Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Производительность труда: как рассчитать и оптимизировать

Производительность труда: как рассчитать и оптимизировать

Производительность труда: как рассчитать и оптимизировать

Высокое качество товара, передовые технологии и новое оборудование, отдохнувшие, вовлеченные и воодушевленные специалисты, налаженный рабочий процесс, обустроенные и удобные комнаты отдыха и рабочие места, высокая заработная плата и бонусы — пункты из вишлиста по оптимизации производительности труда.

Все перечисленное является залогом высокого оборота товара, повышения продаж и увеличения дохода. Рассказываем в материале, как рассчитывать производительность труда и наладить работу в компании.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Что такое производительность труда?

Зачем рассчитывать производительность труда?

Формула расчета производительности труда

Натуральные единицы
Стоимостные единицы
Трудовые единицы
Условно-натуральные единицы

Виды производительности труда

Фактическая выработка
Наличная выработка
Потенциальная выработка

Факторы влияния на производительность труда

Старое оборудование
Некачественные материалы и сырье
Низкая оплата труда
Отсутствие мотивации сотрудников
Плохой менеджмент

Оптимизация производительности труда

Увеличение показателя выработки
Делегирование
Мотивирование сотрудников
Пересмотр условий труда и повышение заработной платы
Приобретение нового оборудования и качественного сырья
Обучение персонала
Найм компетентных сотрудников

Заключение

Что такое производительность труда?

Производительность труда — это показатель, который позволяет оценить пользу работы конкретного сотрудника или отдела для предприятия. Показатель говорит о количестве продукции, которую делают за единицу рабочего времени.

Например, сколько деталей человек или бригада на заводе сделает за час или сколько абонементов продаст менеджер спортивного клуба за рабочий будний день.

Иногда производительность труда называют выработкой, потому что выработка — это и есть показатель продуктивности работы, который определяется количеством единиц продукции, произведенной одним работником за единицу времени.

Производительность труда часто упоминают при обсуждении и расчете трудоемкости, потому что трудоемкость — обратно пропорциональная ей величина, которая обозначает время, потраченное на единицу продукта.

Производительность труда часто упоминают при обсуждении и расчете трудоемкости, потому что трудоемкость — обратно пропорциональная ей величина, которая обозначает время, потраченное на единицу продукта.

Организованный труд экономит время на производство товара, что позволяет сделать больше единиц продукта и сократить издержки на их производство.

Зачем рассчитывать производительность труда?

Чтобы оптимизировать работу в компании или на производстве, тратить меньше времени на изготовление деталей или продуктов, но при этом сохранять качество и рабочий настрой коллектива.

Для этого компании рассчитывают производительность труда, смотрят, где низкий показатель и бросают все силы именно туда — например, на улучшение процессов, обучение персонала или увольнение и найм новых компетентных сотрудников.

Получается, производительность труда помогает:

  • увидеть результативность работы отделов и сотрудников;
  • обнаружить некомпетентных сотрудников и уволить их;
  • сократить расход бюджета за счет увольнения некомпетентных работников;
  • обнаружить слабые места рабочего процесса, оптимизировать их и тем самым уменьшить время на производство одной детали и увеличить прибыль.

Рассчитать производительность и улучшить слабые места — значит наладить процесс работы в целом, что, в свою очередь, повлечет за собой приятные для бизнеса последствия:

  • улучшение качества продукции и услуг;
  • увеличение объема производимой продукции;
  • повышение конкурентоспособности компании на рынке;
  • развитие и расширение бизнеса;
  • увеличение прибыли.

Формула расчета производительности труда

Для расчета показателя надо взять количество продукции, которое было сделано за конкретное время, и поделить его на затраченное на производство время сотрудников, которые этот объем продукции произвели.

ПТ = О / В

О — объем работы или количество единиц продукта за определенный период.

В — единица рабочего времени, затраченного на производство выбранного объема продукции.

 

Чем выше показатель, тем эффективнее выполняется работа в компании. Разумеется, показатели объема и рабочего времени берут за один конкретный временной период.

