакатон.com
- Цифровой прорыв
- Russian Hackers
- Open Data Science
- Boosters
- Driven Data
Расписание ближайших онлайн-хакатонов в 2022
Высоких вам конверсий!