Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Психология >
  4. Когнитивная психология и UX: как избежать эффекта ложного консенсуса?

Когнитивная психология и UX: как избежать эффекта ложного консенсуса?

Когнитивная психология и UX: как избежать эффекта ложного консенсуса

Все мы видим мир через призму своего восприятия. Эти ограничения основаны на нашем опыте, культуре, контексте, окружении или менталитете. Причем описанным «фильтрам» всегда сопутствует неожиданный побочный эффект, о котором многие из нас никогда не задумывались: они заставляют нас ошибочно полагать, что другие люди смотрят на мир так же, как мы сами.

Приведем простой пример.

Если бы вас попросили в течение получаса прогуливаться около ближайшего университета с табличкой «Ешьте в [название местной забегаловки]», вы бы сделали это?

В исследовании, проведенном в Стэнфорде, данный вопрос был задан 104 студентам — и они имели полное право отказаться. Вот что произошло:

  • 62,2% согласившихся полагали, что остальные тоже согласятся
  • 67% отказавшихся считали, что остальные тоже откажутся

То есть большинство в обоих случаях. Почему так происходит?

Эффект ложного консенсуса

Этот феномен называется «эффект ложного консенсуса»; он означает тенденцию переоценивать ту степень, в которой другие люди согласятся с вами и будут вести себя так же, как и вы.

Многие предприниматели попались на этом.

Удивительно, как часто компании (даже самые успешные) считают, что они придумали новый перспективный продукт или функцию, и верят, что пользователи тоже его/ее полюбят.

Однако после запуска рынок реагирует совсем не так, как ожидалось.
(Только подумайте: Facebook Home, Microsoft’s Windows Phone, Segway и еще длинный список других провалившихся продуктов, о которых вы никогда не слышали).

Мы должны чаще напоминать клиентам и самим себе: типичный пользователь не обязан думать так же, как члены вашей команды. Популярное изречение о UX гласит: вы — не ваш пользователь. Как же не пасть жертвой эффекта ложного консенсуса?

Как избежать эффекта ложного консенсуса?

Создание нового продукта или функции — это всегда риск. Вам почти всегда приходится принимать решения на основе недостаточной информации и строить предположения, явные или неявные.

Невозможно избежать неопределенности.

Но есть возможность снизить риск провала продукта, выявив гипотезы, которые вы выдвигаете о потребностях вашего потребителя, и протестировав их до начала разработки. Джок Бусуттил, автор «Практического руководства по развитию продукта» (The Practitioner’s Guide To Product Management), утверждает:

«Погрузиться в процесс создания продукта, полагаясь только на интуицию, не проводя никаких исследований и проверки ваших предположений, аналогично вождению с завязанными глазами».

Существует несколько стратегий проверить ваши гипотезы и снизить риск, собрав неопровержимые доказательства.

quote
Интуитивное создание продукта без проверки предположений — аналогично вождению с закрытыми глазами
 

Стратегия №1: идентификация предположений

Предлагаем вам начать с небольшого упражнения.

Вам понадобится максимально честный или критически настроенный коллега или друг — предпочтительно кто-то, кто работает в другой компании и кто сможет вам сказать правду независимо от того, что вы хотите услышать.

Опишите ценность вашего продукта настолько детально, насколько это возможно; объясните ему/ей, какие возможности он предлагает, для кого предназначен и почему вам кажется, что люди будут его использовать.

Задача вашего друга — записать все предположения, которые вы делаете, после чего задать вам вопрос: «Почему тебе кажется, что предположение Х — правильное?», чтобы убедиться, есть ли у вас доказательства для этой гипотезы.

В конце задания вы получите полный список своих предположений. Следующий шаг — приоритезировать самые рискованные из них,те, что могут иметь самое большое влияние на будущее вашего продукта, и провести несколько экспериментов для их тестирования.

Стратегия №2: Общение с целевой аудиторией

Теперь, когда у вас есть список предположений, пришло время выйти из дома и общаться с вашей целевой аудиторией.

«Фактические данные существуют вне стен вашего дома или компании, там, где находятся ваши будущие клиенты или пользователи, где они работают — вот куда вам нужно пойти», — утверждает Стив Бланк.

Побеседуйте как минимум с десятью представителями вашей целевой аудитории и проведите столько интервью, сколько вы сможете обменять на бесплатный обед, кофе или подарочный сертификат. Прекрасно, если вам удаствя понаблюдать за потенциальным клиентом в течение дня. Цель этих встреч — понять глубже ваших покупателей и развить в себе эмпатию к тому, какой жизнью они живут.

Еще не время презентовать свой продукт и говорить о своей компании; ваша задача сейчас — задавать вопросы, внимательно слушать и осмысливать все, что вам говорят. Выясните:

  • Чем они зарабатывают на жизнь?
  • Как они проводят свои дни?
  • Где и когда они испытывают трудности, которые вы хотите решить?
  • Как они сейчас справляются с этими трудностями?
  • Какие другие продукты они используют?

Каждый разговор даст вам представление о проблеме, которую вы решаете, и о тех, для кого вы ее решаете.

После нескольких бесед вы обнаружите тренд, который либо подтвердит, либо опровергнет ваше представление о своем целевом пользователе и о том, что, на ваш взгляд, ему нужно.

Стратегия №3: продолжительное пользовательское тестирование

Последняя стратегия для избежания эффекта ложного консенсуса — это техника, известная как «продолжительное пользовательское тестирование»: для него вам понадобится виртуальная лаборатория, в которой вы будете наблюдать на регулярной основе, как люди используют ваш продукт и высказывают свое мнение о нем.

Цель тестирования — узнать, какие из ваших гипотез требуют усовершенствования и создать действительно хороший продукт, отвечающий потребностям вашего пользователя.

Как внедрить тестирование в процесс развития продукта?

Вот как делала команда Quipt:

«Мы перебирали предположения об опыте взаимодействия, внедряли изменения и запускали пользовательское тестирование для новой версии продукта. В течение часа мы получали детальный фидбэк от реальных людей и просматривали 30-минутные видеоролики, где люди оценивали, нравятся им или нет внесенные нами изменения.
Основываясь на том, что мы узнали, мы устраивали мозговой штурм и искали новые решения, чтобы устранить источники путаницы и разногласий, а затем запускали новый цикл», — говорит Эдмонд Лау, программист Quip.

Нет необходимости писать какой-либо код, чтобы понять поведение, привычки, заботы и предпочтения своей целевой аудитории.

На самом деле, чем раньше вы начнете получать обратную связь и вносить коррективы, тем проще будет изменить ваш продукт и тем меньше усилий потребуется от команды.

Набросайте схему вашего продукта на бумаге и покажите нескольким людям свой эскиз, а уже затем приступайте к тестированию моделей и прототипов.

Тестируя свой продукт на простых прототипах до создания MVP, вы сможете подтвердить столько гипотез и опровергнуть столько ложных предположений, что сможете создавать решения по продукту, основываясь на реальной действительности, а не только на своем мнении.

Вместо заключения

Все мы имеем привычку переоценивать способность других людей соглашаться с нами, думать как мы и вести себя как мы. Ваша работа — не дать своей команде стать жертвой этого предубеждения.

«Возможно, вы выявили существенную проблему, требующую решения, но на ранних этапах вы знаете слишком мало об аудитории, для которой вы стараетесь. Скорее всего, у вас есть смутное представление о том, что потребуется от вашего продукта для решения этой проблемы, но вам не хватает деталей о том, как именно это должно произойти. Вся эта неуверенность перерастает в риск, а риск может повлиять на расходы и на общий успех или провал продукта», — говорит Джок Бусуттил.

Сфокусируйтесь на своих пользователях. Сохраняйте строгость в выявлении и проверке предположений своей команды о том, кто ваши клиенты и что им нужно. Беседуйте с целевой аудиторией, проникаясь эмпатией к ней.

Перед запуском готовой версии продукта покажите набросок реальным пользователям и посмотрите, как они его оценят — от первоначального эскиза и моделей до прототипов и MVP.

Обратная связь, которую вы получите, позволит вам взглянуть по-новому на свою разработку и понять, что требует изменения и усовершенствования — и не даст создать решение, которое никому не нужно.

Высоких вам конверсий!

По материалам: usertesting.comimage sorce mapleeye 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний