Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Психология >
  4. Что такое таксономия Блума и как ею пользоваться в реальной жизни

Что такое таксономия Блума и как ею пользоваться в реальной жизни

Что такое таксономия Блума и как ею пользоваться в реальной жизни

Таксономия Блума — это классификация мышления, которая помогает разрабатывать учебные программы и оценивать, насколько хорошо был усвоен материал.

Использовать таксономию может и бизнес. Например, если нужно обучить сотрудников новой CRM-системе, техникам продаж, внедрению бизнес-процессов или чему-то ещё.

В этой статье мы разберём, в чем суть таксономии Блума, из каких уровней состоит и как можно применять ее на практике.

Нет времени читать статью? Найдите её в нашем телеграмм-канале и сохраните себе в «Избранное» на будущее.

Содержание статьи

Что такое таксономия Блума?

Суть таксономии

Уровни таксономии Блума

1. Запоминание
2. Понимание
3. Применение
4. Анализ
5. Синтез
6. Оценка

Глаголы для написания целей обучения

Примеры и кейсы внедрения таксономии Блума

Сказка «Три поросёнка»
Обучение сотрудников. Бизнес-кейс
Бизнес-образование. Примеры реальных компаний

Критика таксономии Блума

Иерархичности обучения не существует
«Нижние» уровни мышления так же важны, как и «верхние»

Новая версия таксономии Блума (2001 год)

Изменения в очерёдности категорий
Изменения в структуре

Заключение

Что такое таксономия Блума?

Таксономия — это классификация, по-простому. Классификация Блума.

Бенджамин Блум — американский психолог-педагог XX века, уставший от того, что бо́льшая часть образовательных программ того времени сводилась к механическому заучиванию и запоминанию.

Блум же говорил, что запоминание материала — это только первый уровень обучения из шести. Это абсолютный минимум. Обучение должно включать в себя способность применить материал на практике, уметь подойти к нему творчески и критически проанализировать.

Такая классификация процесса обучения и есть таксономия Блума.

В течение 16 лет Блум и его коллеги пересматривали и уточняли структуру таксономии. В 1956 году окончательная версия была опубликована как «Таксономия образовательных целей».

Позже её перевели на 22 языка и она стала одной из наиболее признанных теорий в области образования. И самой цитируемой. Блума сделали советником по вопросам образования во многих странах мира.

Суть таксономии 

Итак, по Блуму процесс обучения разбит на этапы и представлен в виде пирамиды. Этапы связаны друг с другом и идут от простого к сложному.

В основании пирамиды простые навыки, а сверху — сложные и практические. Обучение успешно, когда тема усвоена учениками на всех этапах таксономии. 

Важно, что каждый следующий уровень сложнее предыдущего.

Представьте, что вы хотите быть поваром. Однажды вы начинаете готовить вареные яйца. Через неделю вы жарите яичницу. Затем идут омлеты, а дальше уже яйца Бенедикт.

Вы начинаете с самого простого и постепенно совершенствуете своё мастерство. Простое запоминание информации — это первый уровень, это варёное яйцо в мире яичной кулинарии.

После простого запоминания в таксономии Блума идёт ещё 5 уровней, вплоть до самого высокого — оценки.

Суть таксономии

Уровни таксономии Блума

Коротко разберём каждый уровень с примерами.

1. Запоминание 

Запоминание

На этом этапе важно запомнить основные факты, даты, события, людей, места, понятия и закономерности. То есть запомнить раннее изученный материал.

Основной способ проверки — вопросы с несколькими вариантами ответов или простые вопросы.

Вопросы для лучшего закрепления материала:

  • Сколько…?
  • Кто это был…?
  • Что произошло после…?
  • Можете ли вы назвать человека, который…?
  • Кто сказал, что…?
  • Что это значит…?
  • Почему…?
  • Опишите, что произошло, когда…?
  • Что верно, а что нет…?

Примеры целей урока (чего должен достигнуть учащийся):

  • Дать определение какого-то термина, вспомнить имя первого космонавта, назвать все части робота-пылесоса.

2. Понимание

Понимание

Понимание выходит за рамки простого припоминания фактов и может включать интерпретацию материала, его объяснение или обобщение.

Основной способ проверки: попросить перефразировать историю или определение, объяснить концепцию своими словами, рассказать связанную историю или привести аналогии.

Вопросы для лучшего закрепления материала:

  • Можете ли вы сказать своими словами...?
  • Как вы думаете, что будет дальше...?
  • Можете ли вы дать краткий план...?
  • Кто был главным героем...?
  • Как вы думаете, кто…?
  • Какова была основная идея…?
  • Можете ли вы различить…?
  • В чем разница между…?

Примеры целей урока (чего должен достигнуть учащийся):

  • Описать работу рецепторов; объяснить, как сердце перекачивает кровь; обсудить факторы, влияющие на спрос и предложение.

3. Применение

Применение

Тут всё просто — теперь учащийся должен уметь применить новые знания на практике.

Вопросы для лучшего закрепления материала:

  • Испытывали ли вы что-либо подобное в своей жизни…?
  • Какие вопросы вы бы задали…?
  • Могло ли это произойти в…?
  • Как бы вы могли использовать это…?
  • Что произойдет, если…?

Примеры целей урока (чего должен достигнуть учащийся):

  • Построить хронологию событий.
  • Применить судебное решение к конкретному делу.

4. Анализ

Анализ

Анализ — это способность разбивать информацию на ключевые элементы, чтобы понять её структуру.

Это означает понимание взаимосвязей между различными частями, умение критически мыслить и анализировать информацию.

Тут важно распознать логические ошибки в рассуждениях, различать факты и предположения, оценивать релевантность данных.

Вопросы для лучшего закрепления материала:

  • Какова основная тема…?
  • Можете ли вы определить основную идею/персонажа/события…?
  • Можете ли вы различить…?
  • Какие другие возможные результаты могли бы сработать здесь…?

Примеры целей урока (чего должен достигнуть учащийся):

  • Исследовать основные причины Великой депрессии.
  • Сравнить процесс продаж в США и России.

5. Синтез 

Синтез

Синтез происходит, когда учащиеся используют все предыдущие уровни таксономии Блума для разработки продукта или создания нового метода.

Вопросы для лучшего закрепления материала:

  • Что произойдет, если…?
  • Можете сочинить песню о…?
  • Можете ли вы найти другое решение…?
  • Сколько способов вы можете назвать для…?

Примеры целей урока (чего должен достигнуть учащийся):

  • Преобразовать «нездоровый» рецепт яблочного пирога в «полезный», заменив выбранные ингредиенты. Привести аргументы в пользу новых ингредиентов.
  • Предложить инновационные идеи по борьбе с изменением климата.

6. Оценка

Оценка

Оценка — это способность придумать новое решение, дать оценку материалу. На этом этапе учащиеся защищают или критикуют материал, обосновывая свою позицию.

Вопросы для лучшего закрепления материала:

  • Какова ваша позиция и можете ли вы ее защитить…?
  • Определите наиболее важные моменты текста и расположите их по порядку…
  • Что бы вы сделали…?
  • Насколько эффективным было…?

Примеры целей урока (чего должен достигнуть учащийся):

  • Убедить клиента купить пылесос марки N и обосновать его стоимость.
  • Доказать, какая маркетинговая стратегия лучше подходит компании.
  • Раскритиковать самые абсурдные аргументы против вегетарианства.

Глаголы для написания целей обучения

Таксономия Блума нужна в первую очередь для написания целей обучения — как всего обучения в целом, так и каждого занятия.

Цели обучения (результаты обучения) — это чёткие формулировки того, что учащийся должен знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать после обучения.

Например, «Учащиеся сравнят пять скриптов звонка продавца и определят, какой из них с наибольшей вероятностью приведёт к закрытию продаж».

Блум предложил использовать конкретные глаголы действия для каждого из уровней таксономии. Мы собрали список тех, что были в оригинальной работе Блума, и более современные от других авторов. 

Глаголы для написания целей обучения

Примеры и кейсы внедрения таксономии Блума

Начнём примеры со сказок, чуть позже перейдём к тренировочным бизнес-кейсам, а уже потом к реальному опыту компаний с конкретными результатами.

Эти кейсы и инструкции полезны не только для учителей. Они помогут и составителям онлайн-курсов и руководителям, которые хотят проверить качество учебной программы своих сотрудников. Подойдут они и для самообразования.

Сказка «Три поросёнка»

Вот пример того, как комплексно использовать все уровни таксономии Блума на примере сказки «Три поросёнка». Тут для каждого уровня стоит цель обучения — зная цель, можно выстроить в соответствии с ней и весь материал уроков.

Сказка «Три поросёнка»

Обучение сотрудников. Бизнес-кейс

Перейдём от сказок к бизнесу. Для бизнеса важно, чтобы работники не только запоминали и вспоминали какие-то процедуры, но и могли:

  • применять свои знания в реальных ситуациях на рабочем месте (3 уровень),
  • умели анализировать данные, применять критическое мышление и проявлять творческие навыки (4, 5, 6 уровни).

Допустим, мы хотим научить сотрудников добавлять страницы на сайт. Сейчас они находятся на первой ступени таксономии, а должны прийти к пятой (шестая в этом случае нам не нужна). 

Обучение сотрудников. Бизнес-кейс

Напишем, каких результатов должен достигнуть сотрудник на каждом этапе таксономии. Используем глаголы, о которых мы говорили выше.

каких результатов должен достигнуть сотрудник на каждом этапе таксономии

Общая картина есть. Теперь важно углубиться в каждый из этапов таксономии. Мы знаем цели наших ступеней, и это помогает понять, какие знания и навыки нужны на каждом этапе. Например, что человек должен знать и понимать, чтобы уметь анализировать (4 этап)?

Составим список основных тем, которые должны усвоить сотрудники на 4 этапе — без них не получится пройти эту ступень таксономии. Дальше мы можем перейти к вопросам.

Примеры вопросов для этапа «анализа»:

  • Какой вывод вы можете сделать, изучая Яндекс.Метрику и Google Analytics?
  • Какие доказательства вы можете найти в пользу своей гипотезы?
  • Какая связь между досматриваемостью страницы и конкретным блоком сайта?
  • Почему вы думаете...?
  • Какова функция...?
  • В чем проблема с...?

Теперь решаем, как ученики будут демонстрировать мастерство. Например, они должны будут:

  • Провести исследование, чтобы развить или подтвердить свою гипотезу.
  • Составить блок-схему, таблицу или что-то ещё, показывая критические проблемы с сайтом и способы их решения.
  • Изобразить карту пользовательского пути, показывая, на каких этапах можно внести улучшения…

После этих шагов учитель может создавать планы уроков, проводя учеников через нужное количество уровней в системе Блума.

Бизнес-образование. Примеры реальных компаний

В Институте Расса Берри (Russ Berrie Institute for Professional Sales) студенты продвигаются по таксономии Блума. Большая часть курса посвящена практическим занятиям и последующему самоанализу.

В помещениях института, оборудованных как реальные офисы, проходят ролевые игры. После каждого задания студенты должны посмотреть запись игры и провести серьёзный самоанализ. Им нужно ответить на 4 вопроса:

  1. Что вы сделали правильно?
  2. Что вы сделали неправильно?
  3. Что вы узнали из ролевой игры и интервью?
  4. Каковы ваши конкретные действия по личному совершенствованию?

С каждой неделей упражнения становятся все более сложными, а навыки студентов продолжают расти. Студенты пишут сложные аналитические работы, затрагивающие каждый навык продавца и каждый этап продаж.

Кульминацией учебной работы становится Sales Challenge — ежегодное национальное соревнование. Во время этой недели студенты соревнуются с другими студентами:

  1. Разговаривают 15 минут с обученным специалистом по продажам.
  2. Проводят «самопрезентацию» за 2 минуты, пытаясь нанять представителя отрасли.
  3. Проходят через специальное упражнение, где они распределяют своё время между типичными задачами специалиста по продажам в течение типичного дня.

Результаты студентов поражают, и за ними обычно выстраивается очередь из работодателей.

Критика таксономии Блума

Критиковать таксономию стали почти сразу после её выхода. Бо́льшую часть критики можно упаковать в два самых значимых пункта.

Иерархичности обучения не существует

Критики считают основной проблемой таксономии Блума — её иерархичность. Они не согласны с тем, что якобы нельзя успешно освоить следующий уровень, пока не будет полностью понят предыдущий.

Многие эксперты полагают, что люди прыгают с одного уровня на другой по мере обучения — какие-то они пропускают, а до каких-то не доходят. Плюс у многих учащихся есть большое количество «рекурсий» — это когда навык приобретается, потом теряется, а затем возвращается — часто более закреплённым, чем изначально.

«Нижние» уровни мышления так же важны, как и «верхние»

Критики не согласны и с тем, что нижние уровни таксономии недостойны преподавания — якобы нужно не учить фактам, а побуждать студентов задавать вопросы и исследовать. Они считают, что запоминание и понимание так же важны, как и «высшие» навыки.

Новая версия таксономии Блума (2001 год)

Таксономия Блума была пересмотрена в 2001 году психологами-педагогами Дэвидом Кратволом (с ним Блум работал над начальной таксономией) и Лориной Андерсон (была ученицей Блума).

В новой версии авторы попыталась исправить те недостатки, на которые указывали критики. Получился мощный инструмент, но по широте применения и количеству цитирования новая таксономия всё равно до сих пор уступает старой.

Изменения в очерёдности категорий

Группа Андерсона поменяла местами две верхние категории — «синтез» переименовали в «создавать» и поместили на вершину пирамиды, а «оценка» опустилась с шестого уровня на пятый.

Изменения в очерёдности категорий

Это изменение сделало творчество самой сложной категорией мышления. Сложнее, чем критическое мышление, то есть чем оценочный уровень.

Изменения в структуре

Чтобы справиться с 6 когнитивными задачами нужны определённые знания. И таких знаний в новой таксономии 4: фактологические, концептуальные, процедурные и метакогнитивные.

Если мы хотим, чтобы наши ученики занимались не простой зубрёжкой, а, например, сложным анализом, мы должны им помочь, дав новые знания для работы.

Вот эти 4 вида знаний:

  1. Фактические знания — базовые знания для изучаемой области: основные факты, терминология, детали и элементы, которые учащиеся должны знать.
  2. Концептуальные знание — это знание классификаций, принципов, обобщений, теорий, моделей или структур из определенной области.
  3. Процедурные знания — информация, знания, специфические навыки, алгоритмы, техники и методологии, которые помогают учащимся делать что-то конкретное.
  4. Метакогнитивные знания — означает способность человека осознавать свой уровень знаний и способность к обучению.

Получается, теперь мы можем создать двумерные цели обучения, соединив 6 когнитивных задач и 4 вида знаний.

Вынесение в таблицу всех целей может быстро показать пробелы, которые нужно заполнить, чтобы развить у учеников равномерные результаты на разных уровнях. 

Вынесение в таблицу всех целей может быстро показать пробелы, которые нужно заполнить, чтобы развить у учеников равномерные результаты на разных уровнях.
Источник: Iowa State University

То же самое можно представить в красивой двумерной плоскости. 

То же самое можно представить в красивой двумерной плоскости.

В пересмотренной версии таксономии Блума есть и ещё более глубокий уровень. Каждый из четырех знаний делится на несколько категорий, и каждый из 6 уровней когнитивного процесса тоже делится на подкатегории.

Получается огромная сетка, которая помогает лучше сформулировать цель обучения, ведь теперь тут гораздо больше вариантов, есть из чего выбрать.

Получается огромная сетка, которая помогает лучше сформулировать цель обучения, ведь теперь тут гораздо больше вариантов, есть из чего выбрать.

Сначала нужно выбрать глагол, связанный с когнитивным процессом, а затем определить тип знаний, которыми учащиеся должны овладеть. То есть кто и что делает для достижения этой цели. 

Сначала нужно выбрать глагол, связанный с когнитивным процессом, а затем определить тип знаний, которыми учащиеся должны овладеть.

Например, учащийся раскритикует (5 уровень — оценивать) таксономию Блума (концептуальные знания).

Заключение

Пересмотренную таксономию Блума критикуют не меньше изначальной. Часть учёных считают, что она не подтверждена исследованиями и её невозможно применять последовательно. Другие уверены, что знания не должны находиться внизу пирамиды — они слишком важны.

Мы считаем, что не существует одной секретной формулы, которая гарантированно улучшит успеваемость любого ученика. Обучение — это сложный процесс, который нельзя адекватно отразить какой-то одной моделью. Любая модель будет упрощением.

Мы предлагаем рассматривать таксономию как основу: она поможет сформулировать цель обучения на каждом этапе — а это позволяет планировать обучение, разрабатывать задания и оценки в соответствии с намеченными целями.

Высоких вам конверсий! 

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

Генеральный партнёр: STRATE FZ-LLC License number 47005249 Address: B03-227 Business Center 02 RAKEZ Business Zone-FZ RAK (Ras Al Khaimah), United Arab Emirates Email: corporate@strate.ae