Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Копирайтинг >
  4. Кто такой гострайтер и за что ему платят?

Кто такой гострайтер и за что ему платят?

Кто такой гострайтер и за что ему платят?

Гострайтер — это писатель-фрилансер, который пишет текст за другого человека. Обычно гострайтеров называют призраками — авторами, которые создают продукт, но не имеют на них авторских прав.

Гострайтеры могу писать научные статьи, книги, песни, публичные речи и даже посты в блог. Если вы бизнесмен и хотите написать свой мемуар, но у вас нет на это времени, можно нанять гострайтера, который сделает это за вас.

Чаще всего к гострайтерам обращаются из-за нехватки времени или отсутствия писательских навыков. В статье рассказываем, как можно стать гострайтером и где искать работу.

Содержание статьи

Что делают гострайтеры?

Кто обращается к гострайтерам?

Что должен уметь гострайтер?

Как стать гострайтером?

Шаг 1. Собрать портфолио
Шаг 2. Стать внештатным редактором в издательстве
Шаг 3. Прокачать навыки
Шаг 4. Выпустите собственный рассказ или новеллу
Шаг 5. Напишите книгу
Шаг 6. Начните создавать контент для других

Сколько платят гострайтерам?

Что делают гострайтеры?

Гострайтеры (от англ. ghostwriter — автор-призрак) создают контент от имени другого человека: книги, песни, музыку, статьи и короткие заметки. Их задача — рассказать о чем-то, передав авторскую мысль и тональность.

Например, клиент может попросить гострайтера написать отдельный раздел книги или вообще всю книгу.

Яркий пример гострайтинга — книга Дональда Трампа «Искусство сделки». Хотя на обложке написано, что книгу написали американский президент и частный журналист Тони Шварц, на самом деле её написал именно Тони. 

Яркий пример гострайтинга — книга Дональда Трампа «Искусство сделки».

Журналист Тони Шварц в течение 18 месяцев тенью ходил за Трампом. Тони сопровождал его повсюду: на личных встречах, деловых переговорах и даже на отдыхе. Всё для того, чтобы создать бестселлер, который превратит успешного бизнесмена Дональда Трампа в мировую знаменитость.

Другой пример — творчество американского рэпера P Diddy. Певец никогда не скрывал, что большую часть песен писал не он. Ту же The future — песню, которая считается хитом, написал другой рэпер — Pharoahe Monch.

Гострайтер помогает структурировать информацию и отредактировать текст. Эта часть схожа с работой редактора. Еще автор-призрак дополняет текст или, наоборот, убирает что-то, если это поможет точнее выразить авторскую мысль.

Чего не может гострайтер — так это менять задумку автора. Призраку платят за то, чтобы статья, песня или книга были написаны так, как будто их создал сам клиент: с учётом его индивидуальных особенностей — фирменных фраз, манеры поведения, мнения о чем-либо. Образ должен быть идентичен.

Кто обращается к гострайтерам?

Гострайтеры могут работать с литературными произведениями (например, автобиографиями, мемуарами, романами, сценариями) и с бизнес-текстами (рекламными и маркетинговыми материалами, авторскими блогами).

Чаще всего к гострайтерам обращаются влиятельные лица: политики, знаменитости, музыканты, бизнесмены, топовые блогеры и т. д. Те, у кого не хватает времени или навыков для создания контента, но есть потребность в этом.

Несколько примеров гострайтинга:

  • Рэпер ST написал песню «Мало половин» для Ольги Бузовой.
  • Насир Джонс написал для Уилла Смита часть песен для альбома «Big Willie Style».
  • Jay Z писал тексты для Эминема и Наса.
  • Сюжет к книгам «Трех мушкетера» и «Граф Монте-Кристо» придумал некто Огюст Маке. По его утверждению, Дюма придумал только диалоги, но доказать это в суде писатель не смог.
  • Роман «Девушка в Сети» писала не Зог Сагг, а неизвестный гострайтер.
  • «Автобиографию Малкольма Икса» написал гострайтер Алекс Хейли.

Конечно, бывают исключения. Книгу могут создавать не только для массовой печати, но и для личного использования. Например, частные клиенты могут попросить гострайтера составить биографию семьи, представив ему данные из семейного архива.

Что должен уметь гострайтер?

Работа гострайтера схожа с работой журналиста и редактора. Он должен уметь собирать, структурировать, обрабатывать и распространять информацию:

  • Проводить и расшифровывать интервью. Важно уметь задавать нужные вопросы, располагать к себе людей, находить интересные детали во время беседы, направлять диалог в нужное русло.
  • Уметь структурировать информацию, искать доказательства, дополнять материал клиента на уровне отдельной главы и всей книги. Гострайтер должен понимать, как строится книга: с чего она начинается и чем заканчивается. Как выстраивают логику повествования и встраивают факты.

Если гострайтер пишет песни, ему нужно понимать, как звучат определённые музыкальные инструменты. Он разбираться в ритме, стиле и музыкальных направления. Короче говоря, он должен быть музыкантом.

  • Уметь писать. Гострайтер должен уметь менять tone-of-voice в зависимости от пожеланий клиента, стилизовать и редактировать текст, использовать метафоры и сравнения. Проверять тексты клиента на орфографические и грамматические ошибки.
  • Уметь работать с издательствами. Если клиенты не знают, как издать книгу, они могут попросить помощи у гострайтера.

Как стать гострайтером?

Путь специалиста будет зависеть от того, какое направление он выберет: писательство или придумывание музыки. Мы рассмотрим путь с точки зрения написания книг. Если вы хотите писать музыку, адаптируйте инструкцию с учётом особенностей музыкальной индустрии.

Шаг 1. Собрать портфолио

Гострайтеры не могут вставлять в портфолио работы, опубликованные под чужим именем, поэтому в качестве портфолио они могут создать и вести личный блог или публиковаться в гостевых блогах.

Например, можно писать небольшие рассказы на бесплатных площадках или создавать экспертные заметки для чужих блогов и медиа.

Где можно публиковаться: vc.ru, дзен, «Всем!ру», Пикабу и другие.

Старайтесь не выбирать для публикаций журналы, где редакторы меняют стилистику текста под фирменный tone-of-voice. Например, Т-Ж или Нетологию. В таких изданиях вы не сможете показать свой стиль работы.

Шаг 2. Стать внештатным редактором в издательстве

В редактуре важно научиться строить процессы и общаться с клиентами: понимать задачи, искать наилучшие решения и создавать готовый продукт. Некоторые из работ можно будет даже добавить в портфолио. Кроме того, внештатная работа поможет завязать нужные знакомства и найти первых клиентов.

Искать работу можно на сайтах вакансий, сайтах издательств и в телеграм-каналах. Например, hh.ru, https://t.me/self_ma, Вакансии МИФ.

Шаг 3. Прокачать навыки

Гострайтерам платят за потраченное время. Если вы хотите много зарабатывать, вам нужно научиться писать по-крупному — создавать книги. Что для этого нужно, мы уже рассказывали. Повторим: много читать, совершенствоваться в письме и проводить интервью.

Много читать. Клиенты ищут авторов, которые смогут трансформировать их мысли в текст и при этом сохранить авторское видение. Один из лучших способов научиться по-разному писать, менять тональность и стилистику текста, — больше читать разной литературы.

Лучше читать всё: научные статьи, газетные заметки, художественную литературу, монографии, специализированные книги и даже шуточные биографии в Tinder.

Вполне возможно, что во время чтения вам будут приходить собственные идеи для книг или статей. Заведите блокнот и записывайте их. В будущем они могут пригодиться.

Практиковаться в писательстве. Пробовать разные техники и приёмы. В перерывах между проектами экспериментируйте. Чем больше форматов и приёмов вы освоите, тем лучше сможете выполнять свою работу.

Бывают клиенты, которые не могут сформировать запрос, и просят написать текст, например, в стиле Сергея Минаева. То есть что-то ёмкое, с хлёсткими, точными выражениями о современной действительности.

Цитата из книги Сергея Минаева «Дyxless 21 века. Селфи»
Цитата из книги Сергея Минаева «Дyxless 21 века. Селфи»

Гострайтеру нужно не просто скопировать стиль другого человека, но и адаптировать эту манеру под уникальный стиль заказчика. Для этого нужно в свободное от работы время делать небольшие упражнения — писать маленькие тексты в 2–3 абзаца в стиле любимых авторов.

Проводить интервью и вытягивать информацию даже из самого скучного клиента. Хороший гострайтер должен уметь слушать и слышать то, что ему говорят.

Слушайте своих будущих клиентов, задавайте им правильные вопросы, подмечайте их привычки, манеру речи и поведение — все это понадобится вам при формировании их авторского стиля. Если клиентов пока нет, практикуйтесь на родных и друзьях. 

Несколько советов, как проводить интервью:
1. Узнайте заранее о человеке, с которым будете общаться. Посмотрите сайт, посёрфите соцсети, новостные сводки. Прочитайте последние интервью. Вам нужно понять, о чём он уже рассказывал, и такие вопросы не задавать.
2. Определите цель беседы.
3. Продумайте какие вопросы вы будете задавать. В том числе в первые минуты общения. Вам нужно разговорить человека и снять напряжение. Для этого первые 5–10 минут интервью посвятите общим вопросам. Спросите, чем человек занимался до встречи, какие у него планы на день и т. д. Пары лёгких вопросов хватит.
4. Продумайте, в каком виде вы согласуете интервью после встречи.

Шаг 4. Выпустите собственный рассказ или новеллу

Если вы хотите писать книги, мемуары или любой другой объёмный контент, полезно получить некоторый опыт написания чего-то объемного — тех же лонгридов. Напишите лонгрид, новеллу или рассказ и попробуйте опубликовать их в блоге, литературном журнале, сборнике или издательстве.

Если своих идей нет, попробуйте найти автора, у которого уже есть неопубликованная рукопись, и отредактируйте её. Помогите писателю улучшить структуру текста или стилистику. Вы сможете получить реальный опыт работы с клиентом без издательства.

Если у вас пока нет клиентов, вы можете взять пост известного блогера и попытаться его переписать от лица другого известного человека. Например, взять пост Ксении Собчак и написать его в стиле Ольги Бузовой.

Шаг 5. Напишите книгу

Вы вряд ли сможете написать книгу для кого-то другого, если сами ни одну не написали. Поэтому, до того как продавать свои услуги, создайте своё произведение. А лучше два или три. Так вы сможете отточить навыки письма и понять специфику работы над книгами: нюансами повествования, диалогов, авторского голоса и т. д.

Выпускать печатную версию книги не обязательно. Вы можете опубликовать книгу на любом бесплатном сайте. Например: selfpub.ru, proza.ru, stihi.ru.

Шаг 6. Начните создавать контент для других

Попрактиковавшись на небольших форматах и собственной книге начинайте искать клиентов. Расскажите людям, с которыми вы до этого работали, о своих услугах. Возможно, у них есть интересные истории, о которых они хотят рассказать.

Вы также можете создать объявления на всевозможных сайтах услуг или послать своё портфолио в редакции, которые пишут книги на заказ.

Примеры площадок, где можно рассказать о своих услугах: Indeed, Upwork, freelancer.com.ru. hh.ru, avito. profi.ru, Яндекс Услуги.

Примеры редакций, которые пишут книги за клиентов: Ridero, Aegitas, Самиздат.

Сколько платят гострайтерам?

Чтобы адекватно оценивать стоимость своих услуг, нужно понимать, что работа над книгой может занимать от одного месяца до года. Всё зависит от ваших навыков и готовности клиента делиться информацией.

Некоторые гострайтеры рассчитывают стоимость книги по её объему, другие же — берут фиксированную оплату. В среднем по рынку, написать и отредактировать книгу стоит около 100 000 рублей. 

Одни специалисты берут за всю работу 100 000 рублей, другие же за 50 000 рублей готовы только отредактировать готовый текст.
Одни специалисты берут за всю работу 100 000 рублей, другие же за 50 000 рублей готовы только отредактировать готовый текст.

Однако, как и в любой профессии, есть специалисты, которые демпингуют и продают свои услуги за 50 000–60 000 рублей. Есть и другие, которые за свою работу берут от 1 000 000 рублей и более.

А вот менее вдохновляющий пример. На сайте napodrabotku.ru опубликованы предложения гострайтеров, которые готовы писать тексты для песен за 1000 рублей
А вот менее вдохновляющий пример. На сайте napodrabotku.ru опубликованы предложения гострайтеров, которые готовы писать тексты для песен за 1000 рублей

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний