Сетевой этикет (сокр. сетикет) — это правила поведения пользователей в интернете. В отличие от этикета, сетикет нигде не прописан и до сих пор формируется. В его основе принципы взаимного уважения, вежливости и внимания к деталям.
Для удобства все правила сетевого этикета разделяют на общие, деловые и специальные, которые характерны для конкретных площадок. Например, есть отдельные правила составления деловых писем, о них мы уже рассказывали в другой статье нашего блога.
Здесь же мы рассмотрим, какие правила сетевого этикета актуальны для большинства площадок.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Правила, построенные на принципах взаимного уважения
Правило №1. Думайте о других
Правило №2. Придерживайтесь тех же правил, что и в обычной жизни
Правило №3. Соблюдайте правила площадки, которой пользуетесь
Правила №4. Спросите разрешения, прежде чем публиковать данные другого человека
Правило №5. Сначала попробуйте самостоятельно найти ответ, затем спросите
Правило №6. Уважайте чужое время
Правило №7. При первом обращении представьтесь, обращайтесь на «вы»
Правило №8. Учитывайте разницу во времени и не ждите мгновенного ответа
Правило №9. Не шлите голосовое сообщение незнакомому человеку
Правило №10. К важным голосовым сообщениям делайте небольшие текстовые заметки
Правило №11. Пишите текст одним сообщением
Правило №12. Не пишите БОЛЬШИМИ БУКВАМИ
Правило №13. Проверяйте текст на ошибки и знаки препинания
Правило №14. Используйте смайлы и стикеры дозированно
Правило №15. Не флудите
Правило №16. Не флеймите
Правило №17. Не храните фото документов в соцсетях и мессенджерах
Правило №18. Не распространяйте чужие данные
Правило №19. Включите антивирусы, не переходите по незнакомым ссылкам
Правило №20. Копируйте важную информацию на внешний жёсткий диск
Правило №21. Не выкладывайте неподтверждённую информацию
Правило №22. Не спамьте
Главное правило №23. Будьте собой
Правила, построенные на принципах взаимного уважения
Всё, что попадает в интернет, остаётся там навсегда, а любое действие может навредить репутации. Поэтому прежде чем ругаться с кем-нибудь в городском чате, распространять фейковую информацию и выкладывать фото, подумайте, как это может отразиться на вашей репутации в будущем.
Правило №1. Думайте о других
В интернете вы общаетесь с живыми людьми, у которых есть свои чувства и эмоции. Прежде чем отправить сообщение, подумайте, как его воспримет другой человек:
- не грубите;
- не пишите ничего, чего не хотели бы сказать своему собеседнику в лицо;
- не ввязывайтесь в спор ради спора;
- не отвечайте, если не готовы помочь;
- критикуя, указывайте на сделанные ошибки, не затрагивая личные качества человека.
Правило №2. Придерживайтесь тех же правил, что и в обычной жизни
Интернет — общественное место, где встречаются люди разных культур и национальностей. При коммуникации рекомендуем соблюдать правила, принятые в обществе:
- соблюдать закон,
- не оскорблять других,
- не унижать других,
- не разжигать ненависть,
- не выкладывать фейки,
- не призывать к насилию и жестокости.
Все эти действия преследуются по закону. Например, за оскорбление можно получить штраф (ст. 5.61 КоАП РФ), а за возбуждение ненависти или вражды — тюремный срок (ст. 282 УК РФ).
Правило №3. Соблюдайте правила площадки, которой пользуетесь
Нужно учитывать не только правила публикации, регламентированные платформой, но и внутренние правила, установленные в конкретном сообществе или чате.
Попав на новую площадку, не спешите включаться в диалог. Сначала понаблюдайте за другими, прочитайте важные сообщения, узнайте правила.
Правила №4. Спросите разрешения, прежде чем публиковать данные другого человека
Актуально для деловых и личных переписок. Не стоит публиковать фотографии, личные данные и переписку с другим человеком без его разрешения.
