Слово «приоритет» (англ. priority) не всегда понималось так, как сегодня. Писатель, психолог и бизнес-тренер Грег МакКеон (Greg McKeown) в своем бестселлере «Эссенциализм» рассказывает как менялось значение этого термина:
«Слово priority (приоритет) появилось в английском языке в XV веке. В то время оно не имело множественного числа: его использовали только по отношению к одному — первому или важнейшему — объекту. В течение последующих пяти веков слово «приоритет» употреблялось исключительно в единственном числе.
И только в XX веке вдруг заговорили о «приоритетах». Почему то мы рассудили, что изменив слово сможем поменять и реальность. И вот теперь, странным образом, у нас возникло несколько «первых» и «самых важных» дел.
Люди и организации изо дня в день «работают в режиме многозадачности». Мне однажды рассказывали о компании, где выделяли первый, второй, третий, четвертый и пятый приоритеты. Это якобы создавало впечатление, что организация ставит перед собой несколько серьезных целей. Но на деле получается, что настоящей цели у такой компании нет вовсе».
Миф о многозадачности
Да, мы способны делать два дела одновременно. Можем смотреть телевизор, пока готовим обед, или отвечать на сообщение электронной почты, разговаривая по телефону.
Тем не менее, невозможно сконцентрироваться на двух задачах сразу. Многозадачность же заставляет мозг слишком быстро переключаться с одного дела на другое.
В этом не было бы ничего особенного, будь человеческий мозг способен легко и сразу переходить от одной работы к другой. Но мозг не умеет этого делать. За каждый прыжок от одного дела к другому вы расплачиваетесь умственным напряжением. Психологи даже придумали для этого явления специальный термин — «цена переключения внимания». Он обозначает ухудшение производительности, испытываемое нами при переносе внимания с одного задания на другое.
Согласно исследованию 2003 года (опубликованному в the International Journal of Information Management) среднестатистический клерк проверяет электронную почту раз в 5 минут, после чего ему в среднем требуется 64 секунды на возврат к предыдущей работе — только из-за одной электронной почты мы регулярно тратим впустую каждую шестую минуту!
Многозадачность = продуктивность — это миф! Умение концентрироваться — вот секрет успеха.
Кстати, слово «многозадачность» (англ. multitasking) впервые появилось в 1965 году в отчете IBM о возможностях последней модели компьютера, разработанного компанией.
Ведь и правда, до 1960-х годов никто не хвастался своей способностью делать несколько дел одновременно. Сегодня же люди навешивают на себя это слово как знак почета, будто лучше распыляться на все подряд, чем качественно выполнять одно дело.
Находим для себя центральную задачу
Одновременная погоня за несколькими зайцами ни к чему не приводит. Если же мы погонимся только за одним зайцем изо всех сил, то наверняка скоро поймаем его — и получим нужный результат в кратчайшие сроки.
Мастерство требует концентрации внимания и последовательности в действиях. Умение выделять одну (и только одну!) приоритетную задачу на каждый рабочий день — одно из важнейших достижений. Хоть мы и занимаемся многими делами в течение дня, первоочередной задачей остается одно неотложное дело, которое нужно несмотря ни на что выполнить сегодня. Например, так может выглядеть план на неделю для популярного блогера или медийной персоны:
- Понедельник — написать статью.
- Вторник — отправить электронные письма существующим и потенциальным партнерам/издателям.
- Среда — написать статью.
- Четверг — написать статью.
- Пятница — закончить еженедельный обзор.
- Суббота — выходной.
- Воскресенье — выходной.
Центральная задача естественным образом заставляет вас корректировать поведение и выстраивать день вокруг необходимости ее выполнить. Приоритет становится каркасом дня, его осью или нитью, связывающей воедино все дела. Если вдруг работа пойдет кувырком, вам не придется выбирать, за что схватиться в первую очередь; ведь вы уже заранее определили самое срочное на сегодня дело.
Говорим «нет» имитации бурной деятельности
Наше общество попалось в капкан показной деловитости и загруженности. Часто мы заполняем рабочий день мелкими пустыми делами, создавая видимость занятости. Всем своим существом мы как бы сигнализируем: «Смотри, как я занят! Я делаю нечто важное» или «Я значимый человек, ведь я так занят».
Опыт показывает, что имеет значение только то, что мы привносим в наш уголок Вселенной. Людей, способных изменять к лучшему окружающий мир — настоящих мастеров своего дела, — объединяет одна общая черта: умение абстрагироваться от раздражающих факторов и сконцентрироваться на своем деле, своем мастерстве.
Пора сказать «нет» имитации бурной деятельности и «да» преданности своему ремеслу. Решите для себя, какой навык вы готовы оттачивать ежедневно; что это за единственный приоритет, который красной нитью свяжет вашу жизнь в одно целое.
Если же вы себя так ничему и не посвятите, то просто растратите жизнь по мелочам.
Высоких вам конверсий!
По материалам: jamesclear.comImage source: John Ragai