Определение производительности труда происходит четырьмя способами. Отличаются они единицами измерения, затратами труда и объемом продукции.

Натуральные единицы

Когда объем произведенной продукции можно измерить в килограммах или граммах, литрах или миллилитрах, метрах или километрах. То есть единица продукта определяется любой натуральной величиной.

Подходит для компаний, которые сохраняют условия труда и выпускают однородную продукцию.

Стоимостные единицы

Когда объем произведенной продукции получается измерить только в денежных единицах, например в любой удобной валюте: рублях, долларах, евро и так далее.

Подходит для компаний, которые выпускают продукцию разного формата, вида, назначения, разных способов измерения, то есть обобщают все объемы производства в денежном эквиваленте.

Трудовые единицы

Нестабильный показатель, потому что в его формировании человеческий фактор играет огромную роль. Производительность труда рассчитывается в качестве соотношения факта рабочего времени к нормо-часам, то есть определяет эффективность работы сотрудников по отношению к заданным временным нормам труда.

Условно-натуральные единицы

Когда объем произведенной продукции можно обобщить одним условным признаком, усреднить его свойства.

Данный способ расчета подходит для предприятий различных производств, например текстильных или металлургических компаний, то есть для тех, которые производят один тип продукта, но в разных видах.

Виды производительности труда

При помощи расчета выработки можно не только посмотреть на результаты уже проделанной работы, но и предположить будущий доход и возможный объем продукции.

Фактическая выработка

Говорит о производительности труда по фактическим данным за пройденное рабочее время и уже изготовленную продукцию. Для расчета надо объем продукции разделить на трудовые затраты времени. Уже знакомая формула:

ПТ факт = О факт / В факт

О факт — фактический объем работы или количество единиц продукта за определенный период.

В факт — фактическая единица рабочего времени, затраченного на производство выбранного объема продукции.

 

Наличная выработка

Расчет возможной выработки производством на данный момент, то есть с имеющимся оборудованием, с материалами, которые сейчас доступны на складе, с конкретным штатом специалистов и организацией рабочего процесса.

Наличная производительность труда рассчитывается без учета возможных задержек при сведении тормозящих производство факторов к нулю. 

ПТ нал = О нал / В нал

О нал — максимально возможный со всеми условиями объем выпускаемой продукции в единицах ее измерения.

В нал — минимально нужное для производства максимального объема продукции количество труда в единицах времени.

 

Потенциальная выработка

Показывает максимально возможный объем выпускаемой продукции при наилучших условиях: самые качественные материалы, использование передового оборудования и последних технологий.

Потенциальная производительность труда тоже рассчитывается без учета возможных задержек — при сведении прочих тормозящих производство факторов к нулю, например простоев в производстве, задержек при поставках и других.

ПТ пот = О пот / В пот

О пот — максимально возможный с условием использования передовых технологий и материалов объем выпускаемой продукции в единицах ее измерения.

В пот — минимально нужные природные условия для производства продукции в единицах времени живого труда.

Факторы влияния на производительность труда

Производительность труда зависит от различных факторов внутри компании и от мировых изменений и движения рынка в целом. Перечислим основные моменты, которые влияют на выработку на производстве.

Старое оборудование

Старое оборудование
Изображение: ray rui для Unsplash

Оно медленнее работает по сравнению с новыми моделями и часто выходит из строя. Пока специалисты чинят механизмы, производство деталей затормаживается или останавливается вовсе, что ведет к снижению производительности.

Некачественные материалы и сырье

Важны материалы, из которых сделан сам продукт: если товар быстро ломается или непрактичен, а продукт невкусен и некачествен, то и покупать их будут все реже. Получается, чтобы поднять продажи, надо улучшить товар, который вы производите.

Речь идет и про сырье, используемое для производства товара. Если на заводе плохие расходники, то работа будет замедляться и переделываться, потому что сорвется настройка рабочего процесса. А любое замедление в работе приводит к снижению производительности труда.

Низкая оплата труда

Важный фактор — человеческий. Чтобы сотрудники горели своим делом, чтобы отдавались работе, надо закрыть их жизненные потребности.

Низкая заработная плата вызывает стресс, потому что бюджет приходится распределять по приоритетам, ужиматься в бытовых вопросах и так далее. Люди ищут подработку, а это выматывает человека и он не может работать качественно и с удовольствием.

Отсутствие мотивации сотрудников

Повысить вовлеченность в рабочий процесс можно при помощи поощрений: скидки для сотрудников внутри компании, бонусы и премии, обучение за счет компании и так далее. 

«Превратите свои идеи в реальность»
«Превратите свои идеи в реальность». Изображение: Mika Baumeister для Unsplash

Чем больше работники вовлечены в процесс, тем больше единиц продукта они создают, что повышает производительность.

Плохой менеджмент

Производительность снижается не только из-за материалов и общего настроя сотрудников, но и из-за непродуманной или вовсе отсутствующей системы управления рабочими процессами.

Важно моделировать процессы, настраивать систему работы каждого отдела в частности и во всей компании. Каждый должен заниматься своим делом и знать, как связаться с другими командами для решения различных вопросов, а не тратить время на поиски нужного специалиста.

Оптимизация производительности труда

Один из ярких мировых примеров повышения производительности — сокращение рабочей недели с пятидневной до четырехдневной. Власти стран, которые перешли на сокращенную неделю, говорят, что производительность труда повысилась.

Оптимизация производительности труда
Изображение: Mistofmanagement

Казалось бы, по факту работать стали меньше на целый день, но сотрудники больше отдыхают, занимаются своими делами, проводят время с семьей и за любимым хобби, меньше заостряют внимание на рабочих моментах и поэтому не теряют к ней интерес, в целом чувствуют себя лучше и реже берут больничный — это основные выявленные в результате эксперимента факторы, которые повлияли на производительность.

Есть и другие способы оптимизации производительности.

Увеличение показателя выработки

Это комплексная работа, которая должна быть направлена на улучшение внутренних и внешних факторов влияния.

Делегирование

Распределяйте задачи между сотрудниками, наймите компетентных работников в штат, чтобы полностью доверить им дело. Не пытайтесь улучшить ситуацию, контролируя все действия в компании — это мешает персоналу спокойно выполнять работу и говорит о недоверии, что приводит к снижению выработки.

Мотивирование сотрудников

Без стимулов сложно двигаться к цели качественнее и быстрее. Создайте в компании бонусную систему, чтобы заинтересовать коллектив в повышении производительности труда.

Пересмотр условий труда и повышение заработной платы

Пересчитайте вместе с бухгалтерами расход бюджета, обратите внимание на жалобы сотрудников. Опросите коллектив, прислушайтесь к нему и постарайтесь улучшить условия труда.

Приобретение нового оборудования и качественного сырья

Ускоряйте процесс работы, улучшайте качество продукции. Речь идет и об оборудовании и инструментах, позволяющих сотрудникам работать удаленно и оставаться на связи.

Обучение персонала

Проверяйте компетенцию работников, отправляйте их на обучающие курсы и курсы повышения квалификации, приобретайте нужные для работы литературу и технику за счет компании.

Найм компетентных сотрудников

После расчета показателя производительности труда может оказаться и так, что часть работников на самом деле приносит только убытки, расходует бюджет и не желает обучаться. В этом нет ничего критичного: найдите сотрудников, которые будут знать свое дело, гореть им и стремиться к увеличению выработки.

Заключение

Производительность труда — это количество продукции, которую делают за единицу рабочего времени. Показатель позволяет определить, насколько эффективно работает конкретный сотрудник или отдел.

При оптимизации производительности труда в первую очередь надо ориентироваться не на количество, а на качество. Применяйте подход, который построен на логике и учитывает человеческий фактор, смотрите на бюджет компании и не стремитесь улучшить систему по щелчку пальцев — это процесс, который требует анализа данных и кропотливой работы.

Высоких вам конверсий! 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний