Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Что такое дашборды и как использовать их в бизнесе

Что такое дашборды и как использовать их в бизнесе

Что такое дашборды и как использовать их в бизнесе

Дословно дашборд (dashboard) — это «приборная панель» или «панель индикаторов». В цифровом мире этот термин описывает группу диаграмм и графиков, которые наглядно представляют даже самые сложные данные.

Скорость принятия решений — это конкурентное преимущество, а взвешенное решение основано на точных данных. С каждым годом информации становится все больше: уже сейчас мировые объемы данных считают в зеттабайтах — миллион миллионов терабайт. По данным statista.com, к 2025 году объем созданной информации в мире должен достичь отметки 180 зеттабайт.

Данные ежедневно производит каждая компания, и всей этой информации нужен внутренний порядок. Эту проблему решают дашборды — инструменты для структурирования, анализа и репрезентации всех показателей, которые у вас есть.

В статье мы поговорим о преимуществах дашбордов, приведем практические примеры их использования и расскажем, как их создать.

Содержание статьи

Что такое дашборд?

Чем дашборды лучше текстовых отчетов и презентаций?

Для каких бизнес-задач подходят дашборды?

Где и как создать первый дашборд?

Правила составления дашборда

Заключение

Что такое дашборд?

Вне сферы digital дашборды — информационные панели с графиками/показателями — существуют очень давно. Например, циферблат часов, календарь, коммунальный счетчик или эхокардиограмма — тоже примитивные дашборды.

Все эти предметы визуализируют информацию, которую можно измерить, и подсказывают нам, какова окружающая обстановка. Глядя на их данные, нам проще действовать в правильном направлении. Например, не опаздывать на работу или экономить электричество.

Дашборды используются и для более сложных задач, например в авиации. Пилоты наблюдают за датчиками на приборной панели, которые показывают воздушную скорость, объем топлива, высоту и др. Попробуйте представить, каково было бы управлять воздушным судном, которое весит сотню тонн, если бы все эти данные не были представлены в виде примитивных шкал и указателей. 

Сравнение панели индикаторов в отделе продаж и в самолете

Если вы управляете компанией, то тоже ведете нечто массивное вперед — к конкретной цели, а внешние условия постоянно меняются. Чтобы контролировать бизнес-машину и маршрут, по которому она движется, нужно наблюдать за ее внутренними механизмами и анализировать обстановку снаружи.

Для этого и созданы дашборды. Они облегчают сотрудникам жизнь, освобождая их от нудного копания в массивах информации. Внедрив дашборды, вы сможете оценивать ситуацию оперативно, и принимать решения будет безболезненнее и проще.

Чем дашборды лучше текстовых отчетов и презентаций?

Данные на дашбордах представлены в долях и пропорциях. Это позволяет сразу сопоставить один показатель с другим и сделать вывод. Сравните:

Текстовая и графическая демонстрация данных

На диаграммах мы оцениваем объекты по физическим параметрам: «больше-меньше», «выше-ниже». Это ускоряет процесс мышления — все потому, что наш мозг тратит на распознавание картинки меньше сил, чем на чтение. Эта особенность восприятия называется эффектом превосходства образа.

Когда мы анализируем дашборд, то расходуем меньше когнитивной энергии. Если мыслительные ресурсы сотрудников расходуются экономично, то у них остается больше сил на более приоритетные задачи. Поэтому дашборд со своими графиками дает фору текстовым отчетам.

  • А что по поводу презентации? Это альтернатива дашборда: такой формат еще десятилетия назад преобразовал текстовый отчет в графико-динамическое представление информации. Их основные отличия:
  • Презентация — скорее нарратив, чем наглядный срез. Такой формат требует внимания и концентрации, тогда как задача дашборда — максимально снизить усилия к распознаванию данных.
  • Чтобы раскрыть тему в форме презентации, потребуется около часа. А дашборд моментально показывает все, что нужно. Сохраненное время можно потратить на анализ результатов или дискуссию.
  • Слайды презентации статичны. Дашборды бывают динамическими: они показывают, как меняются данные компании в реальном времени. Для этого панель можно интегрировать в базу вроде Яндекс.Метрики, Google Ads или 1C.

Как видно, дашборд превалирует и в этом случае.

Для каких бизнес-задач подходят дашборды?

Панели индикаторов полезны для всех сфер бизнеса и общественной жизни. Дашборды применяют в SMM, сервисах кино, финансах и даже политике. Они универсальны, потому что данные накапливаются везде, где есть цифры.

Исходный материал для дашборда — статистика. Эти данные могут быть разрозненными, поэтому цель панели — привести их к системе, упорядочить и организовать. На этапе анализа из получившихся диаграмм вычленяют общие тенденции и характерные признаки.

Например, с помощью дашборда можно проанализировать эффективность лендинга. Панель покажет карту кликов, статистику дочитываний и число нажатий на кнопку заказа. Графические результаты помогут веб-дизайнеру или маркетологу понять, на каком этапе пользователи уходят со страницы и почему они это делают.

Выявив точку ухода, сотрудники будут копать глубже. Если пользователи часто покидают лендинг на этапе текста, значит, его надо переписывать. Если люди редко нажимают на кнопки, но регулярно дочитывают страницу — возможно, дело в неудобном дизайне. Когда появится гипотеза, подтвердить ее помогут опросы и эксперименты.

На примере ниже — кейс, в котором данные потребительской корзины для магазина косметики презентованы с помощью дашборда.

Матрица слева показывает, какие пары товаров покупают чаще, например пудру с пигментом или духи с тональной основой. Размеры узлов на диаграмме справа соответствуют частоте покупок одного продукта. С помощью фильтра в левой части узловой диаграммы аудитория дашборда может выбрать интересующий ее продукт. 

Дашборд на тему "Анализ потребительской корзины"

После анализа такой диаграммы можно создать дисконт-предложение для самых популярных пар. Например, распространить скидку на один продукт при покупке другого.

На следующем примере дашборд показывает, как разбросаны по стране клиенты косметического бренда Bestore. Очевидно, что для самых низкорейтинговых точек следует предпринять какие-то действия: например, выделить бюджет на новую маркетинговую кампанию или запустить программу лояльности.

Дашборд на тему "Анализ географии покупателей"

Использовать дашборды в бизнесе можно и для следующих задач:

  • мониторинг и анализ конкурентов;
  • создание портретов целевой аудитории;
  • изучение новой ниши на рынке;
  • исследование клиентского опыта;
  • наблюдение за KPI;
  • анализ причин увольнения сотрудников;
  • оценка квалификации кадров;
  • наблюдение за исполнением работ по проекту;
  • анализ упоминаемости бренда;
  • составление прогноза;
  • оценка удовлетворенности персонала.

Дашборды полезны не только предприятиям, которые что-то производят или продают. Этим инструментом пользуются научные деятели и СМИ, чтобы представить результаты исследований в удобном формате.

Такие дашборды — внешний источник информации для бизнеса. Он показывает состояние социальной или политической обстановки, и на основе этой информации лидеры компаний принимают стратегические решения.

Например, исследование выборов США в 2021 году, представленное в виде дашборда, показывает россыпь демократических и республиканских голосов по штатам. Опираясь на эти данные, можно скорректировать маркетинговую кампанию в зависимости от региона и подстроить ее под настроения и ценности аудитории. 

Дашборд на тему "Анализ американских выборов"

Если ваша компания ведет блог, то дашборд можно сделать форматом аналитического материала. Статьи, основанные на данных, глубоки и интересны, так как собирать и обрабатывать эти самые данные непросто, — обычному читателю такую информацию нигде не достать. Такие тексты, если они написаны удачно, могут стать дополнительным источником трафика на ваш сайт.

Где и как создать первый дашборд?

Дашборд — это форма контента, а контент всегда направлен на какую-то аудиторию. Подумайте, кому вы будете презентовать ваш дашборд — руководителю, подчиненным или подписчикам вашего блога. Кроме того, необходимо получить четкий запрос от будущего слушателя на тему того, какие данные он хочет видеть и какие задачи с их помощью надеется решить.

Когда ясна концепция, переходите к источникам. Большинство сервисов, где создают дашборды, поддерживают следующие базы данных:

  • Google Ads,
  • Google Analytics,
  • Google Таблицы,
  • Яндекс.Метрика,
  • Excel,
  • MySQL.

Некоторые платформы также позволяют импортировать данные из 1С, Adobe Analytics и GitHub, а также из социальных сетей. Главное, чтобы выбранный вами сервис поддерживал базу, из которого вы будете загружать данные.

Самые популярные сервисы для дашбордов:

  • Tableau,
  • Power BI,
  • Qlik,
  • DataFun,
  • Google Data Studio,
  • Klipfolio.

Последние три, пожалуй, менее известные, но не менее качественные.

Спектр задач и возможностей у каждого конструктора ограничен. Поэтому выбор сервиса зависит от того, что вы хотите сделать и каковы ваши стартовые условия.

Например, DataFun не поддерживает импорт «чужих» данных, — то есть с его помощью нельзя провести анализ конкурентов. Power BI не работает на MacOS. Tableau считается самым простым для освоения сервисом, но годовая подписка на него стоит от $144 до $840 в год.

Правила составления дашборда

После того, как вы выбрали платформу и загрузили в систему данные, можно наконец-то переходить к визуализации и конструированию.

  • Дашборд должен легко читаться — настолько легко, чтобы на его понимание уходило не более 10 секунд. Чтобы добиться такого эффекта, опирайтесь на базовые принципы дизайна — баланс, композицию, цветовую сочетаемость. Старайтесь не перегружать экран большим количеством элементов: лучше показать меньше, но лучше.
  • Добавьте фрагменты, которые помогут сориентироваться на экране — подзаголовки, вопросы, пояснения.
  • Текст дашборда должен раскрывать историю и вести внимание слушателей за собой. Для этого полезно использовать приемы сторителлинга: например, триаду «заявление — аргументация — выводы», сопоставление реального и желаемого, «начинание» с конца, детализацию и пр.
  • Данные можно упаковать в любую форму: классическими круговыми диаграммами дело не ограничивается. Используйте сложные графики, карты и календари, шкалы, рейтинги и сравнительные таблицы.
  • Элементом дашборда может быть инфографика — но помните, что панель не может состоять из ее одной.

Заключение

Дашборды экономят время, и поэтому выгодны для бизнес-процессов. Большие массивы информации легко укладываются в емкие фигуры, которые сразу указывают на проблему компании или на ее достижения. Внедрение дашбордов будет полезно любому отделу, а навыки их конструирования пригодятся сотруднику любого ранга.

Высоких вам конверсий! 

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
copyright © 2011–2022 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25