В июле 2022 двадцатилетний инженер из Нью Йорка Заид Хан опубликовал в TikTok видео, где поделился своими мыслями о «тихом увольнении» (quiet quitting):
«Недавно я узнал о таком явлении как «тихое увольнение». Это когда вы не уходите с работы, но перестаете выходить за рамки своих обязанностей, — говорит Хан. «Работа не должна быть центральной частью вашей жизни. Ваша ценность не определяется продуктивностью на работе».
Хэштег #quietquitting быстро набрал популярность, породив бесчисленное количество других похожих видео. СМИ быстро обратили внимание на этот тренд.
«Если вы сторонник «тихого увольнения», то вы неудачник», — заявил корреспондент CNBC Кевин О’Лири. «Это хуже, чем COVID», — добавил он.
В ответ на это популярный пользователь TikTok Хантер Каими высказал свое мнение. «Я не собираюсь пахать по 60 часов в неделю ради работы, которая не заботится обо мне как о личности», — заявил он.
В статье о том, как люди в разное время пытались определить роль работы в их жизни и как все поколения страдали синдромом «тихого увольнения». Идеями делится Кэл Ньюпорт из The New Yorker.
Нет времени читать статью? Найдите её в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Не первые, кто тихо увольняется
«Тихое увольнение» бэби-бумеров
Как миллениалы справлялись с работой?
Поколение Z: зарабатывать можно каждую минуту
Так что же такое «тихое увольнение»?
Не первые, кто тихо увольняется
Несмотря на то, что «тихое увольнение» собрало самых разных сторонников, основными его приверженцами являются работники умственного труда, принадлежащие к поколению Z (те, кто родился между 1997 и 2012 годами).
Недавний опрос Института Гэллапа показал, что самая большая группа работников, сообщивших о своей «невовлеченности», — те, кто родился после 1989 года. Тем не менее они далеко не первые, кто переживает период внезапного разочарования в отношении роли работы в их жизни. В каждом предыдущем поколении работники умственного труда переживали похожий рабочий кризис, приводивший к новому взгляду на проблему.
Отсутствие вовлеченности на работе испытывали и предыдущие поколения. Изображение: Johnny Cohen on Unsplash
«Тихое увольнение» бэби-бумеров
Бэби-бумеры — те, кто родился между 1946 и 1964 годами, тоже пытались понять роль работы. Их родители нашли замену гражданской активности в образе жизни человека, сфокусированного на лояльности к корпорациям, предлагающим взамен пожизненную занятость. Это подчинение личности общему делу соответствовало духу поколения, объединившегося для борьбы с фашизмом в 1940-х годах.
Однако для их детей, окруженных социальными потрясениями 1960-х и 70-х годов, это чувство начало казаться удушающе конформистским. Бумеры ответили контркультурным движением, смотревшим на работу как на препятствие для самореализации.
Движение «назад к земле» (фермерский образ жизни), идеология минимализма и эксперименты с проживанием в общинах были отчасти попыткой найти смысл вне работы. Изображение: Kunst
К 1980-м годам, когда у бумеров появились собственные дети, их контркультурные мечты уже давно рухнули. Они пытались понять, как объяснить значение работы своим детям, так называемым миллениалам (родившимся между 1981 и 1996 годами).
В поисках компромисса между соответствием корпоративной культуре, которой они все еще не доверяли, и собственными неудачными попытками полностью отказаться от работы, бумеры нашли выход: работа должна приносить удовольствие. Появление этого совета может быть связано именно с этим конкретным периодом.
«Трудно встретить фразу «следуй за своей мечтой» в контексте карьерных советов до 1990-х годов, когда это выражение вошло во всеобщее употребление», — пишет Кэл Ньюпорт в своей книге «Хватит мечтать, займись делом!»
Эта точка зрения была попыткой найти баланс между двумя крайностями, с которыми столкнулись бумеры. Стремитесь к самореализации, но также заботьтесь о выплатах по ипотеке — вот что они внушали своим детям.
Как миллениалы справлялись с работой?
Посыл «следуй за своей мечтой» сформировал у миллениалов первоначальное понимание и смысл работы. Однако, как и в случае с их родителями, мировые события в конце концов разрушили его влияние. Дестабилизирующие последствия финансовых кризисов и политических событий поставили под сомнение идею о том, что работа должна быть основным источником удовлетворения.
Для миллениалов работа стала слишком нестабильной, чтобы использовать ее для потакания своим личным желаниям. Изображение: Luis Villasmil для Unsplash
В 2009 году безработица в США составляла около 10%, а в России — 8,3%. Миллениалы, лелеявшие мечту стать журналистами, юристами или предпринимателями, шли на любую возможную работу.
Это было десятилетие движения минимализма. Суть его состояла в следующем: если вы упростите свою жизнь, у вас появится больше времени для более значимых занятий. Тогда же выходит нашумевший бестселлер «Как работать по 4 часа в неделю», в которой ее автор рассказывает о том, как перевести свой бизнес в автоматический режим и иметь достаточно времени для путешествий и любимого хобби.
Поколение Z: зарабатывать можно каждую минуту
В начале 2010-х годов философия работы как средства достижения цели получила дальнейшее развитие благодаря появлению новых, более привлекательных платформ соцсетей, упростивших демонстрацию желаемой жизни.
Поколение Z вступило в ряды рабочей силы с мышлением, заметно отличавшимся от мышления миллениалов, их предшественников. Будучи первыми, кто полностью достиг совершеннолетия со смартфонами и социальными сетями, поколение Z сформировало понимание мира, в котором границы между цифровым и реальным размыты.
В то время как миллениалы, получившие доступ к этим инструментам в более позднем возрасте, использовали соцсети для отслеживания чужой жизни, это новое поколение стало снимать короткие видео, рассказывая в камеру обо всем и ни о чем. Вскоре это занятие начало приносить им существенные финансовые плоды.
«Зарабатывать можно каждую минуту», — произнесла художница и писательница Дженни Оделл
Затем пришла пандемия, отрицательно сказавшаяся на работниках умственного труда всех возрастов. Однако поколению Z пандемия принесла дополнительный вред. Последствия удаленной работы — постоянные встречи в Zoom, внезапный рост писем и чатов, потеря социальных аспектов работы в офисе — лишили их последних остатков радости от работы.
Сотрудников более старшего поколения эти условия привели к профессиональному кризису. Поколение Z эта ситуация коснулась на более личном уровне. Многим стала очевидна необходимость отделить свою личность от работы. Именно этот переход породил большую часть беспокойства, выраженного в видеороликах о «тихом увольнении».
Так что же такое «тихое увольнение»?
«Ваша ценность не определяется продуктивностью на работе», — заключает Заид Хан в своем видео. Для миллениала, воспринимающего работу как средство достижения цели, это утверждение кажется очевидным и наигранным. Но для поколения Z провозглашение различия между материальным и личным является более радикальным актом.
Для поколения Z личное переплелось с материальным. Изображение: Ben Weber для Unsplash
Вот почему так много людей среди старшего поколения сбито с толку «тихим увольнением»: оно просто не предназначено для них. Это первый шаг молодого поколения к более тонкому пониманию роли работы в их жизни.
Прежде чем с пренебрежением относиться к их страданиям, важно вспомнить, что все мы когда-то были в похожем положении. Не так давно родители миллениалов со скепсисом выслушивали их планы вести автоматизированный онлайн-бизнес, сидя где-нибудь в Таиланде.
«Тихое увольнение» — это не жизненная философия и не политическое предложение, требующее логического объяснения. Это также не политическое оружие, с помощью которого можно доказать, насколько вы более мудры или консервативны, чем все остальные.
То, что говорит молодой инженер в своем видео в TikTok, может нас раздражать или сбивать с толку, но не должно. Содержание здесь не так важно. Важно то, что поколение Z осознает тот факт, что неестественное слияние своей личности и работы в результате взросления в онлайн-пространстве, не является жизнеспособным. К счастью, они, наконец, готовы узнать, что будет дальше.
Высоких вам конверсий!
По материалам: newyorker.com. Автор: Cal Newport