Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Бриф для клиента: что это или как задавать правильные вопросы

Бриф для клиента: что это или как задавать правильные вопросы

Бриф для клиента: что это или как задавать правильные вопросы

Бриф (от английского brief) — сводка или инструкция. Это анкета с вопросами для заполнения, которую используют, чтобы правильно поставить задачу исполнителю.

Простыми словами бриф — это анкета для заказчика с вопросами про важные аспекты будущего проекта: задача, сроки, бюджет и критерии исполнения.

Мы рассказываем, зачем и кому нужен бриф и в чем его отличие от гайда, презентации и технического задания. А в конце статьи вы найдете полезные советы о том, как составить бриф и какие пункты нужно обязательно туда включить.

Содержание статьи

Что такое бриф?

Кто использует брифы?

Виды брифов и отличия

В чем отличие маркетингового брифа от креативного?

Чем бриф отличается от ТЗ, гайда и презентации?

Как составить бриф?

Структура брифа
Какие вопросы обязательны?

Заключение

Что такое бриф?

Бриф нужен обеим сторонам, так как через него исполнитель понимает поставленную задачу, а заказчик описывает, чего он хочет и рассказывает подробнее о компании.

Заказчик через бриф может:

  • рассказать о задаче подробно;
  • объяснить критерии результата;
  • объяснить концепцию компании;
  • дать необходимые вводные, такие как бюджет и дедлайн;
  • структурировать свой запрос.

В итоге заказчик получает индивидуальное предложение, основанное на всех заполненных пунктах.

Для исполнителя бриф нужен, чтобы:

  • познакомиться с заказчиком;
  • узнать суть проекта;
  • подготовиться к переговорам;
  • оценить силы и время на выполнение;
  • создать индивидуальное предложение.

На основе заполненной информации исполнитель может взять проект и подготовить презентацию или вовсе отказаться от ведения проекта.

Бриф заполняют хотя бы потому, что структурированные вопросы помогают не просто объяснить что нужно сделать, но и понять суть проекта, его релевантность и необходимость.

Без брифа не всегда получается поставить четкие цели или объяснить критерии исполнения задачи. Поэтому проект может быть выполнен иначе, чем ожидалось.

Например, приходя в магазин за булкой с маком, вы говорите: «хочу булочку», и вам дают булочку с изюмом, с наценкой 200%. В итоге вы получаете не то, что хотели. Объяснить все вводные на старте работы — необходимо.

Некоторые компании заранее готовят бриф и высылают его подрядчикам, чтобы говорить уже напрямую по теме проекта. Это экономит время на переговоры и заранее отсекает некоторых, неподходящих исполнителей.

Чем помогает бриф:

  • Рассказывает о компании. То есть это некий этап знакомства, потому что в брифе указываются данные клиента для обратной связи и согласования проекта.
  • Объясняет задачу. Отвечая на вопросы, клиент лучше формулирует запрос и подробно расписывает задачу, чтобы не осталось непонятных моментов перед исполнением.
  • Приводит к взаимопониманию. Бриф — знакомство, поэтому проще договориться через него. В нем можно дописать пожелания или задать дополнительные вопросы.
  • Экономит время. Вы не тратите время на переговоры, объяснения и дополнительные вопросы.
  • Ставит ориентиры. Как понять, что проект успешен? Критерии, по которым станет понятно, что поставленная задача выполнена, тоже прописываются в брифе. От этого часто зависит и сама задача.

К сожалению, не все заказчики понимают необходимость заполнения брифа. Стоит объяснить заказчику, что заполнение брифа — важный этап в постановке цели и понимании того, что важно.

Кто использует брифы?

Брифы используют специалисты: дизайнеры, программисты, копирайтеры и другие. Потому что бриф упрощает работу и общение всем.

  • Веб-дизайнеры и программисты используют брифы при создании сайтов, лендингов, приложений или даже игр.
  • SMM-щики используют брифы при продвижении в социальных сетях. Они узнают всю информацию о бренде и разрабатывают подходящий проект рекламной кампании.
  • Маркетологи создают брифы для клиентов. Так они быстро набрасывают маркетинговую стратегию по продвижению. Или же ставят себе задачу в создании нового продукта или торговой марки.
  • Дизайнеры тоже просят заполнить бриф. Неважно разработка это фирменного стиля или дизайн интерьера.
  • Остальные фрилансеры делают для себя брифы с целью сэкономить время. Например, копирайтеры, программисты, коммерческие фотографы и другие.

Не используют брифы врачи, мастера по ремонту, парикмахеры или те специалисты, которые ограничиваются несколькими вопросами: для них неважно знать ничего о бренде компании или ценностях и иногда они лучше знают критерии выполнения, чем заказчик.

Виды брифов и отличия

Брифы бывают нескольких видов, а классифицируются они в зависимости от того, какой специалист будет решать задачу:

  • Бриф-анкета: для знакомства с клиентом. Цель в брифе — узнать для кого будет выполняться задача, какой бренд, что входит в уникальное торговое предложение.
  • Маркетинговый: создается для разработки рекламной кампании. Кроме того, чтобы знать про УТП, еще запрашивают брендбук, логотип и важные для будущего продвижения материалы.
  • Креативный: составляется для создания образа продукта и необходимых материалов для продвижения или описания — текстов или видеороликов.
  • Дизайнерский: для дизайнерских продуктов. Это как разработка дизайна сайта и фирменного стиля, так и дизайн интерьера, продуктов и др.
  • Экспертный: для создания самого продукта и выведения на рынок. Это бриф с маркетинговым исследованием, и основные вопросы внутри брифа о целевой аудитории, рынке, компании и позиционировании.
  • Создательный. Бриф для создания сайта, лендинга или приложения. Включает не только информацию о компании и целевой аудитории, но и необходимые сведения и критерии о будущем созданном продукте.

Самые часто используемые брифы — маркетинговый и креативный.

В чем отличие маркетингового брифа от креативного?

Маркетинговый бриф заполняется для постановки задачи по реализации проекта или продукта. Основные вопросы будут о компании, создаваемом проекте и основных предполагаемых результатах. То есть на основе брифа можно составить рекламную кампанию, готовую к запуску.

Креативный бриф заполняется для разработки рекламного сообщения или образа товара. Бриф также нужен для создания необходимых материалов. Основные вопросы будут о товаре, позиционировании и нише на рынке, о желаемом результате. На основе креативного брифа можно создать образ продукта. Еще сделать брендинг, дизайн, написать тексты о продукте и даже создать ролик, который будет использоваться для рекламной кампании.

Чем бриф отличается от ТЗ, гайда и презентации?

Есть отличия от других инструментов для разработки проектов. Бриф — это анкета, которая помогает общаться.

ТЗ или техническое задание — это уже готовое задание с основными положениями и критериями, сроками и желаемыми результатами. ТЗ составляется на основе брифа и дается уже подрядчикам. Если вы фрилансер, то, скорее всего, сами ставите себе техническое задание на основе брифа или разговора с клиентом.

Гайд — это путеводитель. То есть в общем смысле инструкция, как и что делать. Гайд составляется для нового специалиста, который будет выполнять работу. Обычно в нем прописываются правила и рекомендации. По брифу можно составить гайд для выполнения проекта, если необходимо объяснить, как именно нужно делать. Например, ниже в статье — гайд по созданию брифа.

Презентация — это готовый документ для представления определенного продукта. То есть на основе брифа при необходимости составляется презентация будущего проекта с этапами выполнения, нужными материалами и ожидаемыми итогами.

Как составить бриф?

Бриф написать несложно. Если понимаете, какую услугу будете оказывать, то вопросы для клиента уже должны быть у вас в голове. А если хотите рассказать в брифе о своей компании и описать будущий проект для исполнителя, опишите желаемые критерии и метрики и не забудьте рассказать о себе.

При создании брифа можете выбрать любой удобный вариант. Бриф можно создать в инструментах Гугл.

  • Гугл-документы. Для создания списка вопросов и ответов в свободной форме.
  • Гугл-формы. Для списка вопросов, особенно актуально, если они короткие и нужны ответы «да» или «нет».

Также можно создать отдельную страницу на сайте с анкетой и необходимыми формами для заполнения, которая будет приходить на почту. Еще бриф можно выслать в письме или дать ссылку на заполнение прямо на сайте.

Структура брифа

Бриф состоит из вопросов. Их можно поделить на категории. 

Структура брифа
  • Контакты. Способы связи с заказчиком, название компании и все, что нужно для первого основного знакомства.
  • Информация о заказчике. Вся информация о компании или о том человеке, для которого будете делать проект.
  • Постановка задачи. В этом пункте заказчик ставит задачу. Рассказывает о своих запросах и подробно описывает то, что будет делать исполнитель.
  • Критерии выполнения проекта. Критерии, по которым выставляется оценка выполненного проекта. Не обязательно это должен быть «успешный» проект, поэтому тут поставьте адекватные задачи и метрики достижения. Например, разработка дизайна не может оцениваться как успешный проект.
  • Сроки и бюджет. Информация о предполагаемых или желаемых сроках выполнения и бюджет, который компания или заказчик готовы потратить на этот проект. Не все готовы писать свой бюджет и называть цену, не нужно делать этот пункт обязательным.

По этим категориям можно составить совсем краткий бриф или же полный и развернутый. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы, чтобы не переспрашивать. Объясните заказчику, что он не обязан знать ответы на все вопросы, какие-то вы можете обсудить и выяснить в процессе согласования проекта.

Какие вопросы обязательны?

Каждый бриф индивидуален и пишется для разных целей. Креативный и маркетинговый брифы состоят из разных вопросов. Но есть те вопросы, которые могут быть в брифе независимо от того, кем он создан.

Категории вопросов, которые следует поместить в Бриф

Вот их список:

  • Имя или название компании.
  • Контактные данные и способ связи.
  • Чем занимаетесь вы или ваша компания?
  • В чем ваши преимущества перед конкурентами?
  • Какую нишу вы занимаете на рынке или как позиционируете себя?
  • Какая ваша целевая аудитория?
  • Какую задачу нужно выполнить или какой проект создать?
  • Каков объем задачи?
  • Цели вашего проекта? Что он несет для компании?
  • Какие метрики и показатели используются для понимания того, что цель достигнута? Как вы сможете понять, что задача выполнена?
  • Какие сроки выполнения поставленной задачи?
  • Какой бюджет вашего проекта?

Опираясь на эти вопросы, можно составить более подробный бриф. Например, копирайтер добавляет в проект вопросы про объем текста и основные мысли, которые хочет передать клиент. Дизайнер логотипа еще спросит про айдентику бренда, выбранную в компании.

Заключение

Бриф — основа взаимопонимания между заказчиком и исполнителем. Грамотный документ поможет сэкономить время и найти общий язык.

Создание брифа для каждой задачи индивидуально, поэтому не бойтесь задавать дополняющие вопросы. К сожалению, иногда приходится уговаривать клиента заполнить бриф. Другие компании готовят бриф заранее, что упрощает работу.

Если вы составили бриф заранее, считайте, что сократили работу для себя и упростили будущую коммуникацию между вами и второй стороной.

Высоких вам конверсий! 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний