QR-код — это двухмерный штрих-код, созданный для передачи информации. В статье мы собрали 17 способов использования QR-кодов. Рассказываем, как их создать и насколько они безопасны.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
17 способов использования QR-кодов
Оплачивать покупки в магазинах, кафе и ресторанах
Платить за товары онлайн
Забирать заказ в пункте выдачи
Помогать клиентам ориентироваться в магазине или на карте
Распространять скидки и коды купонов
Передавать контакты
Пользоваться общественным транспортом
Узнавать информацию о продукте
Отправлять сообщения и передавать информацию
Отправлять предустановленные электронные письма
Звонить по контактному номеру
Добавлять напоминания в онлайн-календарь
Другие способы использования
С точки зрения программистов
С точки зрения простых пользователей
1. Выбираем тип QR-кода
2. Выбираем генератор для его создания
3. Создаем QR-код
Насколько безопасно использовать QR-коды?
Советы по безопасному использованию QR-кодов
Что такое QR-код?
QR-код — это двухмерный штрих-код, передающий какую-то информацию. Для его считывания нужен смартфон или планшет с установленным сканером — сервисом, распознающим кодировку по трём угловым меткам.
QR-код создают для передачи данных — ссылок, файлов, паролей от Wi-Fi, счетов на оплату, имейлов, смс и т. д. Закодировать можно практически любую информацию, если она оформлена в виде текстового сообщения, аудиофайла и даже картинки.
Изображение: Markus Winkler для Unsplash
17 способов использования QR-кодов
Обычно QR-код используют для быстрого перехода из офлайна в онлайн. Например, потенциальный клиент может отсканировать QR-код с понравившегося товара и сразу заказать его по ссылке.
Вот еще несколько примеров, как можно использовать QR-коды.
Оплачивать покупки в магазинах, кафе и ресторанах
Dunkin' Donuts предлагает своим посетителям расплачиваться по QR-коду. Предварительно нужно скачать приложение, привязать к своему аккаунту специальную карту посетителей кафе и пополнить ее.
В Dunkin' Donuts можно расплачиваться без банковских карт и наличных денег — с помощью QR-кодов в приложении. Изображение: YouTube
Через сгенерированный приложением QR-код также можно получать баллы за покупки.
Платить за товары онлайн
Так, Amazon предлагает клиентам, закупаться в физических магазинах, но платить за товары онлайн.
Как это происходит: покупатель приезжает в физический магазин, открывает приложение и проводит полученный QR-код через сканер на входе.
Дальше совершает покупки как в обычном магазине — только все товары, положенные им в физическую корзину, появляются и в его виртуальной корзине. Платить на месте не нужно — касс нет: Amazon присылает электронный инвойс и списывает деньги с аккаунта покупателя.
Amazon go позволяет прийти в физический магазин по QR-коду, забрать продукты, а оплатить их позже онлайн. Изображение: Simon Bak для Unsplash
Забирать заказ в пункте выдачи
Особенно актуально это было в период пандемии: покупатели не могли зайти внутрь торгового центра, поэтому покупки они совершали онлайн, а потом приезжали в пункт выдачи, чтобы забрать их. Во многих пунктах действовала система выдачи товара по QR-коду.
Покупатели могли сделать заказ онлайн и забрать его в пункте выдачи по индивидуальному QR-коду. Изображение: Clique Retire для Unsplash
Помогать клиентам ориентироваться в магазине или на карте
Некоторые компании используют QR-коды, чтобы помочь клиентам сориентироваться внутри большого супермаркета или торгового центра. Плакаты с QR-кодами размещают в проходах или рядом с информационным стендом.
Такие коды также работают, если клиенту нужно найти магазин на карте. Компания размещает QR-код на сайте, странице в соцсети или на уличном стенде. Покупателю не нужно вводить адрес вручную — он может просто отсканировать код.
«Отсканируйте этот код чтобы найти нас на картах Google». Изображение: Marlise Optometrists
Распространять скидки и коды купонов
Вместо того, чтобы запоминать комбинацию цифр и букв, пользователь сканирует QR-код и попадает в раздел с онлайн-кассой, где промокод уже введён.
Передавать контакты
QR-код можно использовать вместо картонной визитки со всеми контактами. Просто дайте отсканировать QR-код другому человеку и он получит доступ ко всей нужной информации.
QR-код размещают и на визитках: перейдя по нему человек найдет всю нужную информацию. Изображение: Twitter
Пользоваться общественным транспортом
Так, в Шанхае оплачивать проезд с помощью QR-коды из приложения можно с 2018 года.
Изображение: Jonas Leupe для Unsplash
Узнавать информацию о продукте
Многие бренды размещают QR-коды на своей продукции. Покупатели могут узнать больше о составе, способе применения, инструкциях по стирке или способе производства.
Некоторые бренды размещают QR-коды на своей продукции, чтобы подтвердить ее подлинность. Так они борются с контрафактом. Изображение: arif ubayy для Unsplash
Отправлять сообщения и передавать информацию
Музеи так кодируют данные об экспонатах, организаторы квестов — подсказки, а рестораны предлагают узнать меню по QR-коду.
Кафе предлагают отсканировать QR-код, чтобы узнать меню и цены. Изображение: DisneyFoodBlog
Отправлять предустановленные электронные письма
После сканирования QR-кода откроется ваша электронная почта — нажимаете «Отправить», и письмо улетает.
Звонить по контактному номеру
Бизнес может оставить такой QR-код на упаковке товара — если у клиента возникнут вопросы, он может позвонить в поддержку, отсканировав номер.
Добавлять напоминания в онлайн-календарь
Удобная штука для экспертов и бизнес-школ. Пользователь сканирует QR-код, и напоминание о вебинаре автоматически подгружается в календарь.
Другие способы использования
Еще по QR-коду можно:
- Подключаться к Wi-Fi без пароля.
- Находить сообщество или группу в соцсетях.
- Загружать приложения.
- Делиться видео на YouTube.
- Арендовать машину, велосипед, самокат.
Как работают QR-коды?
QR-код — это белый квадрат со множеством точек и тремя идентичными чёрными метками по углам. Каждая из них обрамлена двойной рамкой.
Стандартно метки оформляют в виде квадратов, но некоторые программы допускают создание QR-кодов с искаженными квадратами, кругами и даже ромбами.
Изображение: Qrcode-tiger
Каждая точка или метка — это элементы технической части кода, которые помогают камере идентифицировать положение QR-кода и соотнести размеры его модулей.
Ещё в коде скрыты данные, которые не видны обычному пользователю, — маска, уровень коррекции и версия. Все эти данные нужны, чтобы устройство правильно считало QR-код.
Кроме технической информации в QR-коде скрыта информация для пользователей — цифры, буквы или байты двоичного кода.
С помощью QR-кода можно передать 4296 букв и цифр, 7089 цифр или 2953 байта двоичного кода. Изображение: Proxyclick Visitor Management System для Unsplash
С точки зрения программистов
Принцип работы QR-кодов такой:
1. Система переводит информацию в двоичный код и формирует файл со служебной информацией — здесь хранятся сведения о версии кода и используемой кодировке.
2. Далее система делит сформированные потоки на отдельные блоки и добавляет к ним несколько байтов для коррекции.
3. Потом система объединяет поток с основным кодом и поток с коррекционными байтами в единый поток — так формируется последовательность данных.
4. Сформированные данные записывают в поле кода. Система делит всё свободное пространство на столбцы шириной в 2 модуля: 0 — белого цвета, 1 — чёрного.
Все эти манипуляции скрыты от пользователя — специальные программы и сервисы кодируют данные автоматически. Для кодирования можно использовать любой платный или бесплатный генератор.
С точки зрения простых пользователей
С точки зрения пользователя всё намного проще:
Установил сканер QR-кодов → открыл приложение → навел камеру → получил сигнал о распознавании кода.
Изображение: ODIN
Единственное, с чем может столкнуться пользователь — невозможно распознать QR-код. Такое бывает, если пользователь уменьшил или увеличил QR-код, или в пространство сканера попала лишняя информация. Сканер не распознает QR-код, если по углам есть лишние буквы или цифры.
Создаем QR-код за 3 шага
1. Выбираем тип QR-кода
Генераторы делают кодировку двух типов — статическую и динамическую. Сначала определите, какой из них вам нужен:
- Статический QR-код — это бесплатный и постоянный код, который нельзя изменить или перекодировать после сохранения. Как правило, статические QR-коды одноразовые — они не могут вместить большой объем данных. Их используют для связывания чего-то постоянного: имейлов, ссылок, текстов, паролей Wi-Fi.
- Динамический QR-код — это изменяемый, многофункциональный, отслеживаемый код, который можно интегрировать с Google Analytics и другими системами, встроить на сайт и даже напечатать. Динамические QR-коды можно отредактировать даже после распечатки. Их можно защитить паролем или установить срок действия. Динамические QR-коды только платные.
2. Выбираем генератор для его создания
Большинство генераторов идентичны — просты в настройке, с понятным интерфейсом и бесплатными шаблонами.
Почти все из них гарантируют конфиденциальность, не хранят информацию, полученную при сканировании, и могут отслеживаться разными системами аналитики. Их даже можно персонализировать — добавить логотип или фирменные цвета.
Вот некоторые из них: QR Coder, QR сс, VK QR, STQR, QR TIGER и т. д.
Выбирайте генератор, который лучше всего подойдёт под ваши цели.Мы рекомендуем при выборе учитывать следующие три вещи:
- Достоверность. Главная задача генератора — создать качественный, работающий QR-код. Поэтому сначала проверьте домен генератора, куда вы собираетесь вводить данные. Выбирайте тот, у которого есть SSL-сертификат или безопасное, защищенное соединение с сервером.
- Чёткость. Ещё один важный фактор — четкость отображения информации. Протестируйте генератор — получившийся код должен быть чётким.
- Бренд. Посмотрите, кто ещё использует этот генератор — старайтесь выбирать сайты, которыми пользуются крупные бренды.
3. Создаем QR-код
Разберём, как это сделать на примере QR TIGER. Генератор мультиязычный, с понятным интерфейсом — на главном экране пошаговая инструкция.
Открывайте генератор и действуйте по этой инструкции:
Вставьте ссылку и выберите тип QR-кода, который вы хотите сгенерировать (статический или динамический QR-код), а затем жмите кнопку «Сгенерировать QR-код».
Затем настройте свой QR-код — выберите узор, тип квадратов, цвета. Если нужно прикрепите логотип в формате jpeg или png. Вы даже можете использовать один из готовых шаблонов.
Затем протестируйте QR-код, и если всё в порядке — скачайте картинку. Разместите свой QR-код на упаковке, раздаточных материалах или цифровых платформах.
Насколько безопасно использовать QR-коды?
QR-код — это просто шлюз, который беспрепятственно переносит пользователей из офлайна в онлайн. Он просто направляет пользователя к данным, закодированным в их собственных смартфонах.
Эти данные могут быть в виде ссылки, файла PDF, целевой страницы, анкеты, видео или аудио и т. д. Варианты использования почти бесконечны.
Поэтому с технологической точки зрения QR-код безопасен — он не представляет никакой угрозы, пока пользователь им не воспользуется.
Всегда существует опасность, что кто-то использует QR-код для распространения вредоносного ПО, взлома сайта и даже кражи персональных данных пользователя.
Вот несколько вредоносных способов использования QR-кодов:
- Фишинговые атаки: переход по вредоносной ссылке аналогичен сканированию вредоносного QR-кода, ведущего к той же ссылке.
Мошенники используют тактику социальной инженерии — соединяют QR-коды с подозрительным текстом фрейма. Например, заманивают людей через спецпредложение: «сканируйте, чтобы получить X». Человек сканирует код, а хакер получает полный доступ к устройству.
- Замена подлинных QR-кодов в общественных местах вредоносными кодами. Простой трюк с QR-кодами, который используют киберпреступники, заключается в замене оригинальных кодов, размещенных компанией в определенной точке взаимодействия, на поддельные.
Когда пользователи сканируют такой код, они переходят на фишинговый сайт и получают вирус.
- Фишинговые атаки QR-кода на имейлы. Когда пользователь отсканирует код, он попадёт на копию сайта компании, с почты которой прислали код.
Сайт запросит регистрацию, пользователь введёт свои персональные данные → хакеры получат доступ к этой информации.
- Кражи. Мошенники могут использовать QR-коды для оплаты и собирать деньги пользователей на неправильный счёт.
- Кликджекинг с использованием QR-кодов. Другая тактика заключается в том, чтобы направлять пользователей, которые сканируют QR-код, на с виду нормальный сайт с кнопками и полезным контентом.
Когда пользователь нажимает на одну из кнопок, он запускает процесс загрузки вируса на своё устройство и теряет к нему доступ.
Советы по безопасному использованию QR-кодов
1. Перед сканированием убедитесь, что QR-код безопасен. Используйте для считывания кодов сканеры со встроенным антивирусом. Например, Kaspersky QR Scanner, NeoReader или Bar-Code reader.
2. Проверьте URL-адрес куда ведёт код. При сканировании QR-кода вы получаете всплывающее уведомление на экране с URL-адресом. Вам нужно проверить URL-адрес на отсутствие вредоносных признаков.
Нажимайте только на те ссылки, у которых есть SSL-сертификат (https:// перед ссылкой) и зашифрованное соединение.
3. Визуально проверьте код на наличие подозрительных элементов: небрендированных цветов, ошибок в логотипе, сомнительных текстов фреймов и т. д.
Если вас что-то настораживает, не сканируйте код, а свяжитесь с той компанией, которая вам его отправила.
Высоких вам конверсий!