Бриф (от английского brief) — сводка или инструкция. Это анкета с вопросами для заполнения, которую используют, чтобы правильно поставить задачу исполнителю.
Простыми словами бриф — это анкета для заказчика с вопросами про важные аспекты будущего проекта: задача, сроки, бюджет и критерии исполнения.
Мы рассказываем, зачем и кому нужен бриф и в чем его отличие от гайда, презентации и технического задания. А в конце статьи вы найдете полезные советы о том, как составить бриф и какие пункты нужно обязательно туда включить.
Содержание статьи
В чем отличие маркетингового брифа от креативного?
Чем бриф отличается от ТЗ, гайда и презентации?
Структура брифа
Какие вопросы обязательны?
Что такое бриф?
Бриф нужен обеим сторонам, так как через него исполнитель понимает поставленную задачу, а заказчик описывает, чего он хочет и рассказывает подробнее о компании.
Заказчик через бриф может:
- рассказать о задаче подробно;
- объяснить критерии результата;
- объяснить концепцию компании;
- дать необходимые вводные, такие как бюджет и дедлайн;
- структурировать свой запрос.
В итоге заказчик получает индивидуальное предложение, основанное на всех заполненных пунктах.
Для исполнителя бриф нужен, чтобы:
- познакомиться с заказчиком;
- узнать суть проекта;
- подготовиться к переговорам;
- оценить силы и время на выполнение;
- создать индивидуальное предложение.
На основе заполненной информации исполнитель может взять проект и подготовить презентацию или вовсе отказаться от ведения проекта.
Бриф заполняют хотя бы потому, что структурированные вопросы помогают не просто объяснить что нужно сделать, но и понять суть проекта, его релевантность и необходимость.
Без брифа не всегда получается поставить четкие цели или объяснить критерии исполнения задачи. Поэтому проект может быть выполнен иначе, чем ожидалось.
Например, приходя в магазин за булкой с маком, вы говорите: «хочу булочку», и вам дают булочку с изюмом, с наценкой 200%. В итоге вы получаете не то, что хотели. Объяснить все вводные на старте работы — необходимо.
Некоторые компании заранее готовят бриф и высылают его подрядчикам, чтобы говорить уже напрямую по теме проекта. Это экономит время на переговоры и заранее отсекает некоторых, неподходящих исполнителей.
Чем помогает бриф:
- Рассказывает о компании. То есть это некий этап знакомства, потому что в брифе указываются данные клиента для обратной связи и согласования проекта.
- Объясняет задачу. Отвечая на вопросы, клиент лучше формулирует запрос и подробно расписывает задачу, чтобы не осталось непонятных моментов перед исполнением.
- Приводит к взаимопониманию. Бриф — знакомство, поэтому проще договориться через него. В нем можно дописать пожелания или задать дополнительные вопросы.
- Экономит время. Вы не тратите время на переговоры, объяснения и дополнительные вопросы.
- Ставит ориентиры. Как понять, что проект успешен? Критерии, по которым станет понятно, что поставленная задача выполнена, тоже прописываются в брифе. От этого часто зависит и сама задача.
К сожалению, не все заказчики понимают необходимость заполнения брифа. Стоит объяснить заказчику, что заполнение брифа — важный этап в постановке цели и понимании того, что важно.
Кто использует брифы?
Брифы используют специалисты: дизайнеры, программисты, копирайтеры и другие. Потому что бриф упрощает работу и общение всем.
- Веб-дизайнеры и программисты используют брифы при создании сайтов, лендингов, приложений или даже игр.
- SMM-щики используют брифы при продвижении в социальных сетях. Они узнают всю информацию о бренде и разрабатывают подходящий проект рекламной кампании.
- Маркетологи создают брифы для клиентов. Так они быстро набрасывают маркетинговую стратегию по продвижению. Или же ставят себе задачу в создании нового продукта или торговой марки.
- Дизайнеры тоже просят заполнить бриф. Неважно разработка это фирменного стиля или дизайн интерьера.
- Остальные фрилансеры делают для себя брифы с целью сэкономить время. Например, копирайтеры, программисты, коммерческие фотографы и другие.
Не используют брифы врачи, мастера по ремонту, парикмахеры или те специалисты, которые ограничиваются несколькими вопросами: для них неважно знать ничего о бренде компании или ценностях и иногда они лучше знают критерии выполнения, чем заказчик.
Виды брифов и отличия
Брифы бывают нескольких видов, а классифицируются они в зависимости от того, какой специалист будет решать задачу:
- Бриф-анкета: для знакомства с клиентом. Цель в брифе — узнать для кого будет выполняться задача, какой бренд, что входит в уникальное торговое предложение.
- Маркетинговый: создается для разработки рекламной кампании. Кроме того, чтобы знать про УТП, еще запрашивают брендбук, логотип и важные для будущего продвижения материалы.
- Креативный: составляется для создания образа продукта и необходимых материалов для продвижения или описания — текстов или видеороликов.
- Дизайнерский: для дизайнерских продуктов. Это как разработка дизайна сайта и фирменного стиля, так и дизайн интерьера, продуктов и др.
- Экспертный: для создания самого продукта и выведения на рынок. Это бриф с маркетинговым исследованием, и основные вопросы внутри брифа о целевой аудитории, рынке, компании и позиционировании.
- Создательный. Бриф для создания сайта, лендинга или приложения. Включает не только информацию о компании и целевой аудитории, но и необходимые сведения и критерии о будущем созданном продукте.
Самые часто используемые брифы — маркетинговый и креативный.
В чем отличие маркетингового брифа от креативного?
Маркетинговый бриф заполняется для постановки задачи по реализации проекта или продукта. Основные вопросы будут о компании, создаваемом проекте и основных предполагаемых результатах. То есть на основе брифа можно составить рекламную кампанию, готовую к запуску.
Креативный бриф заполняется для разработки рекламного сообщения или образа товара. Бриф также нужен для создания необходимых материалов. Основные вопросы будут о товаре, позиционировании и нише на рынке, о желаемом результате. На основе креативного брифа можно создать образ продукта. Еще сделать брендинг, дизайн, написать тексты о продукте и даже создать ролик, который будет использоваться для рекламной кампании.
Чем бриф отличается от ТЗ, гайда и презентации?
Есть отличия от других инструментов для разработки проектов. Бриф — это анкета, которая помогает общаться.
ТЗ или техническое задание — это уже готовое задание с основными положениями и критериями, сроками и желаемыми результатами. ТЗ составляется на основе брифа и дается уже подрядчикам. Если вы фрилансер, то, скорее всего, сами ставите себе техническое задание на основе брифа или разговора с клиентом.
Гайд — это путеводитель. То есть в общем смысле инструкция, как и что делать. Гайд составляется для нового специалиста, который будет выполнять работу. Обычно в нем прописываются правила и рекомендации. По брифу можно составить гайд для выполнения проекта, если необходимо объяснить, как именно нужно делать. Например, ниже в статье — гайд по созданию брифа.
Презентация — это готовый документ для представления определенного продукта. То есть на основе брифа при необходимости составляется презентация будущего проекта с этапами выполнения, нужными материалами и ожидаемыми итогами.
Как составить бриф?
Бриф написать несложно. Если понимаете, какую услугу будете оказывать, то вопросы для клиента уже должны быть у вас в голове. А если хотите рассказать в брифе о своей компании и описать будущий проект для исполнителя, опишите желаемые критерии и метрики и не забудьте рассказать о себе.
При создании брифа можете выбрать любой удобный вариант. Бриф можно создать в инструментах Гугл.
- Гугл-документы. Для создания списка вопросов и ответов в свободной форме.
- Гугл-формы. Для списка вопросов, особенно актуально, если они короткие и нужны ответы «да» или «нет».
Также можно создать отдельную страницу на сайте с анкетой и необходимыми формами для заполнения, которая будет приходить на почту. Еще бриф можно выслать в письме или дать ссылку на заполнение прямо на сайте.
Структура брифа
Бриф состоит из вопросов. Их можно поделить на категории.
- Контакты. Способы связи с заказчиком, название компании и все, что нужно для первого основного знакомства.
- Информация о заказчике. Вся информация о компании или о том человеке, для которого будете делать проект.
- Постановка задачи. В этом пункте заказчик ставит задачу. Рассказывает о своих запросах и подробно описывает то, что будет делать исполнитель.
- Критерии выполнения проекта. Критерии, по которым выставляется оценка выполненного проекта. Не обязательно это должен быть «успешный» проект, поэтому тут поставьте адекватные задачи и метрики достижения. Например, разработка дизайна не может оцениваться как успешный проект.
- Сроки и бюджет. Информация о предполагаемых или желаемых сроках выполнения и бюджет, который компания или заказчик готовы потратить на этот проект. Не все готовы писать свой бюджет и называть цену, не нужно делать этот пункт обязательным.
По этим категориям можно составить совсем краткий бриф или же полный и развернутый. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы, чтобы не переспрашивать. Объясните заказчику, что он не обязан знать ответы на все вопросы, какие-то вы можете обсудить и выяснить в процессе согласования проекта.
Какие вопросы обязательны?
Каждый бриф индивидуален и пишется для разных целей. Креативный и маркетинговый брифы состоят из разных вопросов. Но есть те вопросы, которые могут быть в брифе независимо от того, кем он создан.
Вот их список:
- Имя или название компании.
- Контактные данные и способ связи.
- Чем занимаетесь вы или ваша компания?
- В чем ваши преимущества перед конкурентами?
- Какую нишу вы занимаете на рынке или как позиционируете себя?
- Какая ваша целевая аудитория?
- Какую задачу нужно выполнить или какой проект создать?
- Каков объем задачи?
- Цели вашего проекта? Что он несет для компании?
- Какие метрики и показатели используются для понимания того, что цель достигнута? Как вы сможете понять, что задача выполнена?
- Какие сроки выполнения поставленной задачи?
- Какой бюджет вашего проекта?
Опираясь на эти вопросы, можно составить более подробный бриф. Например, копирайтер добавляет в проект вопросы про объем текста и основные мысли, которые хочет передать клиент. Дизайнер логотипа еще спросит про айдентику бренда, выбранную в компании.
Заключение
Бриф — основа взаимопонимания между заказчиком и исполнителем. Грамотный документ поможет сэкономить время и найти общий язык.
Создание брифа для каждой задачи индивидуально, поэтому не бойтесь задавать дополняющие вопросы. К сожалению, иногда приходится уговаривать клиента заполнить бриф. Другие компании готовят бриф заранее, что упрощает работу.
Если вы составили бриф заранее, считайте, что сократили работу для себя и упростили будущую коммуникацию между вами и второй стороной.
Высоких вам конверсий!