Многие люди готовы отказаться от своих взглядов и убеждений, чтобы не выделяться. Склонность «вести себя, как все» называют конформизмом, а людей, которые осознанно или неосознанно меняются под влиянием общества, — конформистами.
Конформизм — социальное явление, возникающее, когда человек попадает в социум. Ему подвержены все, даже те, кто считает себя независимым от общественного мнения.
Яркий пример конформизма — следить за трендами и одеваться по моде. Производители одежды платят звездам и блогерам за рекламу новой коллекции, а крупные бренды создают целые сообщества, играя на желании людей подражать кому-то более интересному и значимому.
Конформизм не всегда несёт пользу. Чрезмерное желание соответствовать толпе может привести к выгоранию, потере клиентов, а иногда и к закрытию бизнеса. Как этого избежать, рассказываем в статье.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Негативные последствия конформизма
Мешает развитию
Мешает управлению
Убивает уникальность
Как бизнесу использовать конформизм на пользу?
Внутри компании
При построении бренда
Кейс компании «ЮБК «Бизнес диалог»: как конформизм помог росту
Как проявляется конформизм?
Желание быть похожим и стать частью чего-то большего, например лакшери-тусовки, — не единственные проявления конформизма. Иногда конформизм проявляется в согласии с мнением большинства или изменении поведения.
Новый сотрудник, желая быстрее влиться в коллектив и понравиться коллегам, меняет свои привычки. Он может смеяться над глупыми шутками или идти обедать в дорогое кафе, которое ему не по карману. Он уступает групповому давлению, чтобы избежать осуждения со стороны коллектива.
Исследователи пришли к выводу, что люди подвержены конформизму по двум причинам:
- Избежать наказания: попасть в глупое положение, почувствовать чью-то агрессию или собственную неполноценность.
- Получить награду: освоиться в коллективе, заслужить одобрение, получить статус «наш/свой».
Желание стать своим настолько велико, что человек готов отказаться от любых своих убеждений. В 1950-х годах психолог Соломон Аш провёл серию экспериментов. В одном из них нужно было решить простейшую задачку на восприятие — выбрать линию, соответствующую по длине одной из трех других линий.
Во время индивидуальных опросов участники выбирали правильно, но оказавшись в группе, где подставные участники намеренно выбирали неверный ответ, три четверти меняли свое решение и соглашались с мнением группы.
Этот и другие эксперименты показывают, что сила влияния толпы безгранична и ей можно управлять.
Где возникает конформизм?
Конформизм возникает в социуме, ему подвержены люди в любом возрасте — от дошкольников до пенсионеров. Чтобы он проявился, человеку достаточно оказаться в группе из двух людей, объединённых какой-то идеей.
Причём необязательно присутствовать физически — конформизм может возникать в групповых чатах, на форумах, сообществах и даже в ветках комментариев к отдельным постам.
Несколько примеров конформизма:
- В саморазвитии: чтение книг, которые читают миллиардеры.
- В политике: две партии с наибольшим весом в обществе, которые поддерживают друг друга в борьбе с остальными кандидатами.
- В бизнесе: дресс-код и следование должностным инструкциям.
- В религии: следование канонам и выбор веры под влиянием окружения.
- В рекламе: все выбирают Coca-Cola.
Влияние конформизма также заметно в продажах. Крупные бизнесы используют конформизм для формирования конкретных потребностей и завоевания рынка.
Например, Эмма Уотсон предпочитает лабораторно-выращенные бриллианты → поклонники, полюбившие её в роли Гермионы Грейнджер, хотят ассоциировать себя с ней: сильной, независимой, борющейся с несправедливостью → чтобы почувствовать себя такими, они тоже покупают этичные бриллианты.
Актриса Эмма Уотсон, выступающая за этические бриллианты. Изображение: The Knot
Преимущества конформизма
Если использовать конформизм для влияния на покупателей, выгоды очевидны:
- Клиенты будут охотнее покупать товар → прибыль компании вырастет.
- Они станут лояльнее относиться к бренду, а в некоторых случаях будут защищать бренд → будут советовать его другим.
- Вырастет значимость бренда, особенно это касается лакшери сегмента → клиенты могут стать частью закрытого сообщества, избранных.
- Вырастет средний чек. Можно даже расширить линейку продукции с расчётом на постоянных покупателей.
Если использовать конформизм внутри компании, бизнес может:
- Стандартизировать процессы и снизить количество брака.
- Облегчить процесс адаптации у новых сотрудников.
- Повысить мотивацию и продуктивность работников.
- Наладить дисциплину.
Пример: McDonald’s. Все работники ресторанов носят форму и соблюдают стандарты. Они не могут изменить рецептуру бургера, пережарить картошку или недолить кока-колу в стакан. Каждый этап прописан в нормативных документах и должен неукоснительно соблюдаться.
Если кто-то из работников опоздает, забудет поменять масло во фритюре или не улыбнётся на кассе, пострадают все. Оштрафуют работника, начальника и коллектив. Последним не выплатят премию, если клиент оставит жалобу.
Если же работник (и вся команда) хорошо выполняет свои обязанности, он получит премию и может дорасти до управляющего рестораном за несколько лет. Система мотивации и штрафов прозрачна.
Негативные последствия конформизма
Конформизм помогает наладить процессы. Он эффективен там, где нужна чёткость и следование инструкции, но крайне пагубен в творческих отраслях. Жёсткие роли, подавление уникальности и следование шаблонам в какой-то момент превратят креативных работников в серую скучную массу.
Мешает развитию
Так или иначе с конформизмом сталкиваются все новички, а также работники, которые не стремятся вписаться в коллектив. В какой-то момент они могут почувствовать себя одиноко или ощутить давление со стороны.
Потребность соответствовать и нежелание стать посмешищем заставляют людей потерять часть себя — ту часть, которая делает их уникальными. Работники могут перестать предлагать идеи и высказывать свою точку зрения.
Примеры конформизма с точки зрения работника:
- Руководитель выделяет сотрудников, которые его поддерживают, и унижает тех, кто мыслит иначе.
- Коллеги не приглашают в курилку или на обед. Конформизмом это будет считаться, если в группе присутствуют все, кроме одного человека.
- Коллеги не приглашают на важную встречу.
Мешает управлению
Руководитель может принимать неправильные решения, отталкиваясь от ожиданий других. Маркетологи могут отказаться от риска, действуя шаблонно, потому что так принято в отрасли.
Мы не знаем существовала бы сейчас Pepsi, если бы компания продолжила играть в демпинговые войны с Coca-Cola. Вместо этого бренд запустил рекламу «Поколение Пепси», ориентированную на молодежь. Руководство компании сознательно отказалось от части клиентов, чтобы уйти от ассоциации с колой и завоевать свою часть рынка.
Источник: pinterest. Автор: mjvibe.com
Убивает уникальность
Чрезмерное следование трендам также вредит. Если у компании не будет собственного голоса, который выделит его среди конкурентов, клиенты уйдут.
Британскому бренду косметических средств Lush удалось сохранить независимую и самобытную идентичность за счёт использования необычных цветов, упаковки и «концептуального» голоса бренда.
В гиперконкурентном мире, в котором сегодня живут бренды, идентичность равна смерти. Брендам нужно либо громко заявлять о себе или отличаться от других.
Как бизнесу использовать конформизм на пользу?
Сам по себе конформизм не является чем-то негативным, но вот его последствия могут оказывать негативный эффект. Если вы заметили, что из-за конформизма страдает ваш бизнес или возникла тягостная атмосфера в коллективе, действуйте.
Внутри компании
Первое, что нужно сделать, — определить, как проявляется конформизм в вашей компании и почему он возник. Мы уже рассказывали, что конформизм возникает из-за страха наказания или желания получить награду.
Если в вашей компании конформизм возник из-за страха, подумайте, как добиться того же эффекта другими методами.
Например, McDonald’s мог бы показательно уволить несколько человек, которые не соблюли технологию производства. Все работники соблюдали бы правила из-за страха быть уволенными. Но бренд выбрал другой путь: он сыграл на желании человека влиться в команду, стать частью коллектива McDonald’s и доказать, что можно построить карьеру с самых низов.
При построении бренда
Если вы понимаете, что принимаете шаблонные решения, начните с тщательного конкурентного анализа лучших компаний в отрасли. Скорее всего, вы сможете выделить общие направления и тенденции. Но чтобы построить уникальный бренд, вам нужно действовать иначе.
Выпишите устоявшиеся рекламные штампы и модели поведения, которые свойственны вашей отрасли. Например, почти все ролики пива показывают, как продукт пенится в стакане. А в рекламе банков использованы слова «надёжный» и «доверие».
Подумайте, насколько свойственны эти характеристики и штампы вашему продукту. Как можно рассказать или показать то же самое по-другому.
Составьте список того, что нельзя делать в вашей отрасли. А затем проверьте, так ли это на самом деле. Рассматривайте не только официальные запреты, закреплённые в законах и постановлениях, но и те, которые подразумевают в обществе. Например, условный запрет на шутки при продаже кредитов и других банковских услуг.
Идите от противного. Попробуйте придумать что-то, что до этого никто не делал.
Кейс компании «ЮБК «Бизнес диалог»: как конформизм помог росту
Рассказывает Сергей Кирилловский, генеральный директор и соучредитель ООО «ЮБК «Бизнес диалог»:
«Когда коллектив работает по единым правилам, появляется своя собственная, уникальная атмосфера. Конформизм стал частью культуры нашей компании и стратегическим преимуществом.
В «ЮБК «Бизнес диалог» уже более чем 10 лет внедрена «Инструкция №0», которая помогает нам развиваться тактически и стратегически. Формировали мы её постепенно: подготовили текст, рассказали о новой системе работы на общей планёрке, а потом совершенствовали, дополняли и дополняем до сих пор.
Каждую новую ошибку, которую допустил кто-то из сотрудников, мы регистрируем, анализируем и добавляем правило в инструкцию.
Если говорить о тактике, то наша инструкция состоит из нескольких простых, бытовых правил, которые касаются выполнения задач, а не постановки и делегирования, о чём сейчас очень много говорят. Вот только некоторые из них:
- Получил задачу — запиши, чтобы не забыть.
- Если в момент получения задачи или в процессе её выполнения появились вопросы — обратись к руководителю.
- Если рабочий день заканчивается, а задача не выполнена — сообщи руководителю.
- Выполнил задачу — отчитайся сразу, не жди, когда у тебя спросят: «Сделано — не сделано».
Этим правилам у нас подчиняются все без исключения. И руководитель, и курьер. Они избавляют руководителя от однотипных вопросов, помогают экономить драгоценное время деньги, беречь нервы. А работнику помогают фокусироваться на выполнении задач, брать на себя ответственность, быть инициативным, думать головой и выполнять задачи согласно установленным дедлайнам самостоятельно.
10 лет назад инструкция повлияла на коллектив. Сразу после внедрения она помогла создать ядро компании — выявить большую часть неравнодушных работников, которые искренне и добросовестно хотят работать у нас, и отсеять всех, кто любит перекладывать ответственность на других и пришли к нам «пересидеть» времена.
Сегодня это ядро работников уже изнутри само влияет на новичков. В этом также помогают:
- таблички с правилами на стенах в офисе;
- шаблон инструкции, размещенный на сайте;
- регулярные планёрки.
Мы никогда не ругаем за первые ошибки, только за те, которые повторяются снова и снова — такое правило также есть в нашей инструкции. Пользуйтесь нашим шаблоном и формируйте отличную команду».
Высоких вам конверсий!