Не используйте имена и данные других реальных людей. Если вы регистрируетесь на курсы, рассылки и другие инфопродукты, предоставьте данные, которыми вы готовы поделиться. Если вы не хотите, чтобы вам звонили, просто не оставляйте свой номер.
Правило №5. Сначала попробуйте самостоятельно найти ответ, затем спросите
Интернет — огромное хранилище данных, где можно найти ответ почти на любой вопрос. Чтобы не вызывать негатив у других, сначала попробуйте найти ответ самостоятельно:
- Поищите в переписке через поиск подобный вопрос и прокрутите ленту ответов. Вполне возможно, что кто-то уже объяснил то, что вы ищете.
- Если в переписке ответа нет, спросите у поисковика. Сначала соберите всю известную информацию, а затем уточните вопрос.
Правило №6. Уважайте чужое время
Сразу переходите к сути, подкрепляйте аргументы фактами, адресуйте сообщение тому, кто может на него ответить. Не заставляйте другого человека тратить время на то, чтобы понять смысл вашего сообщения.
В рабочих чатах и больших группах не пишите на отвлечённые темы, не выкладывайте сообщения для конкретного человека, если они не важны для других — переходите в личные переписки.
Правило №7. При первом обращении представьтесь, обращайтесь на «вы»
Если пишете кому-то, с кем вы лично не знакомы, представьтесь: напишите кто вы, где нашли контакт, что хотите узнать. Не тяните время и сразу переходите к делу. Весь текст пишите одним сообщением.
Придерживайтесь общепризнанных норм вежливости:
- к незнакомым людям обращайтесь на «вы»,
- благодарите за помощь,
- здоровайтесь и прощайтесь.
Правило №8. Учитывайте разницу во времени и не ждите мгновенного ответа
Делайте отложки при отправке сообщений человеку, живущему в другом часовом поясе. Если отложить отправку сообщения нельзя, подготовьте черновик и поставьте будильник на время, когда пользователь будет в сети.
Отправляйте сообщение в комфортное для человека время: с 9:00 до 19:00 при обсуждении деловых вопросов, с 9:00 до 21:00 — в личных переписках.
Правило №9. Не шлите голосовое сообщение незнакомому человеку
Использовать голосовые сообщения можно выборочно: с близкими, друзьями и знакомыми, согласными на такой формат общения. Незнакомому человеку первое сообщение лучше писать текстом, чтобы он понимал, кто и по какому вопросу к нему обращается.
Если вам неудобно писать текстовые смс, попросите у собеседника разрешение на отправку голосовых сообщений.
Правило №10. К важным голосовым сообщениям делайте небольшие текстовые заметки
Если вы надиктовываете важный вопрос, сделайте пометку, о чём именно идёт речь в сообщении. В будущем вы сможете легко найти нужное аудиосообщение через поиск — не придется прослушивать все.
Правила оформления текста
Правило №11. Пишите текст одним сообщением
Не делите мысль на несколько отдельных сообщений. Это вызывает путаницу и раздражает. Лучше напишите одно общее сообщение, а затем перечитайте и при необходимости дополните текст.
Правило №12. Не пишите БОЛЬШИМИ БУКВАМИ
В интернет-сообществах слова, написанные capslock, воспринимаются как крик. Чтобы привлечь внимание к конкретной мысли, используйте литературные приёмы (сравнение, иронию) или возможности форматирования. Например, в Telegram для придания тексту жирности, его выделяют с двух сторон двумя звёздами.
Правило №13. Проверяйте текст на ошибки и знаки препинания
До того как отправить текст, обязательно проверьте его на ошибки и отсутствие смысловых связок. Люди не любят расшифровывать ребусы и гадать, что имелось ввиду.
Правило №14. Используйте смайлы и стикеры дозированно
Текстовые сообщения обезличены — они не передают эмоции и интонацию в отличие от стикеров и смайлов. Если хотите дополнить сообщение смайлами:
- Не ставьте их в середине предложения — они разрывают мысль.
- Не используйте как замену словам — не заставляйте собеседника расшифровывать ребус.
- Не пишите слишком много смайлов — они затрудняют чтение.
- Учитывайте контекст. Например, пользоваться смайлами в переписке с учителем не стоит.
Правило работает в обе стороны. Если вы привыкли добавлять в каждое сообщение смайлы, а ваш собеседник нет — не считайте его грубым. Возможно, он просто привык к другим правилам общения.
Правило №15. Не флудите
Флуд — это длинные бессмысленные сообщения, серия стикеров или картинок. Избегайте флуда, если его не принято использовать в чате или личной переписке с определённым человеком. Старайтесь писать кратко и по делу.
Правило №16. Не флеймите
Флейм — это словесная война. Перепалка, во время которой спорщики отклоняются от темы, оскорбляют друг друга и пытаются унизить друг друга, чтобы вызвать ответную реакцию.
Не стоит поддаваться провокациям и самому провоцировать конфликты. Любое сообщение, написанное в интернете, может «всплыть» в самый неподходящий момент и испортить репутацию. Не делайте того, что может негативно на вас отразиться.
Если вас пытаются вовлечь в перепалку, возьмите паузу — закройте чат, посчитайте до 10, а затем напишите ответ, если просто проигнорировать сообщение нельзя. До того как отправить сообщение, перечитайте его, исправьте опечатки и измените формулировки, чтобы они были вежливыми или нейтральными.
Правила цифровой безопасности
Правило №17. Не храните фото документов в соцсетях и мессенджерах
Злоумышленники могут украсть данные из любых сервисов, особенно если информация хранится в общем доступе не зашифрованной. Например, в «Избранном» или «Скрытом».
Правило №18. Не распространяйте чужие данные
Мы уже рассказывали об этом правиле с позиции вежливости. Если вы хотите выложить совместные фото, видео или рассказать историю о другом человеке, сначала спросите разрешения.
Правило №19. Включите антивирусы, не переходите по незнакомым ссылкам
Установите антивирус и хотя бы раз в месяц проверяйте устройство на вирусы, не открывайте неизвестные ссылки и старайтесь не переходить на неизвестные сайты.
Правило №20. Копируйте важную информацию на внешний жёсткий диск
Всю важную информацию дублируйте в облако или на внешний носитель. В случае форс-мажора вы не потеряете утерянные данные.
Правило №21. Не выкладывайте неподтверждённую информацию
В интернете запрещено репостить фейки. Чтобы избежать уголовного преследования, проверяйте всё, что хотите разместить. Ищите первоисточник и ссылайтесь на него при публикации.
Правило №22. Не спамьте
Защитите свои аккаунты в мессенджерах и соцсетях с помощью двухфакторной аутентификации. Эта мера поможет контролировать уведомления и приглашения, которые получают собеседники от вашего имени. Во-первых, мошенникам сложнее взломать такие аккаунты, во-вторых, вам будет легче получить доступ обратно.
Проверьте также, какие уведомления рассылают сервисы от вашего имени. Например, во ВКонтакте при включении игры пользователь автоматически соглашается с рассылкой уведомлений друзьям. От таких уведомлений лучше отказаться, они раздражают друзей. Перейдите в настройки и при необходимости измените правила рассылки.
Отключайте такие уведомления
Главное правило №23. Будьте собой
В сети легко приукрасить свои таланты, изменить внешность, имя, повадки, можно даже писать анонимно. Такие возможности расслабляют: пользователи высказываются жёстче, чаще грубят, не терпимы к слабостям других.
Старайтесь избегать такого поведения. Показывайте свои лучшие качества: будьте дружелюбны, общайтесь вежливо и профессионально, не указывайте другим на ошибки, помогайте, если можете помочь. Общайтесь так же, как в реальной жизни, и знайте, что каждое ваше действие в сети можно отследить.
Высоких вам конверсий!