Как устроена сфера e-commerce? Есть ли разница между маркетплейсом и агрегатором? Зачем обычному магазину размещаться на маркетплейсах и что это ему даст?
Эксперты агентства «Кокос» рассказали, как работают маркетплейсы, и поделились опытом продвижения интернет-магазинов на Ozon и Wildberries. Материал будет полезен селлерам, маркетологам и всем, кто работает в сфере e-commerce.
Содержание статьи
Что такое маркетплейсы
Маркетплейс и агрегатор: в чем разница
Как работают маркетплейсы, на чем зарабатывают
Плюсы и минусы маркетплейсов
Кому выгодно размещаться на маркетплейсах
Размещаться самому или заказать продвижение на маркетплейсе?
Что такое маркетплейсы
Маркетплейс — это платформа для оборота товаров и услуг, где взаимодействуют продавцы и покупатели. Продавцы — интернет-магазины, которые заключают договор с маркетплейсом и реализуют там свои товары. Покупатели — обычные физические лица, которые сравнивают товары и покупают лучшие для себя.
Самые популярные маркетплейсы на 2021 год: Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет». На маркетплейсах можно продавать и покупать практически все. На популярных маркетплейсах есть множество категорий: от одежды до антиквариата и кормов для животных. Например, на Ozon таких категорий 20. Wildberries делает уклон на одежду, но в целом это тоже универсальная площадка, где можно купить и товары для дома, и книги, и множество других товаров.
И это только часть категорий!
Кроме товарных маркетплейсов, есть и те, что специализируются на услугах — как сервис Яндекс Go, продаже информации — Spotify или Google Play, площадки для инвестиций и краудфандинга — Маркетплейс ЦБ, Boomstarter. Есть комбинированные варианты: например, Ozon весной ввел продажу услуг.
Маркетплейс и агрегатор: в чем разница
Многие путают эти понятия. Например, «Яндекс.Маркет» сначала называли агрегатором, сейчас площадка позиционирует себя как маркетплейс. На тех и других формируются миллионные базы товаров и услуг. В чем же разница?
Все просто: на агрегаторе нельзя ничего купить, он лишь собирает в одном месте информацию. В нашем случае это данные о продавцах и товарах. Тот же «Яндекс.Маркет» до недавних пор собирал эту информацию на своем сайте. А когда пользователь выбирал товар, переадресовывал его на сайт продавца, и покупка совершалась там. Теперь это маркетплейс: там можно не только выбрать, но и купить товары.
В маркетплейсах есть корзина, как в интернет-магазинах
Как работают маркетплейсы, на чем зарабатывают
Стандартная схема работы маркетплейса такова:
- Продавец, или селлер, регистрируется на сайте, заводит личный кабинет, принимает условия сотрудничества, подписывает договор.
- Заводит карточки товара, заполняет их.
- Если хранит товары на складе маркетплейска — доставляет их на этот склад. Если нет — размещает у себя.
- Когда товары размещены на сайте маркетплейса, любой покупатель может их увидеть и купить.
- После покупки маркетплейс отправляет заказанные товары покупателям и переводит селлеру деньги.
Маркетплейсы — это витрина для товаров, сами они не занимаются продажами. У них другая основная функция: делать платформу удобной для селлеров и покупателей. На чем же зарабатывают эти платформы?
- Берут комиссии: за продажи, доставку, хранение, упаковку и маркировку товара. Размер комиссий у каждого маркетплейса разный и периодически меняется. Например, Ozon зимой снизил комиссии с продаж. А Wildberries, наоборот, ввел 2%-ную комиссию для покупателей, если они оплачивают заказы картами международных платежных систем.
Комиссии на продажу товаров разных категорий на Ozon
- Зарабатывают на рекламе. Опытные селлеры говорят, что без рекламы на маркетплейсе не пробиться: нужно участвовать в акциях и предложениях площадки, чтобы товар был на виду. Все эти предложения платные.
- Зарабатывают на стоимости лида. Схема такая: клиент, то есть лид, оставляет на маркетплейсе заявки, тот, кто откликается на них — платит деньги. Так работают некоторые площадки, например Profi.ru.
Плюсы и минусы маркетплейсов
Для покупателей плюсы очевидны: на одной площадке огромный выбор товаров, их можно сортировать с помощью удобной системы фильтров, да и стоимость часто дешевле, чем в обычных магазинах. А что размещение на маркетплейсах дает продавцу?
1. Возможность начать продавать с нуля. Требования к селлерам упрощаются: можно даже не иметь сайт, достаточно стать ИП, закупить партию товаров, сделать их карточки и начинать продажи.
2. Экономия на создании и продвижении сайта, на оплате услуг агентства или частного специалиста, на контекстной рекламе и других каналах продвижения.
3. Возможность занять со своим товаромвысокие позиции в топе. Маркетплейсы постоянно в верхних строчках поисковой выдачи: у этих сайтов огромные семантические ядра с миллионами поисковых запросов. Обычный магазин позволить себе такое, как правило, не может. Многие идут к заветному топу годами, да так и сворачивают на пути.
Что и требовалось доказать: все верхние строки выдачи занимают маркетплейсы
4. Понятная аналитика в личном кабинете маркетплейса. Можно посмотреть данные по просмотрам товаров, количеству заказов, остаткам на складе и другие.
5. Выход на зарубежные рынки. С помощью маркетплейса можно расширить географию и начать продавать на AliExpress или Amazon, увеличивая тем самым количество потенциальных клиентов.
Конечно, не обойдется и без минусов. У нас нет цели восхвалять маркетплейсы, рассказываем как есть:
- Плата за участие в акциях. Как уже говорилось, маркетплейсы предлагают селлерам участвовать в рекламных акциях, и делают это порой добровольно-принудительно. Отказаться можно, но в топе ваш товар вряд ли будет.
- Высокая конкуренция. За последний год произошел просто взрывной рост e-commerce. Покупатели начали больше покупать онлайн, это поняли селлеры и начали массово регистрироваться на маркетплейсах. Только на Ozon количество продавцов увеличилось до 50 тысяч — это втрое больше, чем в прошлом году.
- Строгие требования. Причем ко всему: к оформлению документов и карточек товаров, упаковки товара для доставки на склад. Как говорится, подчиняйся или умри: за нарушения аккаунт продавца могут заблокировать.
- Авторитарность. Чаще всего маркетплейсы могут менять правила — в том числе и размер комиссий, и условия сотрудничества — в одностороннем порядке. Продавцы узнают об этом в личном кабинете и ничего не могут сделать: все права и обязанности сторон указаны в договоре. Подписал — надо выполнять.
Если продавец не согласен, придется расторгнуть договор
Кому выгодно размещаться на маркетплейсах
Как видим, все достаточно неоднозначно. Если вы сомневаетесь, оцените перспективы по следующим критериям:
- Соответствие условиям площадки. Наличие статуса ИП или ООО, наличие необходимых документов.
- Окупаемость. Выгодно ли вам это размещение? Посчитайте все возможные комиссии (на продажи, доставку, хранение и т.д.) и прикиньте, окупят ли их продажи. Опять же возможные продажи.
- Уровень спроса. Если вы продаете уникальные или специфические товары, вряд ли они будут пользоваться популярностью на маркетплейсах. Вам более подойдет нишевой магазин или лендинг со своей целевой лояльной аудиторией.
- Уровень конкуренции. Если у вас товары ходовой категории, в которой прочно обосновались именитые бренды, как следует подумайте, выдержите ли вы конкуренцию.
- Качество товаров. Если выходить на маркетплейс с товаром ненадлежащего качества, покупатели мигом напишут гневные отзывы и погубят репутацию на корню.
- Цена товаров. С дорогими товарами класса vip лучше не размещаться: топы прочно заняты ходовыми товарами, да еще и со скидками.
Размещаться самому или заказать продвижение на маркетплейсе?
Дилемма, однако. Продвижение на маркетплейсах дает много преимуществ, но это целая наука, которую надо постичь. Многие магазины размещаются самостоятельно, набивают в процессе шишки, но все же успешно продают. Кто-то отступается от этой идеи и концентрируется на продвижении интернет-магазина. Многие отдают продвижение в руки специалистов и получают результаты гораздо быстрее.
Мы в агентстве «Кокос» занимаемся продвижением товаров на Ozon и Wildberries. Наши клиенты получают моментальную динамику и за короткие сроки попадают в топ выдачи маркетплейсов. Вот несколько кейсов.
1. Магазин спортивной одежды размещался на Wildberries. До обращения в «Кокос» позиции его товаров были на 600-1001 местах в поисковой выдаче маркетплейса. Если учесть, что выдача одной страницы Wildberries составляет 100 позиций, товары нашего клиента были на 6-10 страницах. Большинство пользователей до них просто не долистывали.
После начала продвижения прошло 9 дней, и товары категории «спортивные леггинсы» вышел на первую страницу Wildberries. Прирост составил более чем 994 позиции. А дальше пошло по нарастающей, и практически все товары клиента вышли в топ-10 маркетплейса. Подробнее о том, как работали специалисты, читайте в нашем кейсе.
А вот и результат: мощный рост позиций с 27 мая по 4 июня
2. На Ozon мы тоже продвигаем. Магазину косметики нужно было улучшить видимость товаров в маркетплейсе: конкретно повысить позиции в выдаче для сегмента кондиционеров для волос. Мы проработали семантику карточек, поработали над отзывами, подключили мотивированный трафик, и через 5 дней позиции сегмента улучшились. Более того, все 100 % карточек товара магазина оказались в топе. Подробнее мы написали в кейсе.
Все карточки магазина вышли в топ
Если вы тоже хотите улучшить позиции в выдаче и повысить видимость товаров, обращайтесь в «Кокос» и заказывайте продвижение на маркетплейсах.
Высоких вам конверсий!
Изображение: freepik.com
Виктория Кучинова, коммерческий автор, редактор, в прошлом журналист. Работаю с текстами с 2008 года. Специализируюсь на контент-маркетинге.
» Все статьи автора