Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Психология >
  4. 23 правила сетевого этикета, или как быть воспитанным в сети

23 правила сетевого этикета, или как быть воспитанным в сети

23 правила сетевого этикета, или как быть воспитанным в сети

Сетевой этикет (сокр. сетикет) — это правила поведения пользователей в интернете. В отличие от этикета, сетикет нигде не прописан и до сих пор формируется. В его основе принципы взаимного уважения, вежливости и внимания к деталям.

Для удобства все правила сетевого этикета разделяют на общие, деловые и специальные, которые характерны для конкретных площадок. Например, есть отдельные правила составления деловых писем, о них мы уже рассказывали в другой статье нашего блога.

Здесь же мы рассмотрим, какие правила сетевого этикета актуальны для большинства площадок.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Правила, построенные на принципах взаимного уважения

Правило №1. Думайте о других
Правило №2. Придерживайтесь тех же правил, что и в обычной жизни
Правило №3. Соблюдайте правила площадки, которой пользуетесь
Правила №4. Спросите разрешения, прежде чем публиковать данные другого человека
Правило №5. Сначала попробуйте самостоятельно найти ответ, затем спросите
Правило №6. Уважайте чужое время
Правило №7. При первом обращении представьтесь, обращайтесь на «вы»
Правило №8. Учитывайте разницу во времени и не ждите мгновенного ответа
Правило №9. Не шлите голосовое сообщение незнакомому человеку
Правило №10. К важным голосовым сообщениям делайте небольшие текстовые заметки

Правила оформления текста

Правило №11. Пишите текст одним сообщением
Правило №12. Не пишите БОЛЬШИМИ БУКВАМИ
Правило №13. Проверяйте текст на ошибки и знаки препинания
Правило №14. Используйте смайлы и стикеры дозированно
Правило №15. Не флудите
Правило №16. Не флеймите

Правила цифровой безопасности

Правило №17. Не храните фото документов в соцсетях и мессенджерах
Правило №18. Не распространяйте чужие данные
Правило №19. Включите антивирусы, не переходите по незнакомым ссылкам
Правило №20. Копируйте важную информацию на внешний жёсткий диск
Правило №21. Не выкладывайте неподтверждённую информацию
Правило №22. Не спамьте

Главное правило №23. Будьте собой

Правила, построенные на принципах взаимного уважения

Всё, что попадает в интернет, остаётся там навсегда, а любое действие может навредить репутации. Поэтому прежде чем ругаться с кем-нибудь в городском чате, распространять фейковую информацию и выкладывать фото, подумайте, как это может отразиться на вашей репутации в будущем.

Правило №1. Думайте о других

В интернете вы общаетесь с живыми людьми, у которых есть свои чувства и эмоции. Прежде чем отправить сообщение, подумайте, как его воспримет другой человек:

  • не грубите;
  • не пишите ничего, чего не хотели бы сказать своему собеседнику в лицо;
  • не ввязывайтесь в спор ради спора;
  • не отвечайте, если не готовы помочь;
  • критикуя, указывайте на сделанные ошибки, не затрагивая личные качества человека. 
Правило №1. Думайте о других

Правило №2. Придерживайтесь тех же правил, что и в обычной жизни

Интернет — общественное место, где встречаются люди разных культур и национальностей. При коммуникации рекомендуем соблюдать правила, принятые в обществе:

  • соблюдать закон,
  • не оскорблять других,
  • не унижать других,
  • не разжигать ненависть,
  • не выкладывать фейки,
  • не призывать к насилию и жестокости.

Все эти действия преследуются по закону. Например, за оскорбление можно получить штраф (ст. 5.61 КоАП РФ), а за возбуждение ненависти или вражды — тюремный срок (ст. 282 УК РФ).

Правило №3. Соблюдайте правила площадки, которой пользуетесь

Нужно учитывать не только правила публикации, регламентированные платформой, но и внутренние правила, установленные в конкретном сообществе или чате. 

Правило №3. Соблюдайте правила площадки, которой пользуетесь

Попав на новую площадку, не спешите включаться в диалог. Сначала понаблюдайте за другими, прочитайте важные сообщения, узнайте правила.

Пренебрежение правилами = неуважение владельцев сообщества и его участников

Правила №4. Спросите разрешения, прежде чем публиковать данные другого человека

Актуально для деловых и личных переписок. Не стоит публиковать фотографии, личные данные и переписку с другим человеком без его разрешения.

Не используйте имена и данные других реальных людей. Если вы регистрируетесь на курсы, рассылки и другие инфопродукты, предоставьте данные, которыми вы готовы поделиться. Если вы не хотите, чтобы вам звонили, просто не оставляйте свой номер.

Правило №5. Сначала попробуйте самостоятельно найти ответ, затем спросите

Интернет — огромное хранилище данных, где можно найти ответ почти на любой вопрос. Чтобы не вызывать негатив у других, сначала попробуйте найти ответ самостоятельно:

  • Поищите в переписке через поиск подобный вопрос и прокрутите ленту ответов. Вполне возможно, что кто-то уже объяснил то, что вы ищете.
  • Если в переписке ответа нет, спросите у поисковика. Сначала соберите всю известную информацию, а затем уточните вопрос. 
Правило №5. Сначала попробуйте самостоятельно найти ответ, затем спросите

Правило №6. Уважайте чужое время

Сразу переходите к сути, подкрепляйте аргументы фактами, адресуйте сообщение тому, кто может на него ответить. Не заставляйте другого человека тратить время на то, чтобы понять смысл вашего сообщения.

В рабочих чатах и больших группах не пишите на отвлечённые темы, не выкладывайте сообщения для конкретного человека, если они не важны для других — переходите в личные переписки. 

Правило №6. Уважайте чужое время

Правило №7. При первом обращении представьтесь, обращайтесь на «вы»

Если пишете кому-то, с кем вы лично не знакомы, представьтесь: напишите кто вы, где нашли контакт, что хотите узнать. Не тяните время и сразу переходите к делу. Весь текст пишите одним сообщением.

Придерживайтесь общепризнанных норм вежливости:

  • к незнакомым людям обращайтесь на «вы»,
  • благодарите за помощь,
  • здоровайтесь и прощайтесь.
Правило №7. При первом обращении представьтесь, обращайтесь на «вы»

Правило №8. Учитывайте разницу во времени и не ждите мгновенного ответа

Делайте отложки при отправке сообщений человеку, живущему в другом часовом поясе. Если отложить отправку сообщения нельзя, подготовьте черновик и поставьте будильник на время, когда пользователь будет в сети.

Отправляйте сообщение в комфортное для человека время: с 9:00 до 19:00 при обсуждении деловых вопросов, с 9:00 до 21:00 — в личных переписках.

Правило №8. Учитывайте разницу во времени и не ждите мгновенного ответа

Правило №9. Не шлите голосовое сообщение незнакомому человеку

Использовать голосовые сообщения можно выборочно: с близкими, друзьями и знакомыми, согласными на такой формат общения. Незнакомому человеку первое сообщение лучше писать текстом, чтобы он понимал, кто и по какому вопросу к нему обращается.

Если вам неудобно писать текстовые смс, попросите у собеседника разрешение на отправку голосовых сообщений.

Правило №10. К важным голосовым сообщениям делайте небольшие текстовые заметки

Если вы надиктовываете важный вопрос, сделайте пометку, о чём именно идёт речь в сообщении. В будущем вы сможете легко найти нужное аудиосообщение через поиск — не придется прослушивать все.

Правило №10. К важным голосовым сообщениям делайте небольшие текстовые заметки

Правила оформления текста

Правило №11. Пишите текст одним сообщением

Не делите мысль на несколько отдельных сообщений. Это вызывает путаницу и раздражает. Лучше напишите одно общее сообщение, а затем перечитайте и при необходимости дополните текст.

Правило №11. Пишите текст одним сообщением

Правило №12. Не пишите БОЛЬШИМИ БУКВАМИ

В интернет-сообществах слова, написанные capslock, воспринимаются как крик. Чтобы привлечь внимание к конкретной мысли, используйте литературные приёмы (сравнение, иронию) или возможности форматирования. Например, в Telegram для придания тексту жирности, его выделяют с двух сторон двумя звёздами.

Правило №12. Не пишите БОЛЬШИМИ БУКВАМИ

Правило №13. Проверяйте текст на ошибки и знаки препинания

До того как отправить текст, обязательно проверьте его на ошибки и отсутствие смысловых связок. Люди не любят расшифровывать ребусы и гадать, что имелось ввиду.

Правило №13. Проверяйте текст на ошибки и знаки препинания

Правило №14. Используйте смайлы и стикеры дозированно

Текстовые сообщения обезличены — они не передают эмоции и интонацию в отличие от стикеров и смайлов. Если хотите дополнить сообщение смайлами:

  • Не ставьте их в середине предложения — они разрывают мысль.
  • Не используйте как замену словам — не заставляйте собеседника расшифровывать ребус.
  • Не пишите слишком много смайлов — они затрудняют чтение.
  • Учитывайте контекст. Например, пользоваться смайлами в переписке с учителем не стоит.

Правило работает в обе стороны. Если вы привыкли добавлять в каждое сообщение смайлы, а ваш собеседник нет — не считайте его грубым. Возможно, он просто привык к другим правилам общения.

Правило №15. Не флудите

Флуд — это длинные бессмысленные сообщения, серия стикеров или картинок. Избегайте флуда, если его не принято использовать в чате или личной переписке с определённым человеком. Старайтесь писать кратко и по делу.

Правило №15. Не флудите

Правило №16. Не флеймите

Флейм — это словесная война. Перепалка, во время которой спорщики отклоняются от темы, оскорбляют друг друга и пытаются унизить друг друга, чтобы вызвать ответную реакцию.

Не стоит поддаваться провокациям и самому провоцировать конфликты. Любое сообщение, написанное в интернете, может «всплыть» в самый неподходящий момент и испортить репутацию. Не делайте того, что может негативно на вас отразиться.

Если вас пытаются вовлечь в перепалку, возьмите паузу — закройте чат, посчитайте до 10, а затем напишите ответ, если просто проигнорировать сообщение нельзя. До того как отправить сообщение, перечитайте его, исправьте опечатки и измените формулировки, чтобы они были вежливыми или нейтральными.

Правила цифровой безопасности

Правило №17. Не храните фото документов в соцсетях и мессенджерах

Злоумышленники могут украсть данные из любых сервисов, особенно если информация хранится в общем доступе не зашифрованной. Например, в «Избранном» или «Скрытом».

Правило №18. Не распространяйте чужие данные

Мы уже рассказывали об этом правиле с позиции вежливости. Если вы хотите выложить совместные фото, видео или рассказать историю о другом человеке, сначала спросите разрешения.

Правило №19. Включите антивирусы, не переходите по незнакомым ссылкам

Установите антивирус и хотя бы раз в месяц проверяйте устройство на вирусы, не открывайте неизвестные ссылки и старайтесь не переходить на неизвестные сайты.

Правило №20. Копируйте важную информацию на внешний жёсткий диск

Всю важную информацию дублируйте в облако или на внешний носитель. В случае форс-мажора вы не потеряете утерянные данные.

Правило №21. Не выкладывайте неподтверждённую информацию

В интернете запрещено репостить фейки. Чтобы избежать уголовного преследования, проверяйте всё, что хотите разместить. Ищите первоисточник и ссылайтесь на него при публикации.

Правило №22. Не спамьте

Защитите свои аккаунты в мессенджерах и соцсетях с помощью двухфакторной аутентификации. Эта мера поможет контролировать уведомления и приглашения, которые получают собеседники от вашего имени. Во-первых, мошенникам сложнее взломать такие аккаунты, во-вторых, вам будет легче получить доступ обратно.

Проверьте также, какие уведомления рассылают сервисы от вашего имени. Например, во ВКонтакте при включении игры пользователь автоматически соглашается с рассылкой уведомлений друзьям. От таких уведомлений лучше отказаться, они раздражают друзей. Перейдите в настройки и при необходимости измените правила рассылки.

Правило №22. Не спамьте
Отключайте такие уведомления

Главное правило №23. Будьте собой

В сети легко приукрасить свои таланты, изменить внешность, имя, повадки, можно даже писать анонимно. Такие возможности расслабляют: пользователи высказываются жёстче, чаще грубят, не терпимы к слабостям других.

Старайтесь избегать такого поведения. Показывайте свои лучшие качества: будьте дружелюбны, общайтесь вежливо и профессионально, не указывайте другим на ошибки, помогайте, если можете помочь. Общайтесь так же, как в реальной жизни, и знайте, что каждое ваше действие в сети можно отследить.

Высоких вам конверсий! 

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

Генеральный партнёр: STRATE FZ-LLC License number 47005249 Address: B03-227 Business Center 02 RAKEZ Business Zone-FZ RAK (Ras Al Khaimah), United Arab Emirates Email: corporate@strate.ae