Простыми словами, SKU (Stock Keeping Unit, или единица складского учета) — это универсальная система учета товаров, в которой каждому виду продукта присваивается уникальный номер.
Нет ничего удобнее систематизирования, особенно когда речь идет о магазинах и складах с тысячами позиций. Вы всегда знаете, где и что лежит, можете в любое время проверить наличие товара и быстро найти его на полке.
Разумеется, чтобы достигнуть комфорта такого уровня, надо поработать над системой. Рассказываем в материале, что такое единица складского учета и как грамотно вводить SKU в компании.
Содержание статьи
SKU для ретейла
SKU для мерчендайзинга
SKU для поставщиков
Советы по введению SKU в работу
Что такое SKU?
SKU — это универсальная система учета товаров. Суть системы такая же как у штрих-кода, только создается она и используется внутри конкретной компании.
Продукту присваивается индивидуальный код, который обычно несет в себе следующую информацию:
- наименование,
- упаковка,
- вес,
- расположение в магазине или на складе,
- место и дата реализации.
К перечисленным выше универсальным характеристиками компания добавляет уникальные, которые зависят от специфики продукции и требований компании.
Изображение: Sabrina Jiang © Investopedia 2020
Приведем пример работы кода. Сотрудник книжного магазина введет в базу данных 1C код «1129950» и узнает, что все экземпляры автобиографии Мэттью Макконахи «Зеленый свет» лежат в торговом зале на втором этаже в разделе «Кино» на третьей полке.
SKU позволяет в пару кликов узнать расположение товара, что экономит время при поиске и ускоряет обслуживание. Клиенты быстро получают желаемое, а у сотрудника освобождается время для новых продаж.
Система налаживает рабочий процесс и повышает доход компании.
Зачем и где нужен SKU?
Систему складского учета можно использовать везде, где есть множество наименований товаров или услуг, движение и наличие которых надо отслеживать.
Системой пользуются и работники розничной торговли, и мерчендайзеры, и крупные поставщики. Это три основные сферы, в которых без SKU было бы невыносимо сложно контролировать все.
Разберем каждую сферу по отдельности и посмотрим положительное влияние SKU на рабочий процесс.
SKU для ретейла
Сферу торговли организовать без единицы складского учета невозможно, особенно если рассматривать крупные магазины со множеством точек. У них просто обязан быть единый «язык», который будет понятен любому сотруднику. Речь идет про знакомый всем артикул.
Когда консультант в магазине уточняет артикул, например, коврика для ванной, то он вбивает в компьютер уникальный код системы SKU. По этому коду компьютер определяет, где искать коврик, в каких цветах он представлен и сколько штук есть в наличии.
В сфере розничной торговли SKU пригождается для внутреннего учета и отслеживания товаров:
- SKU облегчает контроль динамики разных позиций, чтобы анализировать продукты и услуги с низким спросом.
- Показывает спрос на продукты.
- Облегчает и ускоряет инвентаризацию. При ручной инвентаризации высок риск неверного учета товара. С SKU — минимален.
- Демонстрирует понесенные убытки: порченный, списанный или украденный товар.
- Помогает сотрудникам оперативно находить товар на складе и пополнять пустые полки в зале.
- Позволяет быстро находить партии продуктов с истекающим сроком годности.
- Позволяет контролировать верное размещение продуктов: с большим сроком годности — на складе, с меньшим — в зале.
SKU для мерчендайзинга
Основная функция артикула для работы мерчендайзера — показывать позиции с высокими и низкими продажами.
SKU становится аналитическим инструментом, который помогает специалисту решать, как именно и где лучше в зале и на витрине размещать продукт для повышения оборота и продаж.
При составлении отчетов для руководителей и поставщиков сотрудники прибегают к данным системы SKU.
SKU для поставщиков
Крупные поставщики, которые работают с десятками или сотнями компаний, у которых на складе лежат тысячи позиций, просто не могут обойтись без системы учета:
- SKU осуществляет контроль остатков товара на складе для оперативного пополнения запасов.
- Обеспечивает быстрый и точный поиск товара, что ускоряет сбор заказа и доставку.
- Позволяет оценивать движение товара для быстрого и разумного сбыта.
Правила создания SKU
В мире нет единого правильного способа организовать SKU. Компания сама выбирает удобный вариант написания артикула, исходя из своих нужд и требований, количества точек продаж, хранения и единиц продукта.
Но есть несколько ориентиров, которые помогут эффективнее выстроить систему и предвосхитить возможные ошибки.
Идеальный идентификатор системы:
- легко читается,
- понятен для всех сотрудников,
- состоит из 6–8 символов,
- состоит только из цифр.
Конечно, в артикуле может использоваться более 8 символов, но такими длинными кодами обычно пользуются бренды с очень широким ассортиментом.
В коде можно использовать буквы и латиницы, и кириллицы, — зависит от требований компании, но такие форматы, как правило, чаще путают работников, чем помогают им быстрее ориентироваться.
Для удобства только формат отображения артикула можно разделять точками.
Так, например, делает IKEA: 104.709.91. То есть цифры в базу можно вводить подряд без проставления точек, и база вас поймет.
Советы по введению SKU в работу
Как мы уже говорили, единого верного алгоритма действий нет, но есть несколько ориентиров для более простого введения систему в работу:
- Введите систему сразу на весь объем товаров, на весь магазин, на все отделы. Именно такой подход заложит прочный фундамент для работы.
- Сначала составьте таблицы в Excel, чтобы ориентироваться в категориях и товарах.
- Определитесь, какие будут категории и разделы, как они будут между собой связаны, какой будет артикул, будут ли в нем буквы и что они будут обозначать.
Важно: выберите сразу единую систему написания артикула, чтобы не переделывать все каждый раз. Желание оптимизировать работу должно подпитываться логическим мышлением.
- Не начинайте порядковую систему с кода «1». Посмотрите заранее на ориентировочное количество позиций для учета, прикиньте число их увеличения и выберите сразу артикул хотя бы от 4–5 символов.
Важно: оперативно присваивайте новый артикул новому товару и не выносите его в зал и не используйте при поставках, пока у него нет личного номера.
- Вводите буквенное обозначение, если вам для учета и работы проще делить продукцию на категории или ориентироваться по преобладающим брендам или поставщикам. Например, названия больших издательств или серий можно сокращать до буквенного обозначения в коде: «Альпина Нон-фикшн» = АНФ и «Манн, Иванов и Фербер» = МИФ.
Важно: выбирайте для крупных важных поставщиков как можно менее похожие коды. Полярные учетные метрики должны быть контрастными.
- Старайтесь не использовать буквы, которые легко перепутать с цифрами: I, O, З.
- Избегайте косых черт и запятых, потому что они могут неверно отображаться в Excel.
Высоких вам конверсий!