На виртуальной конференции Facebook Connect Марк Цукерберг выглядел как человек, у которого гора свалилась с плеч. Недовольные регулирующие структуры, увольняющиеся сотрудники, законодатели, сравнивающие Facebook c Big Tobacco? Не, не слышал.
Цукерберг радостно изложил свое видение так называемой метавселенной, иммерсивного виртуального пространства, которое компания пытается создать. Компания Facebook также сменила название на Meta, хотя почти все, наверное, продолжат называть ее Facebook.
Как и многие другие стратегические сообщения Facebook, эта конференция официально обозначила перемены, назревавшие уже давно.
В отделе Reality Labs над проектами виртуальной и дополненной реальностей работают более 10 000 сотрудников Facebook — почти столько же, сколько во всем штате Twitter, — и компания планирует в скором времени нанять еще 10 000 человек в Европе.
Компания скупает стартапы, работающие с виртуальной реальностью, и ранее сообщала, что потратит $10 000 000 000 на проекты, связанные с метавселенной.
Мы с Кевином Рузом (Kevin Roose), изложившим свои теории для New York Times, попробуем разобраться, что же это за вселенная.
Содержание статьи
Какие проблемы должна решить метавселенная?
1. Отток молодых пользователей
2. Платформа
3. Вмешательства контролирующих органов
4. Репутация
Что такое метавселенная?
Отсюда напрашивается ряд вопросов, и первый и главный из них: что такое метавселенная и как будет выглядеть ее версия от Facebook?
На недавней конференции Цукерберг ответил на эти вопросы, пусть и частично. Он описал метавселенную как чистый, хорошо освещенный виртуальный мир, в который сейчас можно попасть с помощью устройств виртуальной и дополненной реальности, а в будущем — с помощью продвинутых датчиков на теле.
Люди будут играть в виртуальные игры, посещать виртуальные концерты, покупать виртуальные товары, коллекционировать произведения виртуального искусства, проводить время с виртуальными аватарами друг друга и приходить на виртуальные совещания.
Идея иммерсивного цифрового пространства не нова: почти 30 лет назад его уже описал американский фантаст Нил Стивенсон. Цукерберг ставит будущее своей компании на то, что эта идея станет реальностью и «преемником мобильного интернета».
Получится ли у них? Сейчас, конечно, невозможно сказать наверняка. Впрочем, кто-то считает, что Facebook — тяжеловесная бюрократическая махина, которая добилась успеха, покупая приложения конкурентов или копируя их функции, а не благодаря собственным разработкам. Многим кажется сомнительным, что эта компания создаст иммерсивную цифровую среду, в которой люди действительно захотят проводить время.
Какие проблемы должна решить метавселенная?
Зачем Цукерберг это делает? Это ведь не попытка облегчить себе работу и не предпосылка к реорганизации компании. Некоторые предполагают, что он хочет отвлечь внимание публики от недавних скандалов, связанных с Facebook, но едва ли план революции в цифровом мире вызовет у критиков доверие к компании.
Успешная разработка иммерсивной цифровой среды помогла бы решить как минимум четыре большие щекотливые проблемы, с которыми Facebook сталкивается в мире земном.
1. Отток молодых пользователей
Ключевая проблема Facebook — социальная сеть стареет. Молодая аудитория уходит в TikTok, Snapchat и другие более модные приложения. Эта проблема пока еще не вредит прибыли Facebook, но доход от рекламы обычно падает не сразу.
Уже заметно, что даже Instagram — казалось бы, самое процветающее приложение в собственности Facebook — теряет популярность у подростков и молодежи.
Если нынешние тренды сохранятся, через несколько лет Facebook превратится в место для беби-бумеров, где царствуют видео с котиками и политическая агитация. Компания явно не желает своему флагману такой судьбы. Цукерберг даже публично поддержал новую стратегию, ориентированную на молодежь, и сказал, что компания постарается привлечь молодых пользователей.
Метавселенная может решить демографический кризис в компании, если она убедит молодых людей надеть свои Oculus и использовать Horizon — социальное приложение от Facebook — вместо того, чтобы смотреть на телефоне ролики с TikTok.
2. Платформа
Уже не первый год Цукерберг недоволен, что мобильные приложения Facebook работают на iOS и Android. Из-за этого компания зависит от Apple и Google, чьи приоритеты часто бывают диаметрально противоположны приоритетам Facebook.
Например, новая политика приватности, введенная Apple в этом году, нанесла удар по рекламному бизнесу Facebook: теперь им сложнее отслеживать активность мобильных пользователей. И если пользователи и дальше будут появляться онлайн со смартфонов, Facebook перестанет контролировать свою судьбу.
Цукерберг говорит о стратегических преимуществах метавселенной как минимум с 2015 года. Тогда он написал своим заместителям, что нужно создать и основную платформу, и ключевые приложения, чтобы упрочить свою стратегическую позицию.
Метавселенная позволила бы Facebook вырваться из-под контроля Apple и Google и привлечь пользователей на платформы, которыми владеет Facebook. Компании больше не придется волноваться, что ее приложения обвинят в шпионаже за пользователями и заблокируют.
Цукерберг вскользь осудил Apple и Google: по его словам, они ограничивают мобильную экосистему и тем самым душат инновации, не позволяют людям создавать новое и сдерживают развитие всей интернет-экономики.
3. Вмешательства контролирующих органов
Контролирующие органы принимают новые законы о защите персональных данных или не позволяют Facebook купить следующий Instagram. Поэтому есть смысл делать ставки на виртуальную и дополненную реальности, которые едва ли подвергнутся регуляции в ближайшее время.
К тому же, у Facebook много проблем из-за того, что его приложения используются для политических дебатов, и метавселенная могла бы стать более доброжелательной средой, которую пока не заполонили идеологические фанатики.
4. Репутация
Многочисленные ошибки и скандалы, конечно, испортили репутацию Facebook. Даже проекты, не связанные с социальными сетями, запачканы просто по ассоциации. Цукерберг культивирует образ футуриста, который выше всего этого, и утверждает, что переименовал компанию не для того, чтобы уйти от ее дурной славы.
Метавселенная не решит этих проблем мгновенно. Она, вероятно, не решит их вовсе и может даже повлечь еще больше проверок, которым Facebook не подвергся бы, если бы посвятил следующие годы исправлению ошибок в своих существующих продуктах.
Тем не менее было бы неправильно считать метавселенную всего лишь очередным маркетинговым трюком или способом получить преимущество над конкурентами.
Если у Цукерберга получится, с метавселенной начнется новая эра господства Facebook: его влияние распространится на совершенно новые типы культуры, коммуникации и торговли. А если не получится, метавселенную запомнят как отчаянную попытку футуристически преобразовать обыкновенную социальную сеть и отвлечь внимание от ее текущих проблем. Обе возможности стоит воспринимать всерьез.
Вместо заключения
Так или иначе, это не просто маркетинговый ход. Метавселенная может стать для Цукерберга спасательным кругом: он выплывет из нынешних проблем и скандалов вокруг Facebook и откроет новые плодородные земли.
Мы советуем: в любой непонятной ситуации, не стоит ставить все на черное. Включайте соцсети в свою маркетинговую стратегию, но кидайте на них все усилия. Помните, что посадочные страницы и многостраничные сайты уже доказали свою эффективность в генерации лидов и превращении их в реальных клиентов.
Высоких вам конверсий!
По материалам: nytimes.com. Автор: Kevin Roose. Изображение: freepik.com.