VUCA — это аббревиатура, используемая для определения экстремальных ситуаций. Расшифровывается, как: волатильность, неопределенность, сложность и неоднозначность.
Считается, что мы живём в VUCA-мире — мире бесконечных изменений. Чтобы в нём преуспеть, нужно развивать определённые навыки: гибкое мышление, креативность, умение и желание учиться и работать в команде без контроля со стороны. Как можно использовать VUCA-мир себе на пользу, рассказываем в статье.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Volatile — нестабильность
Uncertain — неопределённость
Complex — сложность
Ambiguous — неоднозначность
Что будет с бизнесом, если игнорировать VUCA-мир?
Можно потерять часть рынка и лидерство на рынке
Можно потерять весь бизнес
Преимущества управления в мире VUCA
Как бизнес может использовать VUCA себе на пользу?
Видение
Понимание
Ясность
Гибкость
Что такое VUCA?
VUCA — это аббревиатура, используемая для описания нестабильной ситуации в мире и бизнесе, которую невозможно контролировать.
VUCA расшифровывается так:
- Volatile — нестабильность,
- Uncertain — неопределённость,
- Complex — сложность,
- Ambiguous — неоднозначность.
Яркий пример VUCA — Covid-19 и последовавшие предпринятые в мире жёсткие меры: лок-даун, карантин, обязательная вакцинация, масочно-перчаточный режим и т. д.
Соответственно, VUCA-мир — это нестабильный, неопределённый, сложный и неоднозначный мир для бизнеса и для человека. Это любой мир, где происходят события, которые сложно предсказать, анализировать и еще труднее на них реагировать: будь то финансовый кризис, слишком быстро происходящая цифровая трансформация или другие внезапные и стремительные изменения.
Каждая из указанных характеристик — это угрозы, с которыми бизнес сталкивается в VUCA-мире
Volatile — нестабильность
В VUCA-мире невозможно предсказать будущие события, их динамику, скорость развития и последствия. Понять причину случившегося и следствие порой становится невозможно.
В этом мире рыночная среда постоянно меняется — из-за новых технологий, меняющихся правил и культурных тенденций. Всё это способствует развитию конкуренции, замещению товаров и сокращению жизненных циклов продуктов.
Uncertain — неопределённость
События невозможно предсказать, прогнозы и прошлый опыт не работают, системы оценки теряют свою актуальность. А значит, никто не знает куда двигаться дальше и на что делать ставку.
В мире VUCA поднимаются принципиальные вопросы, которые раньше не рассматривались:
- Как долго будет работать наша бизнес-модель?
- Что нас отличает в глазах наших клиентов от глобальных конкурентов из стран с более дешёвым производством?
- Какие технологии мы должны выбрать?
- Как нам нужно реагировать на новые технологии?
Complex — сложность
Большое количество разной информации из разных источников усложняют поиск решений. Изменения происходят одновременно сразу в нескольких направлениях. Из-за этого компаниям сложно адаптироваться и улучшать свою работу.
Ambiguous — неоднозначность
Никто не понимает, как действовать в сложившейся ситуации: нет чётких правил; непонятно, как отреагирует рынок на принятое решение.
Что будет с бизнесом, если игнорировать VUCA-мир?
Можно потерять часть рынка и лидерство на рынке
Tesla и мировой автопром. Производители легковых автомобилей долго игнорировали работу Tesla по созданию электродвигателей. Предсказать интерес покупателей к автомобилю стоимостью в несколько раз дороже, когда на рынке есть более дешёвые модели того же класса, было невозможно.
Mercedes, Porsche и другие производители упустили время. К тому моменту, как они стали разрабатывать электроавтомобили, Tesla уже вышла на рынок. Её авто мощнее, быстрее и современнее, чем то, что сейчас предлагают конкуренты.
Tesla — современный вечмобиль. По подсчётам экспертов, её двигатель настолько мощный, что может выдержать 80 лет пробега. Всё потому, что в автомобилях Tesla стоит двигатель с жидкостным охлаждением батареи. Такая система снижает износ литиевых накопителей и позволяет не тратить энергию на обогрев авто. Таких технологий нет ни у кого в мире. Изображение: Tesla Fans Schweiz для Unsplash
Можно потерять весь бизнес
Kodak и Sony. Первую цифровую камеру разработали инженеры Kodak, но руководство отказалось выводить на рынок новый продукт, опасаясь за продажи по основному направлению — фотоплёнкам.
Когда через 5 лет Sony выпустила первую цифровую камеру, руководство Kodak заказало масштабное исследование. Аналитики проанализировали развитие отрасли и пришли к выводу, что у компании есть только 10 лет, прежде чем цифровые камеры вытеснят плёнку. Но это предупреждение Kodak проигнорировал. Как итог, резкое падение продаж и банкротство компании.
Kodak предпочёл похоронить собственную разработку, боясь потерять кусок рынка. Изображение: Waldemar Brandt для Unsplash
Почему VUCA важен?
Знание о VUCA-мире дает способность:
- лучше оценивать быстро изменяющуюся ситуацию;
- научиться приспосабливаться к постоянным изменениям;
- развивать соответствующие умственные и эмоциональные навыки — дизайн-мышление, умение и желание учиться новому, работу в команде, умение импровизировать и находить нестандартные решения и т. д.
Ситуация: случается форс-мажор, из-за которого цены на товар резко возрастают. Покупатели выбирают конкурентов.
Решение в стиле VUCA: превратить слабость в силу: пока устраняются последствия форс-мажора подготовиться к будущей работе — закупить оборудование, которое позволит усовершенствовать продукт, переманить талантливых специалистов и т. д.
Преимущества управления в мире VUCA
- Возможность принимать более эффективные решения, если научиться глубоко погружаться в проблему и принимать решение после всестороннего анализа.
- Внедрение инноваций и освоение креативных навыков. Всё новое и нестандартные подходы в решении проблем — это способ бороться с VUCA и возможность для бизнеса усовершенствовать рабочие процессы.
- Больше возможностей для бизнеса. Каждый день появляется что-то новое, что позволит компании больше зарабатывать или занять большую часть рынка. Конечно, если бизнес научится видеть такие возможности.
- Более совершенная организационная культура. Вызовы и неизвестность вынуждают специалистов развивать навыки и работать на благо общей цели.
Как бизнес может использовать VUCA себе на пользу?
О том, как адаптироваться в быстро меняющемся мире, рассказал Боб Йохансен в своей книге «Лидеры создают будущее: десять новых навыков лидерства в неопределенном мире». Мы её прочитали и составили для вас краткое резюме.
В книге автор объясняет, что традиционного лидерства в VUCA-мире недостаточно — чтобы добиться успеха, нужно обладать проницательностью, ясностью и гибкостью.
Чтобы преуспеть в этом мире, бизнесу нужно уметь справляться с нестандартными ситуациями. Нужно уметь оценивать перспективы, которые открываются перед компанией в новом динамичном мире. И чтобы научиться это делать, нужно для начала переосмыслить модель VUCA: не зацикливаться на негативе, а оценить её положительные стороны.
Боб Йохансен предлагает перевернуть модель:
- Нестабильность заменить видением.
- Неопределённость — пониманием.
- Сложность — ясностью.
- Неоднозначность — гибкостью.
Видение
Вместо того, чтобы пытаться бороться с нестабильностью и пытаться её контролировать, попробуйте должны использовать скрытые возможности. Постарайтесь переосмыслить всё то новое, с чем сталкивается компания, и сформировать видение.
Видение поможет не потерять ориентир — показать конечную цель, которую нужно достичь. Кроме того, видение станет своеобразным якорем, который поможет обосновать необходимость изменений.
Как это работает:
- Вы принимаете изменения за константу — это особенность вашей рабочей среды.
- Перестаёте сопротивляться изменениям.
- Создаёте сильное видение, в котором будут прописаны цели и ценности команды.
- Доносите видение всем членам команды. Ставите перед ними гибкие цели, которые при необходимости можно изменить.
Так вам и вашей команде будет проще ориентироваться в незнакомых ситуациях и быстро реагировать на изменения.
Понимание
Чтобы быть эффективным в VUCA-мире, лидер должен научиться смотреть на проблему со стороны. Для этого нужно расширять горизонты, прислушиваться к клиентам и собственным сотрудникам, уметь моделировать разные ситуации.
Как это работает:
- В сложной ситуации вы останавливаетесь и выслушиваете разные точки зрения. Нужно выйти за рамки проблемы и посмотреть со стороны.
- Вы отслеживаете новости отрасли, анализируете, что делают конкуренты, собираете обратную связь от клиентов. Ваша задача — видеть ситуацию настолько широко, насколько это вообще возможно.
- Вы оцениваете перспективы своей компании. Анализируете, что сделано правильно, а что можно было бы сделать по-другому.
- Моделируете несколько возможных вариантов ваших действий и их последствия. Попробуйте предвидеть возможные будущие угрозы и разработать вероятные ответы. В этом помогают креативное мышление и антикризисное планирование.
Ясность
В VUCA-мире хаос возникает мгновенно. Его невозможно удержать, и первая реакция на хаос — потребность сделать хоть что-то. Но, чтобы устоять в период нестабильности, нужно выстроить чёткую систему работы и максимально оптимизировать все процессы.
Как это работает:
- Наладьте контакт с собственными работниками. В сложной ситуации они должны понимать, что им делать и как.
- Вкладывайтесь в развитие собственной команды.
- Создавайте команды, которые могут эффективно работать в быстро меняющейся непредсказуемой среде.
Гибкость
Гибкость — это способность адаптироваться к ситуации и действовать быстро.
Как это работает:
- Старайтесь упростить работу там, где это возможно.
- Планируйте заранее, но закладывайте время на форс-мажор и будьте готовы изменить свои планы при необходимости.
- Поощряйте сотрудников мыслить и работать за пределами их обычных функциональных сфер, повышая их знания и опыт. Чтобы сделать команду более гибкой, попробуйте сделать ротацию или обучить работников новым навыкам.
- Делайте работу не быстрее, а лучше.
- Дайте сотрудникам больше свободы и возможность самостоятельно контролировать свою работу.
- Чаще проводите мозговые штурмы. Поощряйте разные мнение, контраргументы и нестандартные решения.
Если ситуация может быть интерпретирована по-разному, центральными оказываются две способности — гибкость и умение приспособиться. Развивайте в себе эти навыки.
Высоких вам конверсий!