Индекс цифрового интеллекта, уровень цифровой зрелости или digital IQ — это показатель, который отображает, как активно бизнес использует цифровые технологии, а сотрудники умеют с ними работать.
К технологиям относятся как самые современные, вроде искусственного интеллекта и интернета вещей, так и базовые, более привычные, например CRM и BI-системы.
В статье мы рассматриваем индекс в контексте бизнеса: каким компаниям полезно следить за индексом цифрового интеллекта, как его определить и как повысить, если вдруг IQ низкий.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Что такое индекс цифрового интеллекта?
Особенности цифрового интеллекта
Как определить индекс цифрового интеллекта организации?
Зачем повышать индекс цифрового интеллекта?
Как увеличить низкий digital IQ?
Шаг 1. Проведите углубленную оценку цифровых навыков организации
Шаг 2. Определите цели и разработайте план обучения персонала
Шаг 3. Подготовьте индивидуальные планы обучения для коллег
Шаг 4. Разработайте стратегию для дальнейшего повышения цифрового IQ
Что происходит в России с цифровым IQ?
Что такое индекс цифрового интеллекта?
Индекс цифрового интеллекта, или digital IQ — это показатель, который оценивает, насколько страна, бизнес или человек «на ты» с технологиями и как часто использует их в своей жизни.
Согласно идее digital IQ, чем больше технологий у бизнеса, тем лучше его операционная эффективность, тем быстрее товары попадают на рынок, тем выше качество услуг. Это и логично. Автоматизация, контроль с помощью датчиков, упорядоченные базы данных и отсутствие ручной рутины снижают ошибки, ускоряют работу и стандартизируют процессы.
К примеру, если раньше менеджеры записывали клиентов в бумажную книгу учета, а отчеты хранили на полках, теперь есть CRM-система, которая делает это автоматически и в облаке. Плюс какой: у менеджеров меньше шансов допустить ошибки в работе и больше времени на продажи.
Особенности цифрового интеллекта
У цифрового интеллекта есть особенности. Мало тратить миллионы рублей на цифровой апгрейд компании, чтобы поднять общий уровень IQ. Необходимо чтобы технологии осваивали и использовали все сотрудники. Если новшества саботируют, уровень IQ не поднимется.
Второй момент — технологии должны быть полезны конкретному бизнесу.
Например, сквозная аналитика пригодится компаниям, которые продают по всему интернету и хотят знать, какая реклама и откуда приводит больше лидов. А если бизнес продает только на маркетплейсе, подобная технология избыточна, поскольку и так ясно, откуда идут продажи. Внедрение аналитики никак не поднимет индекс бизнеса.
Зачем бизнесу Digital IQ?
Чем выше digital IQ, тем лучше: в компании меньше ручного труда, больше автоматизации, выше качество работы, лучше настроены процессы.
Чтобы оценить, нужны технологии бизнесу или нет
Реально оценить, насколько бизнес технологичен, трудно. Условному директору может казаться, что вот он подключил IP-телефонию в офисе и разом сделал бизнес цифровым. А дальнейшие инвестиции — бессмысленное разбазаривание бюджета.
Тут как раз и пригождается digital IQ. Показатель оценивает, на каком уровне технологического развития находится компания, после чего директор решает, внедрять ли очередное ПО или нет, основываясь на данных.
Чтобы оценить, какие технологии нужны бизнесу
Другая ситуация — организация тратит миллионные бюджеты на цифровую трансформацию, но по факту ничего не меняется: продажи не растут, прибыль все та же, клиентов больше не стало. Причина: предприятие автоматизирует не те процессы, покупает не то ПО.
Чтобы технологии принесли шквал клиентов и рост прибыльности, необходимо прежде оценить, какие технологии нужны в принципе и как бизнес намерен их использовать.
Например, бессмысленно тратить все деньги мира на автоматизацию процессов, которые не влияют ни на прибыль, ни на качество обслуживания. Либо внедрять BPM-систему в офисе, где сотрудники только вчера освоили Excel.
Если бизнес, прежде чем раскошеливаться на апгрейд, посчитает свой IQ, то прикинет, к каким технологиям он готов. И не потратит деньги на то, что вовсе не нужно.
Как определить индекс цифрового интеллекта организации?
Оказывается, не так сложно — в интернете есть бесплатные тесты. Пройдите их и сервис даст оценку. Вот ряд тестов, которые может пройти любая компания:
- от Agroup;
- от Digital maturity benchmark;
- от Abbyy.
IQ в цифровом значении рассчитывает только тест от Digital maturity benchmark. Два других дают некую общую оценку, от которой можно далее плясать.
Чтобы получить точную оценку цифрового IQ, пройдите тест на Digital maturity benchmark
Еще есть различные приложения, например Digital IQ Index от Gartner. Это такой исследовательский инструмент: он сравнивает уровень цифровизации бренда с конкурентами в отрасли и подсказывает, куда инвестировать.
Digital IQ Index — онлайн-сервис, который автоматически считает digital IQ и подсказывает, какие технологии внедрять следующими
В России аналогов нет, поэтому ждем, когда отечественные разработчики возьмутся за дело. Пока можно посетить сайт агентства SDI 360. Оно изучает бизнес-сферы в России и анализирует компании по трём параметрам:
- интеграция в соцсетях;
- продвижение бренда и коммуникация с аудиторией;
- организация продаж.
Дальше ищите отчет по своей сфере — некоторые, правда, только за 2020 год — и смотрите, какие компании в лидерах по цифровому интеллекту. Потом изучаете, что конкретно специалисты SDI 360 отметили у лидеров, и берете на карандаш для своего бизнеса.
Рейтинг победителей SDI 360 в отрасли стройматериалов
Еще есть методика от Минцифр. По ней можно посчитать показатель цифровой зрелости — что, по сути, то же самое что и digital IQ — для ключевых отраслей экономики.
Зачем повышать индекс цифрового интеллекта?
✅Чтобы больше зарабатывать
Чтобы подготовить отчет ручками, менеджеру надо потратить ни один час: получить ТЗ, вникнуть, собрать данные по всем отделам, свести в табличку, перепроверить 2–3 раза, подписать у начальства и т. д.
С технологиями процесс ускоряется: отчет формируется за пару кликов, подписывается через ЭДО за секунду и улетает в облачное хранилище. И это только про документооборот.
По факту автоматизировать можно все: производство, склад, учет, финансы, логистику. Чем более технологичный бизнес, тем больше он успевает производить, продавать, реализовывать, а значит, зарабатывать.
✅Чтобы упростить общение с партнерами
Переговоры — часть любого бизнеса. Совещания и планерки сжигают гору времени: надо сообщить повестку каждому участнику, занести дату в календарь, накануне всем напомнить, а потом собрать всех в офисе и провести встречу.
Чтобы тратить на это меньше времени, есть технологии: видеозвонки, конфколлы, трансляции, чаты, планировщики задач. Плюсы от них какие:
- Сохраняют историю звонков, переписок и созвонов — можно в любой момент вернуться и вспомнить, о каких ценах договорились с поставщиком или на какой день решили отгрузить товар со склада.
- Удобное планирование в календарях. Ставите дату, а накануне встречи участники получают автоматические напоминалки без вашего участия.
- Общение через интернет. Один клик — и совещание началось. Не надо тратить время на дорогу и поиск свободных конференц-залов.
✅Чтобы приспосабливаться к изменениям
Технологии помогают быстро адаптироваться к любым изменениям. Например, в России с 1 января 2022 года участники оборота маркированных товаров были обязаны передавать в систему мониторинга сведения о движении продукции — вводе в оборот, продаже, выводе из оборота — исключительно через оператора ЭДО.
Компаниям, которые частично ушли от бумажного документооборота, перестроить работу было проще, чем тем, которые работали на бумажном делопроизводстве.
✅Повышение рентабельности инвестиций в технологии
Если бизнес уже использует технологии, ему проще подключать новые и получать от них выгоды.
Например, офис давно подключил менеджерам по продажам CRM, а теперь хочет установить систему учета для склада и бухгалтерии. Так как часть работы уже автоматизирована, дополнительные интеграции, а склад — что нужно продавцам.
✅Чтобы обойти конкурентов
Бизнес, который использует и с умом применяет технологии, обходит конкурентов. Он больше производит, быстрее продает, следит за конкурентами, изучает клиентуру и настраивает с ними общение не только по телефону, а через любые онлайн-каналы.
Как увеличить низкий digital IQ?
Шаг 1. Проведите углубленную оценку цифровых навыков организации
Прежде чем повышать цифровой IQ, а по-другому — докупать новые технологии, надо разобраться, на каком уровне технологического развития находятся сотрудники. Если они, допустим, только вчера изучили электронные таблицы, им может быть непросто освоиться с BPM-системой.
Мы предлагаем оценить навыки сотрудников, а конкретно — ответить вот на какие вопросы:
- Какими цифровыми навыками обладают сотрудники?
- Какие технологии они освоили и используют в работе?
- Какие технологии им было освоить трудно?
- В каких процессах можно использовать больше автоматизаций и интеграций?
Если навыки средненькие, возможно, прежде надо закрыть пробелы в знаниях, и только потом думать о цифровом апргейде.
Шаг 2. Определите цели и разработайте план обучения персонала
Выберете, какими девайсами и ПО можно дополнить бизнес. Напомним — технологии должны соответствовать квалификации персонала.
Например, вы решили, что пора внедрить:
- Интернет вещей;
- аналитику данных;
- дополнительную и виртуальную реальности.
Хотя вы уверены в своих коллегах, неправильно заставлять их осваивать новое методом тыка. Необходимо персонал обучить.
Сделать это можно по-разному: пригласить команду интеграторов, раздать в офисе мануалы, подключить онлайн-тренажеры или выложить на корпоративный диск папку с видеоуроками.
Полезно организовать виртуальное пространство, внутри которого сотрудники смогут делиться опытом. Подойдет и закрытый чат, и группа в соцсетях.
Шаг 3. Подготовьте индивидуальные планы обучения для коллег
Чтобы технологии приносили пользу и окупались, все работники должны ими пользоваться, иначе слаженной работы не будет.
Бывает, что некоторым людям труднее освоить новые технологии, чем остальным. Это нормально. Поэтому нужно создавать разные программы обучения.
Например, кто-то разберется в новом ПО по видеоурокам, а другим понадобится живой наставник, который в режиме реального времени ответит на вопросы.
Шаг 4. Разработайте стратегию для дальнейшего повышения цифрового IQ
Технологии не стоят на месте. Необходимо постоянно развивать навыки персонала и держать руку на пульсе, а как только на рынке появится что-то полезное для бизнеса — внедрять.
Поэтому есть смысл организовать постоянный процесс обучения, а также поощрять сотрудников, которые сами выказывают желание развивать свои скиллы.
Что происходит в России с цифровым IQ?
В 2020 году две компании — международный разработчик ПО Abbyy и аудиторская компания PwC — оценили уровень цифровой зрелости российских компаний.
Большинство крупных компаний в России на тот момент считали, что не используют возможности технологий и инноваций на 100% и оценивали свой уровень зрелости на 2,8 балла из 5.
Чуть позже аналогичное исследование провели SAP и «Делойт». Они опросили различные компании из разных отраслей бизнеса и вывели некие показатели цифровой зрелости. Что приятно — некоторые оценки достигали трехзначного уровня.
Уровень цифрового развития бизнеса в РФ по состоянию на 2021 год. Источник: tadviser
Основным барьером на пути к цифровизации исследователи называли неготовность к изменениям внутри самого бизнеса, а, в частности, отсутствие корпоративной культуры.
Представители власти заявили, что цифровая зрелость промпредприятий достигла 44% в I квартале 2022 года, а год назад — всего 35%. Премьер-министр РФ также напомнил, что правительство утвердило методику, которая помогает определить готовность компаний применять передовые технологии, интегрировать в производство программно-аппаратные комплексы, снижая издержки и повышая эффективность логистических и производственных цепочек.
В 2023 году есть ощущение, что тренд на цифровой интеллект упал. Поэтому делать выводы, как эксперты в этом году оценят цифровую зрелость российского бизнеса, пока рано.
Вывод о digital IQ
- Digital IQ — это показатель, который отображает, как активно организация использует цифровые технологии. Считается, что чем выше IQ, тем эффективнее бизнес.
- По уровню цифрового IQ бизнес может определить, нужны ли ему новые технологии, и если нужны, то какие.
- Чтобы посчитать digital IQ, можно пройти бесплатные тесты в интернете, изучить исследования или воспользоваться методикой от Минцифр.
- Если бизнес повышает индекс цифрового интеллекта, то получает дозу пользы: больше прибыли, меньше временных затрат на общение с партнерами и коллегами, адаптацию к изменениям, повышение рентабельности инвестиций в технологии, конкурентоспособность.
- Чтобы поднять уровень IQ, необходимо оценить цифровые навыки персонала, определить, какие технологии те в состоянии освоить, помочь с обучением, а если надо — то разработать индивидуальные планы. В конце разработать стратегию для дальнейшего повышения цифрового IQ.
Высоких вам конверсий!