Показатель отказов (с англ. Bounce Rate) — это инструмент веб-аналитики, показывающий сколько пользователей ушло с сайта. Параметр считает только тех людей, которые посмотрели одну страницу — они не переходили в другие разделы, не нажимали на кнопки и не оставляли свои контакты.
Считается, что чем выше показатель отказов, тем больше потенциальных клиентов теряет бизнес. Мы поговорили с нашими seo-специалистами, покопались в книгах, нашли и проанализировали несколько исследований. В статье результаты нашего исследования: какой показатель отказов считают хорошим, как добиться желаемых параметров, как считать и отслеживать отказы.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Когда высокий показатель отказов — это хорошо?
Какой показатель отказов считают хорошим?
Зачем определять показатель отказов?
Как рассчитать показатель отказов?
Google Analytics
Яндекс.Метрика
12 способов снизить показатель отказов
1. Ускорить загрузку страниц
2. Исправить сниппет
3. Публиковать качественный контент
4. Исправить ошибки 404
5. Перепроверить ссылки
6. Адаптировать сайт под мобильные устройства
7. Упростить форму сбора контактов
8. Добавить призыв к действию
9. Оптимизировать страницу
10. Улучшить интерфейс
11. Перенастроить Google Analytics
12. Прописать длительность сеанса
Что такое показатель отказов?
Показатель отказов — это процент однократных посещений вашего сайта. Это то количество посетителей, которые заходят на вашу страницу и уходят, не просматривая другие разделы сайта и не взаимодействуя со страницей каким-либо осмысленным образом.
Например, если пользователь переходит по запросу из поиска и просматривает страницу, а затем уходит с сайта, система посчитает его как «отказ».
Специалисты оценивают Bounce Rate (или BR), чтобы определить качество контента и понять, нашел ли пользователь то, что искал. Считается, что чем выше BR, тем хуже вовлечённость пользователей и ниже конверсия. Но бывают исключения.
Когда высокий показатель отказов — это хорошо?
Высокий BR — не всегда плохо, так как показатель не учитывает, сколько времени пользователь провёл на сайте. Если пользователь ушёл с сайта, но нашёл ответ на свой вопрос, система всё равно засчитает его в отказ. Хотя страница выполнила свою задачу — ответила на вопрос пользователя.
У блогов и интернет-магазинов может быть высокий BR и при этом хорошая конверсия, если контент понравится пользователям. Система не засчитает страницу в отказ, если читатель оставит комментарий или перейдёт на другую страницу. Во всех остальных случаях, в том числе когда пользователи находят ответы на свои вопросы на первой странице, сеанс засчитают в отказ.
Пример такого сайта — Википедия
Высокая конверсия также может быть у отдельных страниц. Классические примеры — страницы с контактами, с формой, FAQ.
Как только пользователи находят нужные данные — они уходят со страницы. Системы аналитики засчитывают этот сеанс в отказ, хотя произошла конверсия. Поэтому зацикливаться на показателе отказов не стоит.
Какой показатель отказов считают хорошим?
Целевой и ожидаемый показатель отказов должен отражать цель посещения страницы. У блогов, интернет-магазинов и информационных сайтов BR будет разным.
Кроме того, показатель отказов зависит от ниши и устройства, с которого заходит пользователь. Аналитики агентства Contentsquare сравнили 10 000 сайтов и пришли к выводу:
Средний показатель отказов для сайтов электронной коммерции составляет 47%.
У блогов, как правило, показатель отказов составляет 70–90%, у контентных сайтов — около 40–60%, а у сервисных сайтов — только 10–30%.
Статистика за 2020 год от Contentsquare
При этом больше всего отказов (51% сеансов) выявлено при использовании мобильных устройств. На компьютерах и планшетах цифры меньше — 43% и 45% соответственно.
Статистика за 2020 год от Contentsquare
Ориентироваться на средние показатели по отрасли не всегда правильно. У небольших сайтов показатель отказов в 3 раза ниже, чем у ведущих компаний в отрасли. Важно рассчитать свой собственный базовый уровень отказов и попытаться его улучшить, если это необходимо.
Зачем определять показатель отказов?
- Показатель отказов может помочь определить качество вашего трафика. Высокий показатель отказов в сочетании с большими объемами трафика из одного источника может указывать на плохо работающие реферальные ссылки.
- Еще показатель отказов показывает вовлечённость пользователей. Высокий BR сигнализирует о неудачном пользовательском опыте.
- Кроме того, показатель отказов косвенно влияет на продажи. Чем больше пользователей уходит с сайта, тем меньше клиентов у бизнеса.
