Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Что на самом деле значит VUCA и как преуспеть в VUCA-мире?

Что на самом деле значит VUCA и как преуспеть в VUCA-мире?

Что на самом деле значит VUCA и как преуспеть в VUCA-мире?

VUCA — это аббревиатура, используемая для определения экстремальных ситуаций. Расшифровывается, как: волатильность, неопределенность, сложность и неоднозначность.

Считается, что мы живём в VUCA-мире — мире бесконечных изменений. Чтобы в нём преуспеть, нужно развивать определённые навыки: гибкое мышление, креативность, умение и желание учиться и работать в команде без контроля со стороны. Как можно использовать VUCA-мир себе на пользу, рассказываем в статье.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Что такое VUCA?

Volatile — нестабильность
Uncertain — неопределённость
Complex — сложность
Ambiguous — неоднозначность

Что будет с бизнесом, если игнорировать VUCA-мир?

Можно потерять часть рынка и лидерство на рынке
Можно потерять весь бизнес

Почему VUCA важен?

Преимущества управления в мире VUCA

Как бизнес может использовать VUCA себе на пользу?

Видение
Понимание
Ясность
Гибкость

Что такое VUCA?

VUCA — это аббревиатура, используемая для описания нестабильной ситуации в мире и бизнесе, которую невозможно контролировать.

VUCA расшифровывается так:

  • Volatile — нестабильность,
  • Uncertain — неопределённость,
  • Complex — сложность,
  • Ambiguous — неоднозначность.

Яркий пример VUCA — Covid-19 и последовавшие предпринятые в мире жёсткие меры: лок-даун, карантин, обязательная вакцинация, масочно-перчаточный режим и т. д.

Соответственно, VUCA-мир — это нестабильный, неопределённый, сложный и неоднозначный мир для бизнеса и для человека. Это любой мир, где происходят события, которые сложно предсказать, анализировать и еще труднее на них реагировать: будь то финансовый кризис, слишком быстро происходящая цифровая трансформация или другие внезапные и стремительные изменения.

Каждая из указанных характеристик — это угрозы, с которыми бизнес сталкивается в VUCA-мире
Каждая из указанных характеристик — это угрозы, с которыми бизнес сталкивается в VUCA-мире

Volatile — нестабильность

В VUCA-мире невозможно предсказать будущие события, их динамику, скорость развития и последствия. Понять причину случившегося и следствие порой становится невозможно.

В этом мире рыночная среда постоянно меняется — из-за новых технологий, меняющихся правил и культурных тенденций. Всё это способствует развитию конкуренции, замещению товаров и сокращению жизненных циклов продуктов.

Uncertain — неопределённость

События невозможно предсказать, прогнозы и прошлый опыт не работают, системы оценки теряют свою актуальность. А значит, никто не знает куда двигаться дальше и на что делать ставку.

В мире VUCA поднимаются принципиальные вопросы, которые раньше не рассматривались:

  • Как долго будет работать наша бизнес-модель?
  • Что нас отличает в глазах наших клиентов от глобальных конкурентов из стран с более дешёвым производством?
  • Какие технологии мы должны выбрать?
  • Как нам нужно реагировать на новые технологии?

Complex — сложность

Большое количество разной информации из разных источников усложняют поиск решений. Изменения происходят одновременно сразу в нескольких направлениях. Из-за этого компаниям сложно адаптироваться и улучшать свою работу.

Ambiguous — неоднозначность

Никто не понимает, как действовать в сложившейся ситуации: нет чётких правил; непонятно, как отреагирует рынок на принятое решение.

Что будет с бизнесом, если игнорировать VUCA-мир?

Можно потерять часть рынка и лидерство на рынке

Tesla и мировой автопром. Производители легковых автомобилей долго игнорировали работу Tesla по созданию электродвигателей. Предсказать интерес покупателей к автомобилю стоимостью в несколько раз дороже, когда на рынке есть более дешёвые модели того же класса, было невозможно.

Mercedes, Porsche и другие производители упустили время. К тому моменту, как они стали разрабатывать электроавтомобили, Tesla уже вышла на рынок. Её авто мощнее, быстрее и современнее, чем то, что сейчас предлагают конкуренты. 

Tesla — современный вечмобиль. По подсчётам экспертов, её двигатель настолько мощный, что может выдержать 80 лет пробега. Всё потому, что в автомобилях Tesla стоит двигатель с жидкостным охлаждением батареи.
Tesla — современный вечмобиль. По подсчётам экспертов, её двигатель настолько мощный, что может выдержать 80 лет пробега. Всё потому, что в автомобилях Tesla стоит двигатель с жидкостным охлаждением батареи. Такая система снижает износ литиевых накопителей и позволяет не тратить энергию на обогрев авто. Таких технологий нет ни у кого в мире. Изображение: Tesla Fans Schweiz для Unsplash

Можно потерять весь бизнес

Kodak и Sony. Первую цифровую камеру разработали инженеры Kodak, но руководство отказалось выводить на рынок новый продукт, опасаясь за продажи по основному направлению — фотоплёнкам.

Когда через 5 лет Sony выпустила первую цифровую камеру, руководство Kodak заказало масштабное исследование. Аналитики проанализировали развитие отрасли и пришли к выводу, что у компании есть только 10 лет, прежде чем цифровые камеры вытеснят плёнку. Но это предупреждение Kodak проигнорировал. Как итог, резкое падение продаж и банкротство компании.

Kodak предпочёл похоронить собственную разработку, боясь потерять кусок рынка.
Kodak предпочёл похоронить собственную разработку, боясь потерять кусок рынка. Изображение: Waldemar Brandt для Unsplash

Почему VUCA важен?

Знание о VUCA-мире дает способность:

  • лучше оценивать быстро изменяющуюся ситуацию;
  • научиться приспосабливаться к постоянным изменениям;
  • развивать соответствующие умственные и эмоциональные навыки — дизайн-мышление, умение и желание учиться новому, работу в команде, умение импровизировать и находить нестандартные решения и т. д.

Ситуация: случается форс-мажор, из-за которого цены на товар резко возрастают. Покупатели выбирают конкурентов.

Решение в стиле VUCA: превратить слабость в силу: пока устраняются последствия форс-мажора подготовиться к будущей работе — закупить оборудование, которое позволит усовершенствовать продукт, переманить талантливых специалистов и т. д.

Преимущества управления в мире VUCA

  • Возможность принимать более эффективные решения, если научиться глубоко погружаться в проблему и принимать решение после всестороннего анализа.
  • Внедрение инноваций и освоение креативных навыков. Всё новое и нестандартные подходы в решении проблем — это способ бороться с VUCA и возможность для бизнеса усовершенствовать рабочие процессы.
  • Больше возможностей для бизнеса. Каждый день появляется что-то новое, что позволит компании больше зарабатывать или занять большую часть рынка. Конечно, если бизнес научится видеть такие возможности.
  • Более совершенная организационная культура. Вызовы и неизвестность вынуждают специалистов развивать навыки и работать на благо общей цели.

Как бизнес может использовать VUCA себе на пользу?

О том, как адаптироваться в быстро меняющемся мире, рассказал Боб Йохансен в своей книге «Лидеры создают будущее: десять новых навыков лидерства в неопределенном мире». Мы её прочитали и составили для вас краткое резюме.

В книге автор объясняет, что традиционного лидерства в VUCA-мире недостаточно — чтобы добиться успеха, нужно обладать проницательностью, ясностью и гибкостью.

Как бизнес может использовать VUCA себе на пользу?

Чтобы преуспеть в этом мире, бизнесу нужно уметь справляться с нестандартными ситуациями. Нужно уметь оценивать перспективы, которые открываются перед компанией в новом динамичном мире. И чтобы научиться это делать, нужно для начала переосмыслить модель VUCA: не зацикливаться на негативе, а оценить её положительные стороны.

Боб Йохансен предлагает перевернуть модель:

  • Нестабильность заменить видением.
  • Неопределённость — пониманием.
  • Сложность — ясностью.
  • Неоднозначность — гибкостью.

Видение

Вместо того, чтобы пытаться бороться с нестабильностью и пытаться её контролировать, попробуйте должны использовать скрытые возможности. Постарайтесь переосмыслить всё то новое, с чем сталкивается компания, и сформировать видение.

Видение поможет не потерять ориентир — показать конечную цель, которую нужно достичь. Кроме того, видение станет своеобразным якорем, который поможет обосновать необходимость изменений.

Как это работает:

  • Вы принимаете изменения за константу — это особенность вашей рабочей среды.
  • Перестаёте сопротивляться изменениям.
  • Создаёте сильное видение, в котором будут прописаны цели и ценности команды.
  • Доносите видение всем членам команды. Ставите перед ними гибкие цели, которые при необходимости можно изменить.

Так вам и вашей команде будет проще ориентироваться в незнакомых ситуациях и быстро реагировать на изменения.

Понимание

Чтобы быть эффективным в VUCA-мире, лидер должен научиться смотреть на проблему со стороны. Для этого нужно расширять горизонты, прислушиваться к клиентам и собственным сотрудникам, уметь моделировать разные ситуации.

Как это работает:

  • В сложной ситуации вы останавливаетесь и выслушиваете разные точки зрения. Нужно выйти за рамки проблемы и посмотреть со стороны.
  • Вы отслеживаете новости отрасли, анализируете, что делают конкуренты, собираете обратную связь от клиентов. Ваша задача — видеть ситуацию настолько широко, насколько это вообще возможно.
  • Вы оцениваете перспективы своей компании. Анализируете, что сделано правильно, а что можно было бы сделать по-другому.
  • Моделируете несколько возможных вариантов ваших действий и их последствия. Попробуйте предвидеть возможные будущие угрозы и разработать вероятные ответы. В этом помогают креативное мышление и антикризисное планирование.

Ясность

В VUCA-мире хаос возникает мгновенно. Его невозможно удержать, и первая реакция на хаос — потребность сделать хоть что-то. Но, чтобы устоять в период нестабильности, нужно выстроить чёткую систему работы и максимально оптимизировать все процессы.

Как это работает:

  1. Наладьте контакт с собственными работниками. В сложной ситуации они должны понимать, что им делать и как.
  2. Вкладывайтесь в развитие собственной команды.
  3. Создавайте команды, которые могут эффективно работать в быстро меняющейся непредсказуемой среде.

Гибкость

Гибкость — это способность адаптироваться к ситуации и действовать быстро.

Как это работает:

  • Старайтесь упростить работу там, где это возможно.
  • Планируйте заранее, но закладывайте время на форс-мажор и будьте готовы изменить свои планы при необходимости.
  • Поощряйте сотрудников мыслить и работать за пределами их обычных функциональных сфер, повышая их знания и опыт. Чтобы сделать команду более гибкой, попробуйте сделать ротацию или обучить работников новым навыкам.
  • Делайте работу не быстрее, а лучше.
  • Дайте сотрудникам больше свободы и возможность самостоятельно контролировать свою работу.
  • Чаще проводите мозговые штурмы. Поощряйте разные мнение, контраргументы и нестандартные решения.

Если ситуация может быть интерпретирована по-разному, центральными оказываются две способности — гибкость и умение приспособиться. Развивайте в себе эти навыки.

Высоких вам конверсий! 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний