В 20-х годах немец Ойген Херригель отправляется в Японию и начинает изучать кюдо — японское искусство стрельбы из лука.
Его учителем стал легендарный мастер кюдо Ава Кензо, убежденный, что перед началом стрельбы по реальным мишеням новички должны изучать азы, и придерживающийся этой методики по-максимуму. Первые четыре года Херригелю разрешалось стрелять лишь по стогу сена с расстояния 7 футов. Когда он пожаловался на слишком долгий процесс обучения, Кензо ответил: «Не стоит измерять путь к цели. Какое значение имеют недели, месяцы, года?»
Когда ему наконец разрешили стрелять по мишени, находящейся в самом конце учебного зала, выступление Херригеля провалилось. Стрела за стрелой, он был все больше и больше сбит с толку тем, что в цель они не попадали. Херригель был уверен, что проблема заключалась в том, что он плохо целится. На что Кензо ответил, что дело было не в этом, а в отношении к процессу, что и определяло итог. И у озадаченного Херригеля просто вырвалось: «Тогда вы должны попадать в цель даже с закрытыми глазами».
После непродолжительной паузы, Кензо ответил: «Приходи вечером».
Стрельба с закрытыми глазами
После заката они вернулись во двор, где располагался тренировочный зал. Кензо встал на свое привычное место для стрельбы, а мишень была спрятана где-то в ночи. Мастер занял позу, натянул тетиву и выпустил первую стрелу в темноту. Затем Херригель напишет: «Уже по звуку я знал, что она достигла цели».
Сразу же Кензо навел вторую стрелу и отправил ее туда же в ночь. Ойген подскочил и побежал через двор проверять. В своей книге «Дзэн в искусстве стрельбы из лука» Херригель написал: «Когда я включил свет у стойки с мишенью, к своему удивлению, я обнаружил, что первая стрела попала четко в яблочко, в то время как вторая расколола ее хвостовик и прошла через ее ствол, прежде чем впиться в центр мишени».
Все дело в прицеливании
Великие мастера стрельбы из лука часто учат, что «все дело заключается в прицеливании». Результат определяют все мелочи: как вы ставите ноги, как держите лук, как вы дышите в тот момент, когда выпускаете стрелу.
В случае с Ава Кензо, мастер был настолько внимателен к процессу, приводящему к четкому попаданию, что он мог в точности повторять все движения, даже не видя мишени. Этот полный контроль тела и духа при движении к цели известен как дзансин (zanshin).
Термин дзансин широко используется во всем мире для описания состояния расслабленной бдительности в японских боевых искусствах. Переводя дословно, дзансин означает «внимание без остатка». Иначе говоря, внимание полностью фокусируется на действии и фиксируется на предстоящем задании. Дзансин означает постоянный контроль тела, разума, окружения без малейшего стресса — пассивная бдительность.
Хотя на практике у дзансина более глубокое значение. По сути, это выбор осознанной жизни и следования определенной цели, а не бездумного плавания по течению.
Враг прогресса
Как гласит известная японская поговорка: «После победы в битве, крепче затяни ремни шлема».
Оригинальная фраза «katte kabuto no o o shimeyo» дословно переводится как «затяните ремни кабуто после победы в войне» (кабуто — это шлем, который носили японские военные).
Другими словами, битва не заканчивается после победы. Битва заканчивается только тогда, когда вы становитесь ленивы, теряете чувство обязательства и необходимую концентрацию внимания. И это еще одна суть дзансина: бдительная жизнь даже после достижения цели.
Мы можем использовать эту философию во многих областях жизни.
- Литература: битва не заканчивается, когда вы издали книгу. Она заканчивается, когда вы решили, что вы — уже законченный продукт, когда вы теряете бдительность, необходимую для улучшения навыков.
- Спорт: битва не заканчивается, когда вы побили персональный рекорд. Она заканчивается, когда вы теряете концентрацию и пропускаете тренировки или, наоборот, не рассчитываете силы и перенапрягаетесь.
- Бизнес: битва не заканчивается после большой продажи. Она заканчивается, когда вы становитесь самоуверенны и нахальны.
Враг прогресса — это не поражение и не успех. Враг успеха — скука, усталость и недостаток концентрации. Враг успеха — это отсутствие обязательств перед процессом, потому что процесс — это и есть главное.
Искусство дзансин в повседневной жизни
«Ко всем делам и ситуациям нужно относиться с такой же искренностью, напряжением и осознанностью, с которыми вы держите лук и стрелы», — Кеннет Кушнер, «Одна стрела, одна жизнь» (“One Arrow, One Life”).
Мы одержимы результатом: как и для Херригеля, для нас слишком важно попадет ли стрела в цель или нет. Однако, если бы мы переложили это напряжение, фокусировку и искренность на сам процесс — куда мы ставим ноги, как мы держим стрелу, как мы дышим, когда отпускаем стелу — тогда попадание в яблочко стало бы вторичным.
Важно не волноваться попадете ли вы в мишень или нет. Важно влюбиться в скуку от выполнения работы и наслаждаться каждым моментом процесса. Важно уловить этот момент дзансина, момент полного осознания и фокусировки, и использовать его везде по жизни.
Важна не цель, не финишная линия. Важно то, как мы ее достигаем. Все дело в прицеливании. Все дело в дзансине.
Высоких вам конверсий!
По материалам: jamesclear.com