Как рассчитать показатель отказов?
Универсальная формула расчёта:
BR = Tv / Te, где
Tv — общее количество посещений одной страницы.
Te — общее количество попаданий на эту страницу.
Если вы пользуетесь системами аналитики, считать показатель отказов вручную не нужно. В Google Analytics и Яндекс.Метрике показатель рассчитывается автоматически.
Google Analytics
Подробно о том, как Google Analytics рассчитывает показатель отказов, расписано в справке. Отказом считается любой одностраничный сеанс на сайте без инициирования каких-либо других запросов к серверу Analytics во время этого сеанса.
Допустим, пользователь переходит на главную страницу сайта, на котором есть несколько ссылок, фото и видео, призыв к действию и кнопки. Что-то вроде этого:
Если человек переходит на эту страницу, Google Analytics автоматически записывает «Просмотр страницы». Алгоритму не важно, как именно пользователь взаимодействовал с контентом, если дальше по ссылке он не перешёл. Скролл, изучение контента и даже просмотр видео не учитываются — Google Analytics считает такой сеанс как отказ.
Посмотреть метрику можно в разделе: «Поведение» → «Контент сайта» → «Целевые страницы» → «Показатель отказов».
Яндекс.Метрика
Яндекс считает отказы по другому. Если пользователь проводит на сайте меньше 15 секунд без учёта задержек со стороны сервера или других аналогичных проблем, алгоритм зафиксирует отказ. При этом не важно, переходил по ссылкам человек или нет.
Посмотреть метрику можно в разделе: «Отчеты» → «Содержание» → «Страницы выхода».
12 способов снизить показатель отказов
Высокий показатель отказов можно объяснить неэффективным контентом, его низкой доступностью, медленной загрузкой сайта или ошибками маркетологов.
Например, система аналитики может фиксировать высокий процент отказов, если ключевые слова не соответствуют назначению страницы или опубликованному контенту.
Чтобы понять, по какой причине пользователи уходят, проанализируйте страницу, а потом скорректируйте её работу.
1. Ускорить загрузку страниц
Скорость загрузки страницы влияет на количество входящего трафика. Если страница долго грузится, пользователи скорее всего уйдут. Кроме того, скорость загрузки страниц важна для Google Analytics — алгоритм ставит в топ те сайты, которые работают без задержек.
По данным исследования Trinity
Чтобы оптимизировать работу сайта, оцените большие медиафайлы и пересмотрите сценарии. Запустите тест Page Speed Insights и следуйте рекомендациям Google, чтобы убедиться, что страницы работают без сбоев.
2. Исправить сниппет
Часто отказ фиксируют, когда на страницу попадает не та аудитория из-за неправильно настроенного сниппета. Пользователи уходят, если теги заголовков и мета-описания в сниппете не соответствуют содержимому страницы.
Пересмотрите свой сниппет. Он должен точно отражать содержимое целевой страницы.
3. Публиковать качественный контент
Стоит проверить содержимое страницы — оно должно соответствовать ожиданиям пользователей. Если пользователю неинтересен контент на странице, он уйдёт.
Подумайте, как изменить контент так, чтобы повысить его привлекательность:
- Попробуйте оптимизировать заголовки под основные ключевые слова и использовать фразы, понятные целевой аудитории.
- Проверьте внутреннюю перелинковку, если необходимо — улучшите.
- Проверьте юзабилити сайта.
- Проанализируйте призывы к действию.
- Добавьте связанные записи в блоге, чтобы удержать пользователей и стимулировать их перейти дальше.
4. Исправить ошибки 404
Если пользователи проводят на странице 1–2 секунды и уходят, возможно, возникла техническая ошибка. Попробуйте пройти по пути пользователя — откройте популярный браузер и совершите переход по ссылке. Если сайт выдает ошибку 404, придумайте забавное сообщение и ссылку на соответствующий контент, а потом устраните проблему.
ScreamingFrog и Google Search Console будут проверять, как загружаются страницы. Если проблему не устранить, Google может вообще исключить сайт из выдачи. Поэтому исправьте неработающие ссылки, ошибки и пустые страницы.
5. Перепроверить ссылки
Возможно, посетители уходят, потому что другой источник ошибочно направил их на ваш сайт. Просканируйте сайт и найдите все устаревшие или неподходящие внешние ссылки. Сделать это можно через Google Search Console, Яндекс.Вебмастер или Xenu.
Если найдёте неправильную ссылку, свяжитесь с автором контента и попросите его обновить или удалить ссылку. Если связаться не получается — попробуйте отклонить ошибочную ссылку, чтобы ценность вашего сайта не снижалась.
6. Адаптировать сайт под мобильные устройства
Большинство пользователь выходят в интернет со смартфона или планфшета. Бизнес, игнорирующий эту тенденцию, теряет потенциальных клиентов
Если аналитика показывает эффективность страниц на ПК, но не на мобайле, проанализируйте работу сайта. Обычно, если сайт не оптимизирован:
- контент неудобно смотреть — он шире основного экрана;
- ссылки находятся слишком близко друг к другу — их неудобно нажимать;
- текст слишком мелкий для чтения.
В таком случае снизить показатель отказов помогает адаптация контента под мобильный трафик.
7. Упростить форму сбора контактов
Иногда пользователи уходят со страницы из-за слишком сложной формы заявки. Старайтесь делать формы короткими, релевантными и простыми для заполнения. Просите указать только ту информацию, которая нужна на этом этапе. Для сбора других данных используйте другие способы.
У нас на сайте такая форма:
8. Добавить призыв к действию
Если call-to-action отсутствует, посетитель уйдет, как только закончит чтение. Ваша задача — стимулировать пользователей продолжить знакомство с сайтом.
- Если бизнес продвигает продукт или услугу, связанную с контентом, добавьте ссылку на страницу этого продукта или услуги.
- Если продукта или услуги нет, ставьте ссылки на другие статьи, которые удержат посетителя на сайте.
Пример в нашем блоге:
9. Оптимизировать страницу
Посмотрите, какая именно страница приводит к отказам. Если это одностраничник, высокий показатель отказа — норма. Если пользователи уходят с какого-то раздела многостраничного сайта, проанализируйте контент на странице и добавьте ссылки или призывы к действию.
10. Улучшить интерфейс
Иногда клиенты уходят с сайта из-за слишком навязчивого интерфейса. Особенно раздражает, когда всплывающее окно с CTA перекрывает контент сразу после перехода. Проанализируйте свой интерфейс с точки зрения пользовательского опыта и устраните ошибки.
11. Перенастроить Google Analytics
Google Analytics по умолчанию считает за отказ сеанс, во время которого пользователь просмотрел только одну страницу. При этом длительность сеанса система не учитывает. Человек может 20 минут сёрфить по странице, а система засчитает его в отказ.
Чтобы снизить количество отказов в Google Analytics, нужно прописать дополнительные условия, при которых сеанс не засчитают в отказ. Самый простой способ — увеличить количество конверсий.
Например, попав на сайт психолога Марии Ренцис, пользователь может получить всю нужную информацию на первой странице сайта. Чтобы понять, что человек нашёл то, что искал, добавим конверсии:
1. Переход по ссылке в какой-либо раздел, расположенный на той же странице. Правильно прописываем условия конверсии для каждой кнопки: «Обо мне», «Услуги и цены», «Контакты», «Блог». Так специалисты смогут проанализировать поведение пользователей на сайте.
2. Клик по номеру телефона.
3. Клик по иконкам соцсетей и мессенджерам. Здесь также прописываем условия для каждой отдельной кнопки. Эта информация не только снизит отказы, но и поможет понять, какой способ связи предпочитают ваши посетители.
4. Клик по кнопке «Запись на консультацию».
В самих разделах тоже можно настроить конверсии. Например, в блоке с контактами выбрать скролл карт, переход на большую карту и нажатие на крупку «Онлайн записи». В случаях, когда пользователь нажимает указанную кнопку, Google Analytics будет считать конверсию, а не отказ.
12. Прописать длительность сеанса
Google не учитывает сколько времени пользователь провёл на сайте, но вы можете добавить это условие самостоятельно.
По умолчанию в Яндекс.Директе в отказ записывают сеанс короче 15 секунд. Чтобы прописать такое же условие в Google, откройте Google Tag Manager, раздел «События» и добавьте этот код.
<!— Global site tag (gtag.js) — Google Analytics —>
<script async src=»https://www.gооgletagmаnаger.cоm/gtag/js?id=RU—*********″></script>
<script>
window.dataLayer = window.dataLayer || [];
function gtag(){dataLayer.push(arguments);}
gtag(‘js’, new Date());
gtag(‘config’, ‘RU—*********’);
setTimeout(function(){
gtag(‘event’, location.pathname, {
‘event_category’: ‘Новый посетитель’
});
}, 15000);
</script>
Там, где RU, вместо точек вставьте номер своего счётчика.
Высоких вам конверсий!