По всей видимости, оптимизация конверсии в 2013 году такая же «темная лошадка» для большинства бизнесов, как и маркетинг в социальных медиа образца 2009 года. Большинство — точнее, все 90% — стартапов терпят неудачу. И происходит это не потому, что у них проблемы с конверсией, а потому, что у них нет «изюминки», или они не знают, как эту «изюминку» продать.
Продукт, будь то сайт электронной коммерции,
Наиболее распространенное заблуждение стартаперов в том, что они считают возможным сразу же работать как крупные компании, и рассчитывают достичь успеха практически без клиентской базы и обратной связи от пользователей.
Такие корпорации как Starbucks могут экспериментировать и разбрасываться торговыми точками с уверенностью, что по крайней мере они не потерпят убытков. Огромная торговая сеть вытянет
Для новой же кофейни такие аспекты как сервис, атмосфера, широкий ассортимент имеют огромное значение. Если сотрудники не покажут максимум своих возможностей в течение первых месяцев работы, в следующем году кафе закроется. То же самое справедливо для электронной торговли и любого стартапа.
И это не проблема конверсии. Это проблема работы с клиентами.
Прочитав эту статью, вы получите лучшее представление о разработке новых решений для работы с существующими и потенциальными клиентами.
Итак, что такое работа с клиентами?
Steve Blank, серийный предприниматель из Силиконовой Долины, разработал методологию создания бизнеса, который работает параллельно с традиционным процессом разработки продукта. Основная идея клиентского развития в том, что ваши предположения о таргетированном рынке — всего лишь предположения.
Стартапы не выживают, основываясь лишь на догадках: устойчивая
Чтобы узнать реальное положение вещей, вам необходимо выйти к людям. Дайте им возможность для обратной связи и проанализируйте полученные данные. Если ваши догадки подтвердились — ваш продукт надежен.
Однако более вероятно, что ваши первые догадки окажутся ложными. В таком случае:
- пересмотрите своё предложение;
- измените целевую аудиторию (быть может, ваш продукт предназначен не тем, кому он предлагался сейчас);
-
сделайте разворот на 180 градусов, то, что называется в
IT-сфере — «пивот» (pivot).
Идея заключается в том, чтобы неоднократно тестировать продукт со своей
Проблема традиционного подхода к разработке продукта
Традиционная модель разработки продукта, известная как «каскадная модель», — очень последовательный и линейный процесс. Методику «каскадной модели» чаще всего используют в отраслях, связанных с разработкой и внедрением программного обеспечения, однако ее основные тезисы можно применить практически к любому стартапу. Согласно этой модели, предприниматели создают продукты и планы в соответствии со своим представлением о целевом рынке.
Вспомним пример с кофейней. Чтобы открыть кофейню, вам нужны столы, стулья, помещение, кофемашины, холодильники и прочее. Вы покупаете все это, затем набираете персонал: официантов, барменов, уборщиков, поваров, менеджеров, бухгалтеров, водителей
Похожий процесс происходит и в IT — домен, CMS, платежная система и сам товар готов, ну, а что дальше?
Это главная проблема. При разработке продукта значение имеет не только сам продукт, но и клиенты, которые будут его покупать.
Стартапы существуют не только для производства благ, заработка и даже обслуживания клиентов. Они существуют, чтобы научиться построению устойчивого бизнеса.
Eric Ries, автор «The Lean Startup»
В процессе работы с клиентами ваши гипотезы будут неоднократно тестироваться
Итак, если каскадная модель — большой тотализатор, азартная игра современного бизнеса, то как же нам включить обратную связь от клиентов в процессе разработки продукта?
Тревор Оуэнс и его команда The Lean Startup Machine создали прекрасную систему, которая носит название Validation Board и содержит три основных фазы.
Фаза 1 — Разведка
На этой фазе вы просто опрашиваете клиентов, чтобы выявить их проблемы. Опрос большого числа людей вскроет реальное положение вещей, подтвердив или опровергнув ваше представление о ситуации. Для стартапов разумно провести подобное интервью перед запуском.
Для уже запущенных компаний может быть разумным сегментирование своей базы для выявления наиболее лояльных клиентов.
В качестве примера можно привести исследование
Фаза 2 — Шаг
В этой фазе вы используете полученную на предыдущем этапе информацию о болевых точках вашего продукта для создания заманчивого предложения, обмениваемого на так называемую «валюту».
«Валюта» в данном случае — адреса электронной почты, заметки в социальных сетях, наличные деньги. Словом, все, что клиент готов предоставить в обмен на решение его проблемы.
Фаза 3 — Консьерж
Итак, на предыдущем этапе вы создали предложение, решающее проблемы целевой аудитории. Следующая фаза заключается в тестировании продукта на нескольких клиентах. Причина, по которой стоит начинать со скромной клиентской базы и минимально жизнеспособного продукта, состоит в том, что работая с небольшим сегментом, вы можете создать максимально подходящий клиентский оффер.
Чтобы разобраться с этой фазой подробнее, посмотрите, что происходит с компаниями, собравшими необходимое количество средств на KickStarter.
Прекрасный пример — компания Pebble Smartwatch, собравшая почти 69 000 инвесторов и $10 266 848 или 10 000% от необходимой суммы с помощью краудфандинга. Как видите, маленькая клиентская база прекрасно работает, если она «сама пришла к вам».
На форумах клиенты обеспечивают обратную связь, а разработчики обсуждают идеи новых приложений. Так как компания развивается от стартапа к уровню Apple и Sony, то по большей части ее успех будет зависеть от того, насколько учредители будут внимательны к ранним клиентам. Судя по всему, у Pebble большое будущее.
Поиск продукта и рынка
По большому счету, все эти опросы, шаги и процессы нужны, чтобы найти то, что предприниматель Марк Андреессен называет поиском соответствия продукта и рынка.
Имеется в виду создание минимально жизнеспособного продукта, удовлетворяющего проблемы и потребности, существующие на рынке.
Существует множество различных определений этого соответствия, и множество предпринимателей, пытающихся узнать, достигли ли они его. Стив Бланк говорит: «Квалификация клиентов устанавливает, достигли ли вы соответствия рынка и аудитории, положительно реагирующих на продукт. Если это так, освободите их от части денег».
Чтобы прояснить концепцию, Шон Элисс, основатель Qualaroo, создал следующую метрику:
«По моему опыту, соответствие достигается тогда, когда хотя бы 40% пользователей испытают дискомфорт, если ваш продукт исчезнет с рынка. Цифра немного надуманная, но я вывел ее после исследования 100 стартапов».
Если ваш продукт не растет
Прежде чем говорить о влиянии конверсии на отсутствие роста, подумайте о том, почему ваши клиенты не чувствуют восторга от продукта.
На самом деле это не конец света, а прекрасное время для коренных изменений. Начните честный и конструктивный диалог с существующими пользователями, и они дадут вам ценную информацию о ваших болевых точках.
Это может стать прекрасным поводом для пивота.
Когда мы обнаруживаем, что наши эксперименты перестают быть продуктивными, мы делаем коренной поворот к новой фундаментальной стратегии, которая позволяет нам добиться большего успеха. Вот что мы называем пивотом.
Эрик Райс
Как Fab.com заработала $300 000 за 30 дней после пивота
Иногда реальность показывает, что ваши первоначальные предложения рынку были ошибочными. Джейсон Олдберг и Брэдфорд Шэлхаммер узнали это на собственном горьком опыте, когда их детище, Fabulis.com, не имело того успеха, на который они рассчитывали при запуске.
Fabulis.com первоначально задумывалась как социальная сеть для геев. Согласно статье на Inc.com, портал собирался стать аналогом Facebook, Yelp и Groupon для сексуальных меньшинств. Проблема была в том, что на Facebook, Yelp, Groupon уже существовали крупные сообщества, и специализированная социальная сеть оказалась не нужна.
Основатели поняли, что пришло время перемен, когда на протяжении долгого времени число пользователей сайта не превысило 150 тысяч человек.
«Даже наши друзья не хотели пользоваться сайтом. Это был последний звонок — мы поняли, что пора начинать сначала».
После разговора по душам парни решили полностью изменить концепцию и сосредоточиться на продаже дизайнерских вещей со скидкой. Они провели опрос по существующим пользователям и друзьям. Большинство было в восторге от идеи. После чего домашняя страница сайта была заменена на интригующую надпись «Скоро открытие», и началось привлечение пользователей в социальных сетях.
В результате всего через месяц после запуска на сайте насчитывалось 300 тысяч зарегистрированных пользователей и более 10 тысяч активных покупателей. Средняя выручка составляла 1.3 миллиона долларов при средних продажах в 1000 позиций за день.
Преждевременная гибель в социальных сетях
Противоположный пример — стартап EventVue, частная социальная сеть для конференций и локальных событий. Они были готовы к успеху, но не были готовы отступить от первоначальной концепции, не слушая первых пользователей. Как результат — преждевременная кончина стартапа.
В своем «посмертном» посте команда EventVue перечисляет основные стратегические ошибки:
- слишком рано начали построение продаж, со слабым продуктом при условии первичного финансирования;
- затягивали решение важнейших проблем;
- погоня за нерегулярной моделью продаж, небольшими ценами;
- не предоставили возможность самообслуживания.
- оперативно не сосредоточились на обучении и исправлении ошибок;
- недостаточно сфокусировались на изучении рынка;
- шли на компромиссы при первоначальном найме сотрудников — соображения необходимости побеждали желание отыскать таланты.
Хотя существует множество историй о провале стартапов, именно эта иллюстрирует все, о чем мы говорили выше, наиболее полно.
Заключение
Прежде чем обвинять в своих неудачах конверсию или
Любое тестирование рынка начинайте с бета целевых страниц.
Высоких вам конверсий!
По материалам conversionxl.com