Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Методология продаж >
  4. SKU: единица складского учета, что это и для чего нужна

SKU: единица складского учета, что это и для чего нужна

SKU: единица складского учета, что это и для чего нужна

Простыми словами, SKU (Stock Keeping Unit, или единица складского учета) — это универсальная система учета товаров, в которой каждому виду продукта присваивается уникальный номер.

Нет ничего удобнее систематизирования, особенно когда речь идет о магазинах и складах с тысячами позиций. Вы всегда знаете, где и что лежит, можете в любое время проверить наличие товара и быстро найти его на полке.

Разумеется, чтобы достигнуть комфорта такого уровня, надо поработать над системой. Рассказываем в материале, что такое единица складского учета и как грамотно вводить SKU в компании.

Содержание статьи

Что такое SKU?

Зачем и где нужен SKU?

SKU для ретейла
SKU для мерчендайзинга
SKU для поставщиков

Правила создания SKU

Советы по введению SKU в работу

Что такое SKU?

SKU — это универсальная система учета товаров. Суть системы такая же как у штрих-кода, только создается она и используется внутри конкретной компании.

Продукту присваивается индивидуальный код, который обычно несет в себе следующую информацию:

  • наименование,
  • упаковка,
  • вес,
  • расположение в магазине или на складе,
  • место и дата реализации.

К перечисленным выше универсальным характеристиками компания добавляет уникальные, которые зависят от специфики продукции и требований компании.

Изображение: Sabrina Jiang © Investopedia 2020
Изображение: Sabrina Jiang © Investopedia 2020

Приведем пример работы кода. Сотрудник книжного магазина введет в базу данных 1C код «1129950» и узнает, что все экземпляры автобиографии Мэттью Макконахи «Зеленый свет» лежат в торговом зале на втором этаже в разделе «Кино» на третьей полке.

SKU позволяет в пару кликов узнать расположение товара, что экономит время при поиске и ускоряет обслуживание. Клиенты быстро получают желаемое, а у сотрудника освобождается время для новых продаж.

Система налаживает рабочий процесс и повышает доход компании.

Зачем и где нужен SKU?

Систему складского учета можно использовать везде, где есть множество наименований товаров или услуг, движение и наличие которых надо отслеживать.

Системой пользуются и работники розничной торговли, и мерчендайзеры, и крупные поставщики. Это три основные сферы, в которых без SKU было бы невыносимо сложно контролировать все.

Разберем каждую сферу по отдельности и посмотрим положительное влияние SKU на рабочий процесс.

SKU для ретейла

Сферу торговли организовать без единицы складского учета невозможно, особенно если рассматривать крупные магазины со множеством точек. У них просто обязан быть единый «язык», который будет понятен любому сотруднику. Речь идет про знакомый всем артикул.

Когда консультант в магазине уточняет артикул, например, коврика для ванной, то он вбивает в компьютер уникальный код системы SKU. По этому коду компьютер определяет, где искать коврик, в каких цветах он представлен и сколько штук есть в наличии.

В сфере розничной торговли SKU пригождается для внутреннего учета и отслеживания товаров:

  • SKU облегчает контроль динамики разных позиций, чтобы анализировать продукты и услуги с низким спросом.
  • Показывает спрос на продукты.
  • Облегчает и ускоряет инвентаризацию. При ручной инвентаризации высок риск неверного учета товара. С SKU — минимален.
  • Демонстрирует понесенные убытки: порченный, списанный или украденный товар.
  • Помогает сотрудникам оперативно находить товар на складе и пополнять пустые полки в зале.
  • Позволяет быстро находить партии продуктов с истекающим сроком годности.
  • Позволяет контролировать верное размещение продуктов: с большим сроком годности — на складе, с меньшим — в зале.

SKU для мерчендайзинга

Основная функция артикула для работы мерчендайзера — показывать позиции с высокими и низкими продажами.

SKU становится аналитическим инструментом, который помогает специалисту решать, как именно и где лучше в зале и на витрине размещать продукт для повышения оборота и продаж.

При составлении отчетов для руководителей и поставщиков сотрудники прибегают к данным системы SKU.

SKU для поставщиков

Крупные поставщики, которые работают с десятками или сотнями компаний, у которых на складе лежат тысячи позиций, просто не могут обойтись без системы учета:

  • SKU осуществляет контроль остатков товара на складе для оперативного пополнения запасов.
  • Обеспечивает быстрый и точный поиск товара, что ускоряет сбор заказа и доставку.
  • Позволяет оценивать движение товара для быстрого и разумного сбыта.

Правила создания SKU

В мире нет единого правильного способа организовать SKU. Компания сама выбирает удобный вариант написания артикула, исходя из своих нужд и требований, количества точек продаж, хранения и единиц продукта.

Но есть несколько ориентиров, которые помогут эффективнее выстроить систему и предвосхитить возможные ошибки.

Идеальный идентификатор системы:

  • легко читается,
  • понятен для всех сотрудников,
  • состоит из 6–8 символов,
  • состоит только из цифр.

Конечно, в артикуле может использоваться более 8 символов, но такими длинными кодами обычно пользуются бренды с очень широким ассортиментом.

В коде можно использовать буквы и латиницы, и кириллицы, — зависит от требований компании, но такие форматы, как правило, чаще путают работников, чем помогают им быстрее ориентироваться.

Для удобства только формат отображения артикула можно разделять точками. 

Для удобства только формат отображения артикула можно разделять точками.

Так, например, делает IKEA: 104.709.91. То есть цифры в базу можно вводить подряд без проставления точек, и база вас поймет.

Советы по введению SKU в работу

Как мы уже говорили, единого верного алгоритма действий нет, но есть несколько ориентиров для более простого введения систему в работу:

  • Введите систему сразу на весь объем товаров, на весь магазин, на все отделы. Именно такой подход заложит прочный фундамент для работы.
  • Сначала составьте таблицы в Excel, чтобы ориентироваться в категориях и товарах.
  • Определитесь, какие будут категории и разделы, как они будут между собой связаны, какой будет артикул, будут ли в нем буквы и что они будут обозначать.

Важно: выберите сразу единую систему написания артикула, чтобы не переделывать все каждый раз. Желание оптимизировать работу должно подпитываться логическим мышлением.

  • Не начинайте порядковую систему с кода «1». Посмотрите заранее на ориентировочное количество позиций для учета, прикиньте число их увеличения и выберите сразу артикул хотя бы от 4–5 символов.

Важно: оперативно присваивайте новый артикул новому товару и не выносите его в зал и не используйте при поставках, пока у него нет личного номера.

  • Вводите буквенное обозначение, если вам для учета и работы проще делить продукцию на категории или ориентироваться по преобладающим брендам или поставщикам. Например, названия больших издательств или серий можно сокращать до буквенного обозначения в коде: «Альпина Нон-фикшн» = АНФ и «Манн, Иванов и Фербер» = МИФ.

Важно: выбирайте для крупных важных поставщиков как можно менее похожие коды. Полярные учетные метрики должны быть контрастными.

  • Старайтесь не использовать буквы, которые легко перепутать с цифрами: I, O, З.
  • Избегайте косых черт и запятых, потому что они могут неверно отображаться в Excel.

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний