Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Гайд по поведенческой аналитике для продуктов. Часть 1

Гайд по поведенческой аналитике для продуктов. Часть 1

Гайд по поведенческой аналитике для продуктов. Часть 1

В первой части этого руководства мы расскажем вам, на какие типы данных делится собираемая вами информация по продукту и как они отличаются друг от друга. Из статьи вы также узнаете, что такое события и какая роль отводится им в бизнес-аналитике.

Типы данных

Данные — это обобщающее понятие, и оно может иметь самые разные значения. В контексте бизнес-аналитики данными называют информацию, которая описывает определенное взаимодействие. Существует два основных типа данных.

Статические данные

Статические данные — это информация, описывающая участника взаимодействия. Эти сведения являются постоянными или, по крайней мере, редко изменяются. К примеру, когда вы описываете человека, то можете использовать такие статические данные, как его пол, дата рождения, email и даже размер обуви, если это требуется для вашего продукта.

Динамические данные

Как вы могли догадаться, динамические данные характеризуют изменения и описывают непосредственно взаимодействия. В большинстве случае такая информация основывается на поведении пользователей, будь то заполнение лид-формы, загрузка файла или отправка email’а.

Компании рассматривают данные таким образом, чтобы понимать связь между людьми и действиями, которые они предпринимают.

Компоненты данных

Люди и взаимодействия представляют собой два ключевых компонента процесса сбора информации. Что же касается поведенческой аналитики для продуктов, то она включает в себя 3 базовых составляющих.

  1. Основным понятием является событие — это то, что происходит.
  2. На втором месте идет пользователь — это субъект, который влияет на событие или инициирует его.
  3. И наконец, сессия — это время, на протяжении которого происходит событие.

Таким образом, пользователи создают события, которые происходят в течение сессий. Чтобы вам было проще понять эту концепцию, мы рассмотрим ее на примере реальной жизненной ситуации — футбольного матча. Если в ходе этого противостояния игрок отдает пас, пользователем здесь является пасующий, событием — пас, а сессией — 90-минутный период, отведенный для проведения матча. 

Пользователь: Марадона. Событие: забитый гол (с помощью руки!). Сессия: 90-минутный период матча Англия — Аргентина, четвертьфинала Чемпионата мира по футболу 1986 года.

Пользователь: Марадона. Событие: забитый гол (с помощью руки!). Сессия: 90-минутный период матча Англия — Аргентина, четвертьфинала Чемпионата мира по футболу 1986 года.

Что такое событие с точки зрения бизнес-аналитики?

На функциональном уровне все, что можно описать с помощью бизнес-аналитики, начинается с события. Это значит, что события являются неотъемлемой частью процесса сбора данных — без них вы ничего не поймете о ваших пользователях или сессиях.

Как писать события?

События — это части вспомогательного кода, называемые сниппетами, которые внедряются в основной код приложения или сервиса. К примеру, если код приложения отображает кнопку, которая подтверждает форму при определенных условиях, код события можно привязать к этому элементу, чтобы информация о том, что произошло (в данном случае о том, что форма была подтверждена) отправлялась в аналитический инструмент.

Как писать события?

Но как именно будет выглядеть приведенное выше событие? С точки зрения кода, примерно так.

Но как именно будет выглядеть приведенное выше событие?

В сниппете подтверждение формы упоминается как «submitted_form». Пока что наименование событий никак не стандартизировано, но все же в этом плане вам стоит придерживаться определенных правил:

  1. Называя событие, используйте глагол, затем подчеркивание и существительное, чтобы явно указать действие, которое произошло.
  2. Давайте событиям названия в прошедшем времени. Так как события регистрируются после того, как было выполнено действие, они должны упоминаться в прошлом.
  3. Избегайте использования слишком обобщающих глаголов и существительных. Скажем, если вы будете работать с событием «clicked_button», то быстро обнаружите, что многие из ваших событий имеют такое же название.
  4. Старайтесь также не переборщить с конкретикой. Название «submitted_request» может помочь вам идентифицировать событие, которое связано именно с отправкой формы запроса, но если вы захотите назвать таким образом абсолютно все подтверждения форм на вашем сайте или в приложении, вам будет сложно подобрать толковое наименование для каждого случая.
  5. Распределяйте взаимодействия по общим группам, поскольку у вас может быть несколько событий, соответствующих одному названию.

Свойства событий

Каждое событие можно развивать с помощью свойств, которые дают ему дополнительный контекст. В то время как события характеризуют то, что произошло, свойства определяют критерии произошедшего.

Свойства событий

На этом изображении Гомер — персонаж всемирно известного мультсериала «Симпсоны» — пытается построить свою собственную атомную электростанцию, но чтобы получить доступ к контенту сайта, ему нужно подтвердить форму с его персональными данными. В формате сниппета такое событие со свойствами будет выглядеть следующим образом:

В формате сниппета такое событие со свойствами будет выглядеть следующим образом

Как видите, в этом фрагменте кода также присутствует событие «submitted_form», но здесь есть и несколько дополнительных строк с уникальными переменными, каждая из которых представляет собой поле формы.

Свойства событий играют важную роль, так как они тоже используются для определения других основных компонентов данных, в частности, пользователей и сессий. Большинство аналитических инструментов делают это автоматизированным способом, и тем не менее, вы должны понимать, как это работает.

Представьте, что на вашем сайте есть страница, на которой пользователь может создать аккаунт, заполнив форму. Вы можете назвать привязанное к этому элементу событие «submitted_form» или же использовать более уникальное название «created_account» ввиду важности выполняемого действия. В рамках этого события вы могли бы собирать такую информацию, как идентификатор пользователя (user ID), логин, пароль и email, в качестве свойств.

Когда событие фиксируется, то же самое происходит и с временной меткой (timestamp) — свойством, которое показывает, когда произошло действие. Чаще всего аналитические сервисы используют временные метки автоматически и собирают эти данные, опираясь на стандарт времени UTC. Всем событиям нужны метки, чтобы вы могли разместить их на временной шкале и сравнить между собой.

Напоследок вернемся к нашему спортивному примеру. В ходе матча Англия — Аргентина (сессия), четвертьфинала Чемпионата мира по футболу 1986 года, Марадона (пользователь) забил гол (событие) с помощью руки. Игра проходила в Мехико, 22 июня, и начиналась в 12:00 CST. Марадона забил гол на 6 минуте второго тайма, примерно в 13:15 CST. Если бы мы конвертировали это время в UTC, у нас было бы 19:15.

Вот как бы мы описали это событие целиком: 

Вот как бы мы описали это событие целиком

Во второй части руководства мы рассмотрим понятия «пользователя» и «сессии» в контексте поведенческой бизнес-аналитики и дополним эту информацию наглядным примером.

Делайте бизнес на основе данных!

По материалам: metriq.io

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний