Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Learning Experience Design в обучении: 4 основных принципа

Learning Experience Design в обучении: 4 основных принципа

Learning Experience Design в обучении: 4 основных принципа

Проектирование образовательного опыта, Learning Experience Design или LED — это научная дисциплина, которая изучает, как сделать образование увлекательным, полезным и результативным.

В процессе разработки LED ориентируются на личность каждого ученика, его цели, опыт, знания. Это помогает подстраивать программу под студентов и тем самым делать ее эффективной.

Проектирование образовательного опыта применяют и в начальных школах, и в онлайн-университетах, и при создании экспресс-курсов, и при разработке авторских тренингов. Профессия проектировщика востребована.

Мы рассказываем, как на нее выучиться и что придется делать на практике.

Нет времени читать статью? Найдите её в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Что такое Learning Experience Design?

Обучение, или Learning
Опыт, или Experience
Дизайн, или Design

Основные принципы Learning Experience Design

Анализ учащихся
Экспериментальное обучение
Вовлечение и мотивация
Забота

Откуда взялось понятие проектирования?

С чего все началось
Образовательный опыт
Проектирование опыта

Как и зачем проектируют обучение?

Кто проектирует обучение
Чем занимаются дизайнеры образовательного опыта

Где выучиться на проектировщика образовательного опыта?

Университет
Онлайн
Бесплатно

Вкратце

Что такое Learning Experience Design?

Learning Experience Design или проектирование образовательного опыта — это разработка образовательной среды, в которой люди получают новые знания.

Особенность в том, что в LED учат не по старинке: «Лектор читает общий курс, студенты конспектируют». Все проходит иначе:

  • Затачивают программу под образовательные цели студентов.
  • Создают разноплановые учебные методички, стратегии, планы. Часто LED использует мультимедиа и игровые методики, чтобы материал подавался не сухо и нудно, а увлекательно.
  • Придумывают, как оценивать образовательный процесс помимо пресловутых двоек и пятерок или «уд/неуд».

Чтобы лучше разобраться, разложим термин Learning Experience Design на три части: обучение (Learning), опыт (Experience) и дизайн (Design).

Обучение, или Learning

LED — это про обучение, в котором весь фокус на учащихся.

Чтобы создавать учебные программы, которые помогают людям, необходимо разобраться, как и почему те приходят за новыми навыками, что ими движет, откуда идет мотивация. Это помогает выбирать подходящие форматы и технология обучения.

Понять, чего ждут от обучения люди и подстроить программу под их ожидания, несложно. Надо проводить интервью, наблюдать за спросом, запускать социологические опросы.

Опыт, или Experience

Опыт — это любая ситуация, с которой человек сталкивается, проживает и волей-неволей запоминает. Но не любой опыт долговечен.

Гуру LED создают такой опыт, который остается в памяти надолго, а еще лучше — навсегда.

Например, лектор включает фильм, потом показывает макет, дальше зовет студентов поработать за компьютерами, а в конце ставит с учениками сценку. Опыт получается разноплановый, интересный, не банальный, и в итоге запоминается.

Дизайн, или Design

LED — это творческая дисциплина. Специалисты, которые занимаются проектированием образовательного опыта, делают гору вещей:

  • проводят исследования;
  • ставят эксперименты;
  • брейнштормят идеи;
  • создают, а потом тестируют прототипы обучения;
  • готовят финальные версии программ.

Процесс не систематический. Если, например, тестирование провалилось — урок оказался скучным или студенты не научились новым навыкам — специалисты возвращаются на предыдущие шаги и начинают сначала.

Основные принципы Learning Experience Design

Анализ учащихся

Каждый человек начинает учебу с разным набором знаний, навыков и предпочтений.

Разработка образовательного опыта учитывает различия людей, чтобы им не приходилось проходить то, что они знают, что для них бесполезно или что им неинтересно.

При разработке программ по принципам LED учеников анализируют по пунктам:

  • Каких результатов хочет достичь ученик?
  • Какими знаниями уже обладает?
  • Какие ресурсы для обучения есть — свободные будни, быстрый интернет, мощный компьютерный процессор?
  • Есть ли ограничения и особенности, например проблемы с моторикой или дислексия?
  • Что мотивирует проходить учебу до конца, а не бросать на половине?
  • Какие цели ученик преследует?

Некоторые разработчики даже создают подробные портреты учеников, чтобы лучше понимать, как проектировать обучение под студентов.

Другие создают прототипы образовательного опыта, а потом тестируют на фокус-группах.

Так появляются разные программы: для новичков, для гуру, для тех, кто хочет учиться по 15 минут в день, или тех, кто может проглотить годовой курс за месяц.

Экспериментальное обучение

Некоторые типы обучения, например, корпоративное, проваливается, поскольку сосредоточено на задачах предприятия, а не интересах людей. Все потому, что программа кажется скучной, и люди проходят ее кое-как.

Разработчики образовательного опыта создают не только полезное образование, но и интересное. Учебные курсы, уроки и лекции вовлекают учеников эмоционально и физически. Это называется экспериментальным обучением.

Состоит оно из четырех этапов:

  • Конкретный опыт. Это ситуации, в которых ученику надо что-то сделать, чтобы получить новый опыт. Сделать можно что-то новое или уже знакомое, но по-другому.

Например, стажер колл-центра первый раз в жизни принимает звонок и консультирует клиента. Это — конкретный опыт.

  • Рефлексивное наблюдение. Это попытка подтолкнуть учеников размышлять над опытом, который у них есть, чтобы понять, какая у него ценность и как его использовать.

Пример — стажер продал по телефону товар и теперь обсуждает с боссом удачные и неудачные моменты.

  • Абстрактная концептуализация. Это размышления учеников. Они приводят к новым идеям и выводам.

Например, стажер слушает на тренинге о разных методах продаж и генерирует идеи, как продать опт крупному заказчику.

  • Активное экспериментирование. Это пробное применение знаний и концепции абстрактной концептуализации на практике, например, через ролевые игры, стажировки, тестировании. Помогают ученику проверить, как концепции работают на практике.

Вовлечение и мотивация

Чтобы люди проходили обучение до конца, а не бросали на полпути, необходимо мотивировать и вовлекать студентов. Есть разные способы, как это делать.

Например, проводить уроки в игровом формате, начислять очки, выдавать медали, присваивать шуточные звания.

Забота

Иногда у студентов что-то идет не по плану, Например, в гости приехала бабушка или надо расширять жилплощадь.

Необходимо, чтобы студенты могли поговорить с преподавателем, куратором или наставником и решить проблему — получить академ или перенести дату экзамена.

Если проблемы не решать, студент забросит учебу. Поэтому в LED нужны специалисты поддержки и заранее продуманные варианты решения сложных ситуаций.

Откуда взялось понятие проектирования?

Этот блок для любопытных. Мы вкратце перескажем основные тезисы из книги «Проектирование образовательного опыта» Сони Смысловой, сооснователя и куратора School of Education. Там как раз про историю LED. 

В книге «Проектирование образовательного опыта» Сони Смысловой можно прочитать много интересного про проектирование образовательного опыта
В книге «Проектирование образовательного опыта» Сони Смысловой можно прочитать много интересного про проектирование образовательного опыта

С чего все началось

Как пишет Соня Смыслова, в середине XX века, после окончания Второй мировой войны, были нужны кадры, чтобы возрождать экономику. А чтобы их воспитать, требовались и технологии, и новые подходы в обучении.

Внимание общества сфокусировалось на профессиональном обучении и переобучении. Особенно преуспело США. US Air Force вкладывали деньги в создание исследовательских центров, чтобы те изучали методы обучения и способы повышения его качества.

Важную роль сыграла статья американского психолога Берреса Фредерика Скиннера «Наука обучения и искусство преподавания». В ней говорилось, что обучение необходимо разбивать на этапы и для каждого устанавливать цель.

Прежде, чем переводить ученика с этапа на этап, нужно оценивать, достиг тот цели или нет. Если нет, процесс обучения следует корректировать. По сути, речь шла о методах оценки квалификации.

В результате обучение стало контролируемым процессом, который обязан был приводить к результату.

Этот результат также стали измерять и следить, чтобы он не зависел от харизматичного преподавателя или одаренного класса, а применялся для всего образования в целом.

Образовательный опыт

В следующие десятилетия люди придумали новые теории обучения, тестировали подходы и проводили эксперименты.

Постепенно сформировался подход: обучение — это не просто передача информации от учителя к ученику. Это интеграция различных средств и методов, которые создают систему оценки образовательных достижений.

Вроде как прорыв, однако недостаточный: участие ученика в образовании по-прежнему было пассивным. Он поглощал знания, но не влиял на проектирование обучения.

Но ближе к 90-м стали обсуждать, как сделать ученика активным участником. Методисты, психологи и вся образовательная среда пришли к выводу, что каждый человек уникален, и образование зависит от его опыта.

Так возникла новая теория обучения — конструктивизм. Она утверждает, что обучение является индивидуальным опытом и формируется через активность и социальные взаимодействия ученика.

Это приводит к понятию аутентичного обучения. Оно предполагало, что студент охотно исследует и изучает только то, что ему интересно и полезно.

Это стало отправной точкой для организации учебного процесса, а студент как личность стал в центре создания образовательных программ.

Проектирование опыта

В 2000-х годах возникает новая терминология в области образования. Образование становится итеративным, а его разработку называют Learning experience design, LED.

В LED акцент делают на создании образовательных среды и процесса, которые вовлекают человека в образовательный опыт.

Как и зачем проектируют обучение?

Создание образования не интуитивная практика. Существует отдельная профессия, представители которой создают образовательные программы.

Их основная задача — делать учебный процесс увлекательным и эффективным. Сейчас расскажем подробнее.

Кто проектирует обучение

Проектированием занимаются разработчики образовательных программ, а по другому — проектировщики или дизайнеры. Раньше их называли методистами, педагогами, а теперь выделили в отдельное направление и называли новым словом.

В круг обязанностей разработчиков входит создание планов и материалов для обучения, внедрение инструментов, которые делают учебу продвинутой и современной.

Еще они знают, как заинтересовать аудиторию на первый взгляд скучными и сложными предметами и передать необходимые знания и навыки. Такие разработчики востребованы во многих отраслях бизнеса.

Чем занимаются дизайнеры образовательного опыта

Под каждую фирму, предприятие, школу, курс или университет разрабатывают процесс обучения. Обычно среди обязанностей:

  • Исследовать запрос аудитории, формулировать результаты, которые нужно достичь студентам, собирать карты компетенций — то есть, какие навыки нужно освоить в процессе учебы.
  • Проектировать программы в онлайн и офлайн-формате, придумывать систему оценок учебы учеников.
  • Разрабатывать систему поощрений и мотивации к учебе.
  • Реализовывать сложные, многосоставные образовательные программы.
  • Разрабатывать программы для различных учреждений: школ, университетов, корпораций, колледжей.
  • Внедрять в обучение новые технологии: нейронные сети, геймификацию, дополненную, виртуальную и компьютерную реальности.

Где выучиться на проектировщика образовательного опыта?

Выучиться на проектировщика образовательного опыта можно и в университетах, и на онлайн-курсах. Сейчас расскажем, где какие особенности.

Университет

По программе 44.04.01 «Проектирование образовательного опыта» учат пока что только в МПГУ. Программа образования создана университетом в партнерстве со Skillbox.

Среди изучаемых дисциплин:

  • Теория и методология образования и профессиональной коммуникации;
  • Академическое письмо в социальных и гуманитарных науках;
  • Методология и технологии образования и самообразования;
  • Основы профессиональной коммуникации на иностранном языке;
  • Современные проблемы науки и образования.

Есть и вариативная часть, и предметы по выбору студента. Учиться придется заочно два с половиной года.

Онлайн

Дистанционно курс, который, по сути, является переподготовкой, можно пройти в онлайн-школе School of Education. Название курса — «Проектирование образовательного опыта».

Обучение полностью в онлайн-формате. Состоит из:

  • еженедельных встреч с преподавателями для разбора домашних заданий;
  • онлайн-сессий по 2 дня раз в полтора месяца;
  • проектной работы в командах.

После курса выдают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, плюс можно собрать портфолио созданных за время учебы образовательных программ.

Переквалифицироваться можно в онлайн-школе School of Education
Переквалифицироваться можно в онлайн-школе School of Education

Бесплатно

За ноль рублей можно посмотреть курс от «Дистант плюс». Полностью в профессию не погрузит, но даст основы проектирования образовательного опыта. В курсе расскажут:

  • что такое образовательный опыт;
  • что такое LXD;
  • из каких процессов состоит LXD;
  • какими качествами должен обладать LXD-дизайнер.

После прохождения выдадут электронный сертификат, правда, не бесплатно, а за 490 рублей.

Вкратце

  1. Проектирование образовательного опыта, Learning Experience Design или LED — научная дисциплина. Изучает, как сделать образование увлекательным, полезным и результативным.
  2. LED ориентирует процесс обучения на студентов, делает процесс интересным, подбирает максимально эффективные методики, форматы и технологии;
  3. Среди основных принципов Learning Experience Design: анализ учащихся, экспериментальное обучение, вовлечение и мотивация и забота.
  4. Проектированием занимаются разработчики образовательных программ, а по другому — проектировщики или дизайнеры.
  5. Выучиться на такого специалиста можно в магистратуре МПГУ, пройти переквалификацию в онлайн-школе School of Education либо скачать бесплатный курс от «Дистант плюс» и поглубже разобраться, что это за профессия.

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

Генеральный партнёр: STRATE FZ-LLC License number 47005249 Address: B03-227 Business Center 02 RAKEZ Business Zone-FZ RAK (Ras Al Khaimah), United Arab Emirates Email: corporate@strate.ae