Знаете ли вы, что имеют в виду, говоря об эффекте Зейгарник? Если нет, то советуем обратить внимание на следующие статьи:
- Как повысить собственную продуктивность с помощью списка дел?
- Психология продуктивности: как научиться все успевать
- Психология продуктивности — как сделать больше в короткие сроки?
На страницах блога LPgenerator уже неоднократно появлялись материалы об этой весьма интересной особенности человеческой психики и о том, как можно извлечь из нее пользу. Но то были статьи, посвященные исключительно повышению личной эффективности и умению «все успевать». Данный материал поведает о том, как коммерческие компании извлекают выгоду из эффекта, свойственного каждому живущему на этой планете человеку.
Эффект Зейгарник — это чувство дискомфорта, которое мы чувствуем по отношению к незавершенным делам. Например, вы будете чувствовать себя несколько неуютно, если пропустите финал сезона любимого сериала, либо так и не закончите деловое предложение, которое лежит на вашем столе уже неделю. Такие дела — будто угрызения совести, которые то и дело обращают на себя ваше внимание.
Объясняется этот эффект довольно просто: ваше сознание остается в напряженном состоянии, когда нечто, чем вы занимались, обрывается на самом интересном месте. Ваш мозг хочет знать, что будет дальше, каков будет результат работы — все это и обуславливает этот эффект. Даже если вы захотите остановиться, у вас ничего не получится.
Но самое интересное в «эффекте Зейгарник» то, что его не только просто понять: еще проще найти ему применение в реальной жизни и извлечь пользу.
Наверняка, вы нередко слышали от своих знакомых либо тренеров личностного роста нехитрый совет: «Хотите успеха — действуйте. Неважно, как и где: просто начните». Хотите ли вы основать бизнес или написать книгу — не имеет значения. Инструкция одинакова и в первом и во втором случае — просто начните работу в этом направлении. То щемящее чувство, которое придет к вам после, не даст опустить руки и заставит продолжить до победного финала. Эффект Зейгарник применим и в борьбе с вредными привычками. Если вы хотите уменьшить время, проводимое за просмотром телевизора, просто не начинайте смотреть новое шоу.
Эффект Зейгарник подстерегает нас повсюду, поэтому неудивительно, что бизнес уже давно взял его себе на вооружение. Игровая индустрия, к примеру, в своей деятельности почти всегда опирается на этот эффект, а вернее — на тот дискомфорт, который возникает у игроков, когда они не могут пройти особо заковыристое место в игре. Как итог — они продолжают играть, пока не преодолеют уровень.
Один из вариантов шкалы прогресса. Конечная цель — запустить первую email-кампанию. Ниже — шаги, которые нужно выполнить: подписаться, установить приложение, отправить email, добавить платежную информацию.
Еще один простой, но предельно эффективный инструмент — шкала прогресса, которую вы демонстрируете своим клиентам, чтобы дать им понять, сколько им еще осталось сделать (например, при тесте пробной версии продукта) и какой путь они уже преодолели. Исследователи из Университета Торонто (University of Toronto) сообщают, что люди предпочитают владеть подобной информацией: она словно движет их вперед и не дает бросить дело на половине пути.
Ниже — еще несколько хитрых способов использования эффекта Зейгарник в своих email-рассылках.
Шкала прогресса в теме письма
Пожалуй, самый очевидный кейс гениального применения эффекта Зейгарник в email-маркетинге — Evernote (сервис хранения заметок). В теме письма они указывают его порядковый номер и, таким образом, создают простейшую шкалу прогресса и по сути создают интригу. У получателей этих сообщений никогда не возникнет вопросов по поводу того, сколько писем они уже получили и сколько получат, прежде чем узнают об этом сервисе достаточно, чтобы начать им пользоваться.
Используйте визуальные сигналы
Шкала прогресса сервиса Grammarly.
Сервис Grammarly, один из самых эффективных онлайн-корректоров современности, не утруждает себя придумыванием сложных концепций, в которых фигурировал бы эффект Зейгарник.
В еженедельно рассылаемых сервисом сериях писем, в которых маркетологи позволяют своим читателям узнать больше о продукте, они обильно используют графику, через которую и проецируют статус клиента: в письмах для новых клиентов (или потенциальных) обычно помещается шкала прогресса (как изображено выше), в письмах для премиум-клиентов исчезает кнопка с призывом оплатить услугу.
Используйте верный язык
Брошенные корзины — дело обычное и неизбежное для всех интернет-предпринимателей. Email-рассылки, предназначенные для борьбы с этим досадным явлением, как правило, не отличаются разнообразием и особой эффективностью. Их цель — разжечь внутреннюю неудовлетворенность клиентов незавершенным действием и подтолкнуть к покупке.
Обратите внимание на пример от FiftyThree (студия, специализирующаяся на создании мобильных инструментов для творчества):
Хотите завершить оформление покупки? Спасибо, что выбрали FiftyThree.
В своих письмах они часто используют такие фразы, как «С вашей корзиной покупок что-то не так» или «Возобновить оформление покупки», с помощью которых пытаются усилить чувство дискомфорта у потенциальных покупателей. С одной стороны, такой подход оказывается весьма эффективным, с другой — важно не переступить грань дозволенного и не начать эксплуатировать эту людскую слабость в своих корыстных целях. Как только ваши подписчики заподозрят что-то неладное, что-либо исправить уже не представится возможным.
Напомните пользователям, что требует их внимания
Эффект Зейгарник может также повлиять и на соревновательные инстинкты. Strava, беговой и велосипедный GPS-трекер, использует эффект Зейгарник в своем маркетинге весьма оригинальным способом. Если вы записываете пробежку или велопрогулку, а потом кто-то другой преодолеет ваш маршрут быстрее, сервис пришлет вам уведомление об этом по электронной почте. Идея заключается в том, что вы будете открывать Strava и пытаться побить поставленный рекорд.
О, нет. Тодд Корнфилд только что побил ваш рекорд.
Mint, веб-сервис по управлению личным финансами, делает нечто подобное. Пользователи могут добавлять свои банковские и кредитные карты счетов для отслеживания и, если возникает проблема, пользователи получают такое уведомление:
У нас возникли проблемы с подключением к вашему аккаунту.
И в первом и во втором случае пользователи чувствуют дискомфорт и считают своим долгом разобраться с проблемой. За счет этого и достигается более глубокая вовлеченность в пользовании сервисом.
Еще не успели опробовать эффект Зейгарник в своем email-маркетинге? Так чего же вы ждете? Только не забывайте проводить сплит-тесты.
Высоких вам конверсий!
По материалам getvero.comImage source: devin allen