В первой части этого руководства мы расскажем вам, на какие типы данных делится собираемая вами информация по продукту и как они отличаются друг от друга. Из статьи вы также узнаете, что такое события и какая роль отводится им в бизнес-аналитике.
Типы данных
Данные — это обобщающее понятие, и оно может иметь самые разные значения. В контексте бизнес-аналитики данными называют информацию, которая описывает определенное взаимодействие. Существует два основных типа данных.
Статические данные
Статические данные — это информация, описывающая участника взаимодействия. Эти сведения являются постоянными или, по крайней мере, редко изменяются. К примеру, когда вы описываете человека, то можете использовать такие статические данные, как его пол, дата рождения, email и даже размер обуви, если это требуется для вашего продукта.
Динамические данные
Как вы могли догадаться, динамические данные характеризуют изменения и описывают непосредственно взаимодействия. В большинстве случае такая информация основывается на поведении пользователей, будь то заполнение лид-формы, загрузка файла или отправка email’а.
Компании рассматривают данные таким образом, чтобы понимать связь между людьми и действиями, которые они предпринимают.
Компоненты данных
Люди и взаимодействия представляют собой два ключевых компонента процесса сбора информации. Что же касается поведенческой аналитики для продуктов, то она включает в себя 3 базовых составляющих.
- Основным понятием является событие — это то, что происходит.
- На втором месте идет пользователь — это субъект, который влияет на событие или инициирует его.
- И наконец, сессия — это время, на протяжении которого происходит событие.
Таким образом, пользователи создают события, которые происходят в течение сессий. Чтобы вам было проще понять эту концепцию, мы рассмотрим ее на примере реальной жизненной ситуации — футбольного матча. Если в ходе этого противостояния игрок отдает пас, пользователем здесь является пасующий, событием — пас, а сессией — 90-минутный период, отведенный для проведения матча.
Пользователь: Марадона. Событие: забитый гол (с помощью руки!). Сессия: 90-минутный период матча Англия — Аргентина, четвертьфинала Чемпионата мира по футболу 1986 года.
Что такое событие с точки зрения бизнес-аналитики?
На функциональном уровне все, что можно описать с помощью бизнес-аналитики, начинается с события. Это значит, что события являются неотъемлемой частью процесса сбора данных — без них вы ничего не поймете о ваших пользователях или сессиях.
Как писать события?
События — это части вспомогательного кода, называемые сниппетами, которые внедряются в основной код приложения или сервиса. К примеру, если код приложения отображает кнопку, которая подтверждает форму при определенных условиях, код события можно привязать к этому элементу, чтобы информация о том, что произошло (в данном случае о том, что форма была подтверждена) отправлялась в аналитический инструмент.
Но как именно будет выглядеть приведенное выше событие? С точки зрения кода, примерно так.
В сниппете подтверждение формы упоминается как «submitted_form». Пока что наименование событий никак не стандартизировано, но все же в этом плане вам стоит придерживаться определенных правил:
- Называя событие, используйте глагол, затем подчеркивание и существительное, чтобы явно указать действие, которое произошло.
- Давайте событиям названия в прошедшем времени. Так как события регистрируются после того, как было выполнено действие, они должны упоминаться в прошлом.
- Избегайте использования слишком обобщающих глаголов и существительных. Скажем, если вы будете работать с событием «clicked_button», то быстро обнаружите, что многие из ваших событий имеют такое же название.
- Старайтесь также не переборщить с конкретикой. Название «submitted_request» может помочь вам идентифицировать событие, которое связано именно с отправкой формы запроса, но если вы захотите назвать таким образом абсолютно все подтверждения форм на вашем сайте или в приложении, вам будет сложно подобрать толковое наименование для каждого случая.
- Распределяйте взаимодействия по общим группам, поскольку у вас может быть несколько событий, соответствующих одному названию.
Свойства событий
Каждое событие можно развивать с помощью свойств, которые дают ему дополнительный контекст. В то время как события характеризуют то, что произошло, свойства определяют критерии произошедшего.
На этом изображении Гомер — персонаж всемирно известного мультсериала «Симпсоны» — пытается построить свою собственную атомную электростанцию, но чтобы получить доступ к контенту сайта, ему нужно подтвердить форму с его персональными данными. В формате сниппета такое событие со свойствами будет выглядеть следующим образом:
Как видите, в этом фрагменте кода также присутствует событие «submitted_form», но здесь есть и несколько дополнительных строк с уникальными переменными, каждая из которых представляет собой поле формы.
Свойства событий играют важную роль, так как они тоже используются для определения других основных компонентов данных, в частности, пользователей и сессий. Большинство аналитических инструментов делают это автоматизированным способом, и тем не менее, вы должны понимать, как это работает.
Представьте, что на вашем сайте есть страница, на которой пользователь может создать аккаунт, заполнив форму. Вы можете назвать привязанное к этому элементу событие «submitted_form» или же использовать более уникальное название «created_account» ввиду важности выполняемого действия. В рамках этого события вы могли бы собирать такую информацию, как идентификатор пользователя (user ID), логин, пароль и email, в качестве свойств.
Когда событие фиксируется, то же самое происходит и с временной меткой (timestamp) — свойством, которое показывает, когда произошло действие. Чаще всего аналитические сервисы используют временные метки автоматически и собирают эти данные, опираясь на стандарт времени UTC. Всем событиям нужны метки, чтобы вы могли разместить их на временной шкале и сравнить между собой.
Напоследок вернемся к нашему спортивному примеру. В ходе матча Англия — Аргентина (сессия), четвертьфинала Чемпионата мира по футболу 1986 года, Марадона (пользователь) забил гол (событие) с помощью руки. Игра проходила в Мехико, 22 июня, и начиналась в 12:00 CST. Марадона забил гол на 6 минуте второго тайма, примерно в 13:15 CST. Если бы мы конвертировали это время в UTC, у нас было бы 19:15.
Вот как бы мы описали это событие целиком:
Во второй части руководства мы рассмотрим понятия «пользователя» и «сессии» в контексте поведенческой бизнес-аналитики и дополним эту информацию наглядным примером.
Делайте бизнес на основе данных!
По материалам: metriq.io