«Больше» значит «лучше», не так ли? Увы, это не всегда так, и в этом «каникулярном посте» мы приведем некоторые научно подтвержденные факты о синдроме информационной усталости. Возможно, кого-то из вас они просто позабавят, а кого-то заставят пересмотреть свое отношение к безудержному потреблению информации.
Что такое информационная перегрузка
Объемы информации
Сколько информации помещается в голове?
Виды информационной перегрузки
Преодоление информационных перегрузок
Что такое информационная перегрузка
Научное определение информационной перегрузки (Information Overload) впервые было дано профессором информационных наук (Professor of Information Science) Лондонского городского университета (City University London) Дэвидом Боуденом (David Bawden) в исследовании 2008 года, названном «Темная сторона информации: перегрузка, тревожность и другие парадоксы и патологии» (The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies). Соавтором его выступила коллега Боудена по университету — доктор информатики Лин Робинсон (Lyn Robinson), изучающая влияние получаемой информации на поведение человека.
Итак, Боуден и Робинсон определили информационную перегрузку как «состояние цивилизации, при котором объем потенциально полезной и актуальной информации, превышает возможность ее обработки средним человеком (
Согласно статье, опубликованной в мае 2013 года на ресурсе sciencedaily 90% данных, доступных в Интернете, было создано и выложено в Сеть за последние 2 года. И это не гениальные научные трактаты или великие поэмы — это, согласно авторам sciencedaily, «информация, генерируемая людьми пассивно — когда они попадают в поле зрения разнообразных камер цифровых систем наблюдения или просто пользуются магнитными банковскими картами, или же выходят в Глобальную сеть для
Годовое потребление информации в США в 2008 году, согласно отчету Роджера Бона (Roger Bohn) и Джеймса Шорта (James Short), увидевшему свет под эгидой Калифорнийского университета (University of California, San Diego), составило приблизительно 3,6 Зеттабайт (1 Зеттабайт равен 1 000 000 млн. Гигабайт!). Согласно тому же исследованию Бона и Шорта, средний американец потреблял 34 Гигабайта информации в течение 12 часов в сутки — за пределами служебной/рабочей необходимости. Назвать все эти потребленные данные «полезными» можно с большой натяжкой: в отчете учитывался объем данных для самых разных цифровых медиаканалов — телевидение, компьютерные игры,
Информация в современном мире накапливается угрожающими темпами — согласно словам Эрика Шмидта (Eric Schmidt), бывшего CEO Google, «От начала цивилизации и до 2003 года было создано около 5 Экзабайт (5 000 000 000 Гб) информации. Теперь человечество создает столько данных всего за 2 дня».
Цифровая Вселенная растет быстрее, чем предполагалось в самых смелых прогнозах: специалисты из аналитической фирмы International Data Corporation (IDC) предполагали, что к началу 2011 года человечество накопит до 1,8 Зб информации, однако масштабное исследование корпорации ICANN выявило наличие 2,56 Зеттабайта цифровых данных в мире уже в сентябре того же года. Заметим, что гораздо более ранее исследование Бона и Шорта, указавших объем потребления информации в 3,6 Зеттабайта только для США, учитывало неоднократное обращение пользователя к одному и тому же источнику трафика (например, к серверам многопользовательских игр).
Для североамериканского пользователя Сети количество полученных/отправленных цифровых текстов (SMS, email, комментарии в блогах и соцсетях, заказы в online магазинах) составляет 35 штук. Особой активностью тут по долгу службы отличаются офисные работники: электронная почта — ответы на полученные email, отправка рассылок
Типичный пользователь Интернета просматривает 1 707 баннеров в месяц. Но такая плотность легко объяснима тем, что американские рекламодатели разместили в Сети в 2012 году более чем 5 300 000 000 000 дисплейных объявлений. В данной сфере прогресс тоже принимает пугающие черты — это количество баннеров на 1 000 000 000 000 (на триллион!) больше, чем их было размещено в 2009 году. Неудивительно, что «баннерная слепота» приносит свои печальные для рекламодателей плоды: CTR дисплейного объявления, как правило, составляет
Сколько информации помещается в голове?
Понятно, что способность человека к усвоению информации ограничена даже самой физиологией головного мозга, состоящего приблизительно из 1 000 000 000 нейронов. Каждый нейрон формирует около 1000 подключений — суммарно около 1 триллиона.
Если бы каждый нейрон был подобен одной ячейке памяти, то «свободное дисковое пространство» в мозгу закончилось бы довольно быстро. К счастью, возможность создания сложных «перекрестных» нейронных связей расширяет «емкость» мозга в геометрической прогрессии до более чем достойного показателя около 2,5 Петабайт (или 1 000 000 Гигабайт).
Однако существует еще одно препятствие для получения новой информации. Головной мозг можно сравнить с жестким диском большой емкости, но в процессе усвоения информации (познания, Cognition) участвует и кратковременная память (аналог оперативной памяти компьютера), тоже вносящая определенные ограничения в процесс когниции.
Еще в 1956 году выдающийся американский психолог Джордж Эрмитедж Миллер (George Armitage Miller) описал емкость кратковременной памяти так называемой закономерностью «Магическое число 7 плюс-минус 2» (оно же «кошелек Миллера»): человек способен одновременно запомнить 7 ± 2 элементов, например, 5 односложных слов или 7 отдельных букв.
Получается, что кратковременная память представляет собой «кошелек», в который можно поместить одновременно 7 «монет». На этом этапе познания аналитические способности мозга не еще включаются — он просто определяет основные внешние параметры запоминаемых объектов, причем если их число превышает 7, максимум — 9, то он их разобьет их на группы от 5 до 9, неважно, будут ли это условные «доллары», «евро» или «рубли».
Вот почему короткие заголовки лендинг пейдж и товарных целевых страниц магазинов воспринимаются лучше, равно как и простой лаконичный дизайн: в кратковременной памяти умещается не более 7 объектов одновременно. Помните об этом, дорогие друзья маркетологи, дизайнеры и копирайтеры!
Виды информационной перегрузки
1. Информационный вампиризм — зависимость от интернета или телевизора. Человек не отрывается от телевизора или не вылезает из глобальной сети, чтобы уйти от личных проблем и компенсировать жизненную неустроенность. Этот вид информационной перегрузки похож на алкоголизм, наркоманию и прочие зависимости.
2. Многозадачность — необходимость заниматься несколькими делами одновременно и быстро переключаться между ними. В такой ситуации человек тратит больше сил на переключение, чем на саму работу, и теряет продуктивность.
3. Добывание фактов — ситуация, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно «перелопатить» огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются.
4. Информационная тревога — состояние, вызываемое не столько избытком информации, сколько ее непредсказуемостью. Часто информация находит получателя, когда он ее не ждет и не готов ее воспринять, и вносит хаос в его представления о мире.
Преодоление информационных перегрузок
- Собирайте только полезную информацию. Не пытайтесь узнать все обо всем: при нынешних темпах производства информации это невозможно.
- Будьте честны с самим собой. Если вас что-то беспокоит, не стоит «топить» свою тревогу в море ненужной информации.
- Не хватайтесь за несколько дел сразу, работайте над своими задачами поочередно.
- Планируйте свое время, выделяйте важные и второстепенные, срочные и не срочные задачи.
- Соблюдайте баланс между работой и отдыхом, высыпайтесь и отдыхайте.
Ну и напоследок еще пара научно подтвержденных фактов:
- информационная перегрузка вызывает серьезный стресс и ведет к общему ухудшению здоровья,
- а чрезмерное использование социальных медиа может привести к потере кратковременной памяти!
По мере возможности избегайте Information Overload, и высоких вам конверсий!
По материалам digitalintelligencetoday.com