Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Конформизм в бизнесе: как влиять на клиентов и вдохновлять сотрудников

Конформизм в бизнесе: как влиять на клиентов и вдохновлять сотрудников

Конформизм в бизнесе: как влиять на клиентов и вдохновлять сотрудников

Многие люди готовы отказаться от своих взглядов и убеждений, чтобы не выделяться. Склонность «вести себя, как все» называют конформизмом, а людей, которые осознанно или неосознанно меняются под влиянием общества, — конформистами.

Конформизм — социальное явление, возникающее, когда человек попадает в социум. Ему подвержены все, даже те, кто считает себя независимым от общественного мнения.

Яркий пример конформизма — следить за трендами и одеваться по моде. Производители одежды платят звездам и блогерам за рекламу новой коллекции, а крупные бренды создают целые сообщества, играя на желании людей подражать кому-то более интересному и значимому.

Конформизм не всегда несёт пользу. Чрезмерное желание соответствовать толпе может привести к выгоранию, потере клиентов, а иногда и к закрытию бизнеса. Как этого избежать, рассказываем в статье.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Как проявляется конформизм?

Где возникает конформизм?

Преимущества конформизма

Негативные последствия конформизма

Мешает развитию
Мешает управлению
Убивает уникальность

Как бизнесу использовать конформизм на пользу?

Внутри компании
При построении бренда

Кейс компании «ЮБК «Бизнес диалог»: как конформизм помог росту

Как проявляется конформизм?

Желание быть похожим и стать частью чего-то большего, например лакшери-тусовки, — не единственные проявления конформизма. Иногда конформизм проявляется в согласии с мнением большинства или изменении поведения.

Новый сотрудник, желая быстрее влиться в коллектив и понравиться коллегам, меняет свои привычки. Он может смеяться над глупыми шутками или идти обедать в дорогое кафе, которое ему не по карману. Он уступает групповому давлению, чтобы избежать осуждения со стороны коллектива.

Исследователи пришли к выводу, что люди подвержены конформизму по двум причинам:

  • Избежать наказания: попасть в глупое положение, почувствовать чью-то агрессию или собственную неполноценность.
  • Получить награду: освоиться в коллективе, заслужить одобрение, получить статус «наш/свой».

Желание стать своим настолько велико, что человек готов отказаться от любых своих убеждений. В 1950-х годах психолог Соломон Аш провёл серию экспериментов. В одном из них нужно было решить простейшую задачку на восприятие — выбрать линию, соответствующую по длине одной из трех других линий.

Во время индивидуальных опросов участники выбирали правильно, но оказавшись в группе, где подставные участники намеренно выбирали неверный ответ, три четверти меняли свое решение и соглашались с мнением группы.

Этот и другие эксперименты показывают, что сила влияния толпы безгранична и ей можно управлять.

Где возникает конформизм?

Конформизм возникает в социуме, ему подвержены люди в любом возрасте — от дошкольников до пенсионеров. Чтобы он проявился, человеку достаточно оказаться в группе из двух людей, объединённых какой-то идеей.

Причём необязательно присутствовать физически — конформизм может возникать в групповых чатах, на форумах, сообществах и даже в ветках комментариев к отдельным постам.

Несколько примеров конформизма:

  • В саморазвитии: чтение книг, которые читают миллиардеры.
  • В политике: две партии с наибольшим весом в обществе, которые поддерживают друг друга в борьбе с остальными кандидатами.
  • В бизнесе: дресс-код и следование должностным инструкциям.
  • В религии: следование канонам и выбор веры под влиянием окружения.
  • В рекламе: все выбирают Coca-Cola.

Влияние конформизма также заметно в продажах. Крупные бизнесы используют конформизм для формирования конкретных потребностей и завоевания рынка.

Например, Эмма Уотсон предпочитает лабораторно-выращенные бриллианты → поклонники, полюбившие её в роли Гермионы Грейнджер, хотят ассоциировать себя с ней: сильной, независимой, борющейся с несправедливостью → чтобы почувствовать себя такими, они тоже покупают этичные бриллианты. 

Актриса Эмма Уотсон, выступающая за этические бриллианты.
Актриса Эмма Уотсон, выступающая за этические бриллианты. Изображение: The Knot

Преимущества конформизма

Если использовать конформизм для влияния на покупателей, выгоды очевидны:

  • Клиенты будут охотнее покупать товар → прибыль компании вырастет.
  • Они станут лояльнее относиться к бренду, а в некоторых случаях будут защищать бренд → будут советовать его другим.
  • Вырастет значимость бренда, особенно это касается лакшери сегмента → клиенты могут стать частью закрытого сообщества, избранных.
  • Вырастет средний чек. Можно даже расширить линейку продукции с расчётом на постоянных покупателей.

Если использовать конформизм внутри компании, бизнес может:

  • Стандартизировать процессы и снизить количество брака.
  • Облегчить процесс адаптации у новых сотрудников.
  • Повысить мотивацию и продуктивность работников.
  • Наладить дисциплину.

Пример: McDonald’s. Все работники ресторанов носят форму и соблюдают стандарты. Они не могут изменить рецептуру бургера, пережарить картошку или недолить кока-колу в стакан. Каждый этап прописан в нормативных документах и должен неукоснительно соблюдаться.

Если кто-то из работников опоздает, забудет поменять масло во фритюре или не улыбнётся на кассе, пострадают все. Оштрафуют работника, начальника и коллектив. Последним не выплатят премию, если клиент оставит жалобу.

Если же работник (и вся команда) хорошо выполняет свои обязанности, он получит премию и может дорасти до управляющего рестораном за несколько лет. Система мотивации и штрафов прозрачна. 

Конформизм проявляется в коллективной ответственности. Если каждый из команды будет работать хорошо, все окажутся в плюсе.

Негативные последствия конформизма

Конформизм помогает наладить процессы. Он эффективен там, где нужна чёткость и следование инструкции, но крайне пагубен в творческих отраслях. Жёсткие роли, подавление уникальности и следование шаблонам в какой-то момент превратят креативных работников в серую скучную массу.

Мешает развитию

Так или иначе с конформизмом сталкиваются все новички, а также работники, которые не стремятся вписаться в коллектив. В какой-то момент они могут почувствовать себя одиноко или ощутить давление со стороны.

Потребность соответствовать и нежелание стать посмешищем заставляют людей потерять часть себя — ту часть, которая делает их уникальными. Работники могут перестать предлагать идеи и высказывать свою точку зрения.

Примеры конформизма с точки зрения работника:

  • Руководитель выделяет сотрудников, которые его поддерживают, и унижает тех, кто мыслит иначе.
  • Коллеги не приглашают в курилку или на обед. Конформизмом это будет считаться, если в группе присутствуют все, кроме одного человека.
  • Коллеги не приглашают на важную встречу.

Мешает управлению

Руководитель может принимать неправильные решения, отталкиваясь от ожиданий других. Маркетологи могут отказаться от риска, действуя шаблонно, потому что так принято в отрасли.

Мы не знаем существовала бы сейчас Pepsi, если бы компания продолжила играть в демпинговые войны с Coca-Cola. Вместо этого бренд запустил рекламу «Поколение Пепси», ориентированную на молодежь. Руководство компании сознательно отказалось от части клиентов, чтобы уйти от ассоциации с колой и завоевать свою часть рынка. 

«Поколение Пепси»
Источник: pinterest. Автор: mjvibe.com

Убивает уникальность

Чрезмерное следование трендам также вредит. Если у компании не будет собственного голоса, который выделит его среди конкурентов, клиенты уйдут.

Британскому бренду косметических средств Lush удалось сохранить независимую и самобытную идентичность за счёт использования необычных цветов, упаковки и «концептуального» голоса бренда.

В гиперконкурентном мире, в котором сегодня живут бренды, идентичность равна смерти. Брендам нужно либо громко заявлять о себе или отличаться от других.
В гиперконкурентном мире, в котором сегодня живут бренды, идентичность равна смерти. Брендам нужно либо громко заявлять о себе или отличаться от других.

Как бизнесу использовать конформизм на пользу?

Сам по себе конформизм не является чем-то негативным, но вот его последствия могут оказывать негативный эффект. Если вы заметили, что из-за конформизма страдает ваш бизнес или возникла тягостная атмосфера в коллективе, действуйте.

Внутри компании

Первое, что нужно сделать, — определить, как проявляется конформизм в вашей компании и почему он возник. Мы уже рассказывали, что конформизм возникает из-за страха наказания или желания получить награду.

Если в вашей компании конформизм возник из-за страха, подумайте, как добиться того же эффекта другими методами.

Например, McDonald’s мог бы показательно уволить несколько человек, которые не соблюли технологию производства. Все работники соблюдали бы правила из-за страха быть уволенными. Но бренд выбрал другой путь: он сыграл на желании человека влиться в команду, стать частью коллектива McDonald’s и доказать, что можно построить карьеру с самых низов.

При построении бренда

Если вы понимаете, что принимаете шаблонные решения, начните с тщательного конкурентного анализа лучших компаний в отрасли. Скорее всего, вы сможете выделить общие направления и тенденции. Но чтобы построить уникальный бренд, вам нужно действовать иначе.

Выпишите устоявшиеся рекламные штампы и модели поведения, которые свойственны вашей отрасли. Например, почти все ролики пива показывают, как продукт пенится в стакане. А в рекламе банков использованы слова «надёжный» и «доверие».

Подумайте, насколько свойственны эти характеристики и штампы вашему продукту. Как можно рассказать или показать то же самое по-другому.

Составьте список того, что нельзя делать в вашей отрасли. А затем проверьте, так ли это на самом деле. Рассматривайте не только официальные запреты, закреплённые в законах и постановлениях, но и те, которые подразумевают в обществе. Например, условный запрет на шутки при продаже кредитов и других банковских услуг.

Идите от противного. Попробуйте придумать что-то, что до этого никто не делал.

Кейс компании «ЮБК «Бизнес диалог»: как конформизм помог росту

Рассказывает Сергей Кирилловский, генеральный директор и соучредитель ООО «ЮБК «Бизнес диалог»:

«Когда коллектив работает по единым правилам, появляется своя собственная, уникальная атмосфера. Конформизм стал частью культуры нашей компании и стратегическим преимуществом.

В «ЮБК «Бизнес диалог» уже более чем 10 лет внедрена «Инструкция №0», которая помогает нам развиваться тактически и стратегически. Формировали мы её постепенно: подготовили текст, рассказали о новой системе работы на общей планёрке, а потом совершенствовали, дополняли и дополняем до сих пор.

Каждую новую ошибку, которую допустил кто-то из сотрудников, мы регистрируем, анализируем и добавляем правило в инструкцию.

Если говорить о тактике, то наша инструкция состоит из нескольких простых, бытовых правил, которые касаются выполнения задач, а не постановки и делегирования, о чём сейчас очень много говорят. Вот только некоторые из них:

  • Получил задачу — запиши, чтобы не забыть.
  • Если в момент получения задачи или в процессе её выполнения появились вопросы — обратись к руководителю.
  • Если рабочий день заканчивается, а задача не выполнена — сообщи руководителю.
  • Выполнил задачу — отчитайся сразу, не жди, когда у тебя спросят: «Сделано — не сделано».

Этим правилам у нас подчиняются все без исключения. И руководитель, и курьер. Они избавляют руководителя от однотипных вопросов, помогают экономить драгоценное время деньги, беречь нервы. А работнику помогают фокусироваться на выполнении задач, брать на себя ответственность, быть инициативным, думать головой и выполнять задачи согласно установленным дедлайнам самостоятельно.

10 лет назад инструкция повлияла на коллектив. Сразу после внедрения она помогла создать ядро компании — выявить большую часть неравнодушных работников, которые искренне и добросовестно хотят работать у нас, и отсеять всех, кто любит перекладывать ответственность на других и пришли к нам «пересидеть» времена.

Сегодня это ядро работников уже изнутри само влияет на новичков. В этом также помогают:

  • таблички с правилами на стенах в офисе;
  • шаблон инструкции, размещенный на сайте;
  • регулярные планёрки.

Мы никогда не ругаем за первые ошибки, только за те, которые повторяются снова и снова — такое правило также есть в нашей инструкции. Пользуйтесь нашим шаблоном и формируйте отличную команду».

Высоких вам конверсий! 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний