Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Маркетинг >
  4. Что такое подкаст: как его создать и зарабатывать

Что такое подкаст: как его создать и зарабатывать

Что такое подкаст: как его создать и зарабатывать

Подкастинг становится одним из самых популярных способов общения с аудиторией. Компании всех размеров используют подкаст для общения с сотрудниками, повышения лояльности покупателей и продвижения бренда. В этом руководстве мы разобрали, что нужно для успешного запуска подкаста.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Что такое подкаст?

Где транслируются подкасты?

Apple Podcasts
ВКонтакте
SoundCloud
Яндекс.Музыка
Castbox

Виды подкастов

Где записывать подкаст?

Какое нужно оборудование?

Как создать подкаст?

Цель
Формат + примеры подкастов

Интервью
Монолог
Соведущий
Групповой подкаст
Нехудожественное повествование
Художественное повествование
Собственный стиль

Целевая аудитория
Планирование

Вариант сценария подкаста

Как заработать на подкасте?

Что такое подкаст?

Подкаст (от англ. podcast — «вещание») — это любой аудиоконтент в Интернете, записанный заранее и доступный для прослушивания в любое время.

Слушатель включает эпизод тогда, когда ему удобно: во время поездки в общественном транспорте, за рулем, на прогулке или дома. Он может слушать эпизод и параллельно заниматься другими делами. Эпизод — это серия подкаста.

По исследованию Яндекса, за 4 года интерес к подкастам вырос в 4 раза. В каталоге Музыки зарегистрированы шоу на разные тематики — новостные, развлекательные, о кино, науке и т. д. Самые популярные посвящены общественным темам, образовательным программам и бизнесу.

По исследованию Яндекса, за 4 года интерес к подкастам вырос в 4 раза.
Изображение: Yandex

Самой слушающей аудиторией считаются пользователи 24–44 лет из Москвы и Санкт-Петербурга — этот формат популярен среди молодежной аудитории. В регионах доля подписчиков в 3–4 раза ниже.

Люди в возрасте от 45 до 59 лет чаще всего даже не знают о таком типе контента.

Где транслируются подкасты?

Подкасты размещаются на специальных сервисах. Самые популярные — Яндекс.Музыка, SoundCloud, ВКонтакте, Apple Podcasts, Castbox, Spotify.

Spotify не работает в России с апреля 2022 года, поэтому ни в нашей сравнительной таблице, ни в описании ниже его не будет. 

Где транслируются подкасты?

Apple Podcasts

Apple Podcasts
Изображение: Apple podcasts

Приложение с рекомендациями и встроенным поиском для владельцев Apple. Есть возможность поиска похожих подкастов и получения уведомлений о новых выпусках.

Большинство подкастов работает бесплатно, но есть и ограниченный контент, за который придется заплатить — ведущие сами устанавливают требования к подпискам.

ВКонтакте 

ВКонтакте
Изображение: vk.com

Подкасты транслируются из ленты новостей в десктопной версии или вкладки «Подкасты» в мобильном приложении. Пользователи могут настроить скорость трансляции, переслать шоу друзьям и добавить его в закладки.

Можно настроить уведомления, чтобы не пропустить новый выпуск. В ВК прерванный подкаст воспроизводится с того момента, где человек приостановил прослушивание.

SoundCloud

SoundCloud
Изображение: soundcloud.com

Онлайн-сервис для трансляции подкастов с функциями соцсети. Пользователи ищут шоу по темам и авторам, прослушивают и формируют личную библиотеку, отмечают друзей под подкастами, вставляют в аудиодорожки комментарии и публикуют треки в других соцсетях.

Яндекс.Музыка

Яндекс.Музыка
Изображение: music.yandex.ru

Онлайн-сервис от Яндекса. Эпизоды транслируются в разделе «Подкасты и книги» в обычном и ускоренном режиме. Их можно добавлять в плейлисты, сохранять в приложении и прослушивать без Интернета. Самые популярные треки помечаются молнией и выводятся в рекомендуемое.

Castbox 

Castbox
Изображение: castbox.fm

Онлайн-сервис для трансляции подкастов со встроенным поиском по категориям и тегам. Есть таймер сна, настройка скорости воспроизведения, списки рекомендованных и топовых треков. Слушатели могут комментировать выпуски и настроить синхронизацию подписок.

Виды подкастов

Все подкасты делятся на две категории — личные и коммерческие.

Человек может записывать трансляции для улучшения навыков разговора, тренировки речи, расширения круга знакомств и общения. С появлением слушателей, которым интересны мысли автора, появится сообщество людей со схожими взглядами и интересами.

Коммерческий подкаст помогает развивать бизнес и продвигать бренд — он формирует нужное коммьюнити, развивает HR-бренд, транслирует сообщения компании.

Подкасты можно превратить в рекламную площадку. Автор или бизнес могут записывать эпизоды с приглашенными гостями и рекламировать их продукты.

Например, производители фотооборудования могут заплатить за упоминание своего товара в канале для фотографов.

Где записывать подкаст?

Для качественного звучания необязательно оборудовать домашнюю студию или обращаться к профессионалам. Можно записывать эпизод в кабинете, обитом мягкими панелями, спальне или шкафу.

Пространство не должно быть пустым — в просторных помещениях звук гуляет и получается эхо. То же самое происходит в комнатах со стенами, обшитыми кафелем и плиткой.

В комнате должно быть тихо — почистить аудиодорожку от всех посторонних шумов не получится. Придется смириться с плохим звучанием или перезаписывать подкаст.

По исследованию USC и Национального Австралийского университета, качество звука влияет на доверие слушателей. Если человек не может понять информацию из-за проблем со звуком, он прекратит прослушивание.

Заглушить шум помогают акустические панели, переносные ширмы и шторы из плотной ткани, например пальтовой. Она хорошо поглощает звук и легко демонтируется, возвращая пространству первоначальный вид.

Акустическими панелями или шторами закрывают окна, двери и стены. 

Акустическими панелями или шторами закрывают окна, двери и стены.
Изображение: stroyka-gid

Еще понадобятся басовые ловушки — поролоновые квадраты, поглощающие низкочастотные звуковые волны. Они создают акустический резонанс и могут работать на разной частоте.

Задача басовой ловушки — ослабить громкость отраженной звуковой волны и заглушить басы.

Басовые ловушки нужны не всегда. Можно расставить по углам комнаты плиты из минеральной ваты и сравнить качество звучания с плитами и без. Сравниваются низкочастотные волны 40–150 Гц. Если разница не заметна, ловушки не нужны.

Какое нужно оборудование?

В базовый комплект оборудования входит:

  • Компьютер — для хранения и редактирования звуковых дорожек.
  • XLR или USB-микрофон — для четкого звучания. USB-приборы простые с глухим звуком, XLR — звучат лучше, но подключаются к компьютеру через переходник и стоят дороже.
  • Микшер — для балансировки и объединения аудиодорожек. Нужен при работе с XLR-микрофоном или записи диалогов с двух и более микрофонов.
  • Поп-фильтр или ветрозащита для микрофона — для защиты записи от шума, возникающего при чтении текста или вибрации.
  • Наушники — помогают центрировать звук. В микрофон будет записываться один голос без диалогов коллег на фоне.
  • Штанга для микрофона — для фиксации расположения.
  • Программы для записи и редактирования.
  • Хостинг — для размещения аудиофайлов.
Какое нужно оборудование?
Изображение: thumbor.forbes.com

Микрофон — это то оборудование, без которого невозможно сделать подкаст. Всем остальным на старте можно пренебречь.

При участии в подкасте нескольких героев лучше использовать отдельные микрофоны для каждого из них. Отдельные звуковые дорожки проще редактировать — удалять шум, речевой мусор и т. д.

Как создать подкаст?

Подкаст — это способ передачи информации, для создания которого нужно:

  • определить цель,
  • придумать формат,
  • описать целевую аудиторию,
  • спланировать сюжет.

Цель

Цель — это причина, по которой автор регулярно выпускает контент. Правильная цель мотивирует и заставляет искать интересные идеи. Кроме того, она помогает понять — все ли получается и нужно ли продвигать продукт.

Digital-специалист, считающий себя экспертом, может в подкасте рассказывать о себе, своих проектах и достижениях, а также о сложностях, с которыми он сталкивался, способах профессионального роста и лайфхаках. Такой подкаст будет интересен коллегам, клиентам и новичкам, которые пробуют развиваться в новой профессии.

Digital-специалист преследует одновременно несколько целей:

  • Развитие личного бренда. Продвижение самого себя поможет получить признание в профессиональной тусовке — подтвердить звание эксперта, получать приглашения на конференции в качестве лектора, продавать курсы и книги.
  • Поиск персонала. Подкаст привлечет внимание джуниоров, которые могут стать частью команды.
  • Прокачка навыков. При регулярном ведении подкаста улучшается речь, навыки ведения переговоров и общения с людьми.
  • Преодоление себя. Подкаст можно создавать потому, что это новое направление.

Рекламное агентство может создавать подкаст для тех же целей — привлечение клиентов, поиск работников, общение с лояльной аудиторией, повышение экспертности, продвижение.

Формат + примеры подкастов

Формат — это способ организации контента. Он помогает автору структурировать информацию, а слушателю ориентироваться в контенте.

Важно придерживаться определенного формата — в этом случае слушатели понимают, чего ожидать от выпуска. Если от выпуска к выпуску менять формат, пользователь запутается, может потерять интерес и отписаться.

Есть несколько видов форматов:

  • интервью,
  • монолог,
  • соведущий,
  • групповой подкаст,
  • нехудожественное повествование,
  • художественное повествование,
  • собственный стиль.

Интервью

Интервью — беседа между ведущим и приглашенным гостем на определенную тему. В каждом новом эпизоде появляется новый гость с уникальным опытом и знаниями, полезными аудитории.  

Преимущества формата

Недостатки формата

Ведущий направляет беседу с помощью вопросов, говорят в основном гости

Успех подкаста зависит от приглашенного спикера

Слушатели лояльнее относятся к речевому мусору и коротким паузам

Интервью — один из самых популярных форматов. В нем сложно выделиться, нужны навыки интервьюирования

Приглашенный гость рекламирует подкаст своей аудитории, тем самым стимулируя приток новых слушателей в канал

Подготовка подкаста занимает много времени. Нужно придумать тему, выбрать эксперта, договориться о беседе, согласовать вопросы, способ и время записи

Разные точки зрения и мнения стимулируют активность слушателей — они охотнее обсуждают тему, повышается ценность продукта для аудитории

При общении с гостем из другого региона качество записи зависит от интернет-соединения. Иногда нужно несколько попыток, чтобы добиться оптимального звучания

 

Примеры подкастов:

Откровенные диалоги о бизнесе и не только — Websarafan с Таисией Кудашкиной — это сериал о бизнесе и саморазвитии. Он создан с целью обучать, вдохновлять и побуждать жить той жизнью, о которой слушатели всегда мечтали.

StartUp — подкаст о жизни предпринимателей на английском языке. Получил премию Грейси и премию Джеральда Леба за выдающиеся достижения в области деловой и финансовой журналистики.

Так и будет с Даниилом Дугаевым — это подкаст о будущем.

Job’s Box от UX-ресерчера Татьяны Двенадцатовой о профессиях будущего и поиске себя.

Бизнес, роботы мечты с Алексеем Войтовым, управляющим сети суши «Копибара». Вместе с Сашей Волковой, Ильей Волковым и приглашенными гостями они обсуждают проблемы, с которыми сталкиваются российские бизнесмены.

Маркетинг и реальность с Александром Дьяченко о брендинге, маркетинге, PR и окружающей действительности. Автор вместе с гостями рассказывает про новинки digital-рынка, современные методы продвижения и способы взаимодействия с аудиторией.

Монолог

Монолог — самый популярный формат подкаста. Подходит для экспертов и лидеров мнений, которым есть о чем рассказать. Спикер сам определяет глубину проработки идеи.

Некоторым подкастерам удобно выступать экспромтом, но другим трудно говорить 30–45 минут без тщательной подготовки — они сначала прописывают сценарий для каждого эпизода. 

Преимущества формата

Недостатки формата

Не требуется посторонняя помощь. Все происходит по вашему собственному графику и в вашем собственном темпе

Долгие монологи утомительны

Подкаст помогает развивать личный бренд. Слушатели узнают вас ближе, что повышает их лояльность

Качество контента зависит только от вас

Редактировать один голос проще, чем чистить и совмещать несколько аудиодорожек

Слушатели ожидают услышать чистый монолог на заявленную тему. Отступления, ошибки речи и мусорные слова недопустимы

Если что-то не нравится в отредактированной версии, легко переписать фрагмент  

 

Примеры подкастов:

Поредачим от Максима Ильяхова про редактуру, тексты и работу в медиа.

Психология Маркетинга от Николая Молчанова об управлении людьми и психологии. Короткие 2-минутные треки для тех, у кого нет времени.

Соведущий

Совместные подкасты с двумя или тремя ведущими интересно слушать, если спикеры дополняют друг друга, но смотрят на вопрос с разных углов. Они могут обсуждать новости или делиться опытом.

Преимущества формата

Недостатки формата

Меньше нагрузка на одного спикера. Ведущие разделяют ответственность за идеи и качество контента, продвижение и развитие блога

У ведущих должна быть общая цель, их мнения не должны кардинально отличаться

Более неформальная обстановка — слушатели чувствуют себя частью комьюнити. Веселая и дружеская атмосфера сближает и повышает лояльность

Редактировать несколько голосов сложнее, чем один трек

Не нужно прорабатывать сценарий. Опытным ведущим достаточно плана и наброска с тезисами

Сложно выбрать тему — все ведущие должны хорошо разбираться в том, о чем говорят

 

Примеры подкастов:

Успешный успех с Оксаной Смирновой, Ирой Аникеевой и Яной Лукиной. Они делятся опытом, как сохранить баланс между карьерой и личной жизнью.

РБК Крипто о криптовалюте, изменениях на рынке и инвестициях.

Разговорный жанр — подкаст обо всем на свете в максимально свободном формате.

Групповой подкаст

Групповой подкаст схож с интервью. В беседе одновременно участвуют несколько экспертов и один ведущий. Чем-то похоже на разговор коллег или близких друзей. 

Преимущества формата

Недостатки формата

Течение беседы непредсказуемо. Во время разговора транслируется много уникальных и интересных мнений и идей

Сложно найти несколько экспертов для одного шоу. Для начинающего подкастера найти хотя бы одного гостя — непростая задача

Не чувствуется давление со стороны ведущего. В основном говорят эксперты

Нужно вовлекать людей и одновременно давать выговориться. Придется урезать время спикеров, которые выходят за тайминг

 

Сложнее записывать звук из нескольких источников

 

Примеры подкастов:

BeanCast — это еженедельный подкаст за круглым столом, в котором принимают участие эксперты из мира digital, маркетинга, PR и бизнеса. Выходит на английском языке. Участники обсуждают последние новости и перспективы отрасли.

Нехудожественное повествование

Эпизоды в формате нехудожественного повествования — это невыдуманные истории о реальных событиях. Пользователи могут прослушать хронику исторического события и даже участвовать в экспедиции.

Это формат подойдет каналам, которые рассказывают интересные факты о мире. Можно знакомить людей с новыми идеями, концепциями и событиями. 

Преимущества формата

Недостатки формата

Преимущество заинтересованной аудитории

Сложно выдерживать периодичность публикаций. В зависимости от темы подготовка занимает разное время

В подкаст можно добавлять фрагменты новостей, музыку и звуки окружающей среды для усиления эффекта

Нельзя искажать информацию и домысливать. Слушатели неохотно прощают такие ошибки

Можно не ограничиваться одной темой

Сделать такой подкаст в одиночку не получится

 

Примеры подкастов:

«Голый землекоп» от биолога и журналиста Ильи Колмановского о науке и открытиях.

«Земля» от Андрея Першина — подкаст, рассказывающий о городах и селах разных стран.

Художественное повествование

Подкаст в стиле художественного повествования похож на книгу или фильм. Есть действующие герои, драма, напряжение и кульминация. Используются все художественные инструменты.

Преимущества формата

Недостатки формата

Легко увлечь слушателей — им интересно, что будет дальше

Не все слушатели поймут подкаст, нужно искать заинтересованную аудиторию

Наименее распространенный формат подкастов, конкуренции почти нет

Конкурент — ТВ, сериалы, Youtube

Точность не важна — допускается искажать факты, если это нужно для сценария

Перед записью первого подкаста, нужно расписать сценарий для всего сезона

 

Собственный стиль

Подкаст так же динамичен, как текст и видео. Можно миксовать разные форматы, придумывать что угодно, чтобы выделиться и найти свою аудиторию.

Интервью, монолог и разговорный формат привычны, но не всегда подходят для решения задачи бренда.

Chompers — это подкаст, в котором спикер придумывает интересные рассказы для детей, побуждающие чистить зубы дважды в день.

Заварили бизнес — сериал о Саше Волковой, открывающей свой бизнес.

Желательно выбирать формат, который:

  • Поможет выделиться среди каналов со схожей тематикой.
  • Будет интересен целевой аудитории.
  • Поможет донести информацию.
  • Соответствует личным предпочтениям или образу бренда.

Целевая аудитория

Есть несколько факторов, которые нужно учитывать при составлении портрета слушателей — пол, возраст, интересы, профессию, точку зрения. Подкаст должен решать проблемы и боли слушателей или помогать им достигать целей.

Чтобы определить идеального слушателя, можно составить его портрет и представить, как он ответит на вопросы:

  • Какой тип контента предпочитает — длинный или короткий?
  • Где слушает подкасты?
  • Где вы будете с ними поддерживать связь — соцсети, мессенджеры, электронная почта?
  • В каком формате предпочитает получать информацию?
  • Как часто готов слушать подкасты?

Ответы на эти вопросы помогут создать контент, который понравится слушателям.

Планирование

Отталкиваясь от портрета слушателя, формата и целей подкаста придумываются темы для эпизодов и прорабатываются сценарии.

Сценарий подкаста — это план, который поможет сориентироваться при записи эпизода и уложиться в тайминг. Он включает:

  • вступление,
  • представление спикеров,
  • спонсорские сообщения,
  • темы для обсуждений,
  • призывы к действию, и
  • заключение.

Для составления сценария можно использовать текстовые редакторы или интеллект-карты.

Сценарий может быть составлен дословно или может представлять собой общую схему. В сценарии можно делать заметки на полях, размечать паузы, акценты и даже вздохи. Эти элементы оживляют подкасты, добавляют им драматизма и искренности.

Предварительное чтение вслух сценария с размеченными паузами и акцентами помогает понять, насколько естественно звучит речь.

При вычитке стоит придерживаться обычного темпа речи — не слишком быстрого, не слишком длинного. Необъяснимых пауз и сбивания с темпа быть не должно. Лучше несколько раз отрепетировать текст перед записью первого подкаста, чтобы снизить волнение.

Вариант сценария подкаста

1. Вступление, представление интервьюера.

2. Музыкальный проигрыш или звуковой эффект «Поехали».

3. Более подробное объяснение того, о чем ваш эпизод.

4. Тема 1.

a. Главный пункт.

b. Опорная точка.

c. Поддерживающие данные.

d. Поддерживающая цитата.

5. Переход.

6. Тема 2.

a. Главный пункт.

b. Опорная точка.

c. Поддерживающие данные.

d. Поддерживающая цитата.

7. Спонсорское сообщение.

8. Тема 3.

a. Главный пункт.

b. Опорная точка.

c. Поддерживающие данные.

d. Поддерживающая цитата.

9. Переход.

10. Концовка (outro).

11. Призыв к действию.

12. Спонсорское сообщение.

13. Музыкальный проигрыш или звуковой эффект «Пока-пока».

Как заработать на подкасте?

Монетизация подкаста не зависит от числа подписчиков или просмотров. Есть несколько способов заработка:

  • Краудфандинг на платформах Patreon, Boosty или OnlyFans. Лояльные пользователи могут перевести деньги на платформу за что-то — эксклюзивное интервью, текстовую версию файла и т. д.
  • Размещение рекламы. Подкастер может напрямую договариваться с компаниями, делать рекламные вставки или создавать целые рубрики.

Обычно создают преролл в начале или конце выпуска, если выпуск создан при поддержке рекламодателя.

  • Заказной подкаст. Подкастер может придумать тему, интересную определенному бренду, и выгодно преподнести продукт.

Например, подкаст «Город в котором» от студии «Либо/Либо» таким способом продвигал Avito, рассказывая о бабушкином ремонте, унылых спальных районах и хрущевках.

  • Эксклюзивный контент. На Apple Podcasts можно загружать подкасты, доступ к которым откроется после оплаты.

Высоких вам конверсий! 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний