Аудит контента — это анализ всех материалов, которые бизнес публикует на сайте. Он помогает найти и исправить слабые места: устаревшие данные, некорректные ссылки, неправильный title и т. д.
Цель аудита — оптимизировать контент так, чтобы он привлекал внимание клиентов и конвертил продажи. В статье мы поделимся собственными наработками по аудиту: как его делать, какие инструменты использовать, как сохранять и анализировать данные.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Как проводить контент-аудит: пошаговый план
План для небольшого сайта с 5–10 страницами
План для сайта с большим количеством страниц
1. Внесите данные в таблицу
2. Соберите URL-адреса и информацию о страницах
3. Проанализируйте эффективность контента
4. Проанализируйте ключевые запросы
5 . Проанализируйте контент
6. Составьте план улучшений
Когда нужен аудит?
Аудит — это единственный способ понять эффективность контента: как на него реагируют клиенты, какой трафик он привлекает, генерирует лиды или нет, какие действия предпринять, чтобы улучшить ситуацию.
Аудит проводят, если нужно:
- Разработать или пересмотреть контент-стратегию, а чёткого представления о том, что писать нет.
- Изменить концепцию и дизайн сайта: специалист анализирует, какие материалы нужно перенести, а от чего проще отказаться.
- Раньше не делали — сайт работает несколько лет, а проверки не делали.
Регулярно отслеживая качество публикуемых материалов, бизнес может понять, насколько эффективно работает контент, и при необходимости заменить его.
Периодичность проверок каждый определяет сам исходя из типа контента и целей, которые нужно достичь.
Как проводить контент-аудит: пошаговый план
Первым делом, поставьте себе цель — зачем вы проводите аудит? Все дальнейшие действия будут зависеть от этого.
Например, если вы хотите повысить узнаваемость бренда, вам нужно: проанализировать контент, выделить ключевые слова, по которым пользователи чаще всего попадают на сайт, и определить, какие ещё ключи можно использовать для привлечения внимания к бренду.
Затем вы проведете оптимизацию статьи для SEO и будете искать более эффективный способ привлечения внимания. Возможно, вы сделаете отдельный блок с новостями компаниями, чтобы рассказывать о жизни бренда, или настроите умный поиск по сайту. Решение проблемы зависит от результатов аудита и ваших возможностей.
Следующим шагом решите, какой контент вы будете анализировать: карточки товаров, статьи из блога, видео, ленту новостей, а затем приступайте к анализу.
План для небольшого сайта с 5–10 страницами
Если у вас небольшой сайт, вы можете проанализировать материалы вручную:
1. Перечитайте все выбранные материалы, исправьте ошибки и опечатки, при необходимости измените формулировки.
2. Проверьте корректность ссылок: куда они ведут, насколько открывшиеся страницы соответствуют тому, что указано в подводке.
3. Посмотрите данные страниц: соответствуют ли title и description содержимому страницы.
4. Откройте Google Analytics или Яндекс Метрику и проанализируйте статистику по каждой странице: сколько времени пользователь проводит на странице, какой процент отказов.
Вот так это выглядит в Яндекс Метрике
5. Проанализируйте актуальность материалов на тех страницах, статистика по которым сильно западает. Попробуйте понять, почему пользователи уходят со страницы: контент не интересен, не актуален, не решает задачу и т. д.
6. Продумайте план, как вы будете оптимизировать контент на основе тех данных, которые получили при анализе.
План для сайта с большим количеством страниц
Проверять вручную сайт, состоящий из сотен страниц неудобно: нужны вспомогательные инструменты, которые автоматизируют большинство процессов.
1. Внесите данные в таблицу
Прежде чем проводить аудит, сделайте таблицу, в которую будете вносить данные. Эти данные необходимы для последующего аудита. Они должны соответствовать поставленным целям и отслеживать эффективность контента.
Например, при проведении SEO-аудита можно фиксировать ключевые слова, скорость загрузки страниц и обратные ссылки. А при анализе конверсии — объём трафика, клики, заявки, переходы на страницу или со страницы в другие разделы сайта.
Несколько советов по организации таблицы:
- Сделайте инструкцию по работе с таблицей и разместите её на первом листе файла.
- Если данных много, разделите контент разного типа по разным вкладкам. Но сделайте одинаковую структуру таблицы: при необходимости вы сможете объединить данные на одном листе.
- Делайте закрытые ячейки, чтобы упростить организацию и сортировку данных в дальнейшем.
- Добавьте в ячейки раскрывающиеся списки, чтобы упростить работу с таблицей. Особенно, если вы проводите аудит с командой.
- Выделяйте цветом разные типы или форматы контента.
- Придумайте для ячеек с количественными данными диапазоны значений.
Мы подготовили шаблон с несколькими вариантами таблицы (см. листы) для проверки контента на лендинге, сайте, в блоге, SEO-контента и общего аудита всего контента, создаваемого брендом. Копируйте файл и меняйте ячейки под свои задачи.
2. Соберите URL-адреса и информацию о страницах
Нужны те URL-адреса и страницы, которые планируете анализировать в Google Docs.
Удобно, когда в одном файле указан заголовок страницы, тип содержимого, формат, количество слов, дата изменения, прямые и связанные призывы к действию.
Если ссылок много, собирайте данные с помощью онлайн-инструментов, которые берут информацию из карты сайта:
В XML-sitemaps проверка небольших сайтов (до 500 страниц) бесплатная. Устанавливать софт на компьютер не надо. Откройте онлайн-сервис и вставьте ссылку на сайт в поисковую строку.
Подождите, пока сервис соберёт ссылки, а затем скопируйте их в отдельный файл, где будете анализировать контент.
Если сайт содержит больше 500 страниц, перед сбором данных оплатите подписку. Минимальный тариф — $4,19 за анализ до 1000 страниц в год.
3. Проанализируйте эффективность контента
Откройте онлайн-сервис URL Profiler (есть триал-версия на 14 дней) и добавьте ссылки из таблицы. А затем выберите нужные параметры с учётом поставленных целей.
Мы рекомендуем включать:
- реакции пользователей,
- индексацию в поисковых системах,
- mozscape — активирует клона бота Google, который собирает данные по странице,
- скорость страницы,
- Google Analytics,
- статус HTTP.
Если у вас есть работающие профили в Ahefs или SEMrush, вы можете связать их через соответствующие кнопки. Результаты анализа перенесите в таблицу для аудита.
Проверьте качество контента: стилистические и грамматические ошибки, качество изображений, актуальность текстов, соответствие SEO. Часть работы можно автоматизировать с помощью следующих инструментов:
- Google: Analytics, Search Console, Page Speed Insights.
- Яндекс: Яндекс Метрика, Яндекс Директ.
- SEO: Semrush, Ahrefs, Screaming Frog.
- Контент: плагин Yoast SEO, Grammarly, Hemingway, Text.ru, Gravred, Орфограммка и счётчик слов для сайтов.
- Для извлечения фото: extract.pics.
- Для оценки ROI: ваша CRM.
- Оценщики сайтов: be1, parsesite.ru.
4. Проанализируйте ключевые запросы
Для Яндекса: откройте Spywords, вставьте в поисковую строку ссылку на сайт и найдите все запросы в Яндекс.Директ, а также все органические запросы.
Для Google: откройте Google Ads и выберите вкладку «Получить статистику запросов для списка ключевых слов или сгруппировать их по группам объявлений», а затем вставьте в поисковое окно список ключевиков.
В Google есть ограничение: система ведёт поиск одновременно не более чем по 1000 словам. Кроме ключевых слов Google показывает информацию о странице, её среднюю позицию, число посещений, CTR по всем ключам. Все эти данные вместе с ключевыми словами нужно внести в шаблон.
5 . Проанализируйте контент
При анализе данных обратите внимание на следующие моменты:
- Отсутствующий контент: что интересует вашу аудиторию из того, что вы не рассказали?
- Неэффективный контент: какие части контента (страницы) не работают?
- Устаревший контент: что с ним делать: удалить или обновить?
- Топ-контент: какие материалы показывают наилучший результат?
Проанализируйте, есть ли у вас плагиат, контент с низким процентом уникальности. Есть ли посты, которые превзошли ваши ожидания? Какие из новых тем привлекают больше внимания сейчас по сравнению с прошлыми периодами? Есть ли динамика роста органических ссылок?
6. Составьте план улучшений
На этом этапе вы должны увидеть свои слабые и сильные стороны:
- Выделите посты, которые нужно удалить, обновить, переписать или дополнить.
- Спланируйте график работ: кто, когда и в какое время должен внести изменения. Возможно, оптимизировать контент будет целая команда. В таком случае назначьте роли и сформулируйте обязанности для каждого сотрудника.
- Отслеживайте динамику по каждому изменению — насколько они эффективны? Как изменяются позиции сайта в выдаче, трафик, конверсия?
Не старайтесь делать всё сразу, ориентируйтесь на цели аудита и сначала делайте то, что поможет достичь цели в первую очередь.
Высоких вам конверсий!