Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Mind map, или интеллект-карта: что это такое, как и где ее создать?

Mind map, или интеллект-карта: что это такое, как и где ее создать?

Mind map, или интеллект-карта: что это такое, как и где ее создать?

Интеллект-карта, майнд-карта (mindmap), диаграмма связей, карта мыслей — это названия одного простого и удобного инструмента, представляющего собой диаграмму связей от одного общего к множеству частных.

Карту используют во всех сферах, чтобы запомнить, придумать, разобраться, визуализировать, найти связи и разгрузиться. Как майндмеп поможет в маркетинге и бизнесе, читайте в нашей статье.

Содержание статьи

Что такое Mind map?

Варианты Mind map

Диаграмма связей
Иерархический
Линейный способ
Рыбья голова или Fishbone

Кому пригодится Mind map?

Правила создания

Иерархичность
Визуализация
Краткость
Разнообразие

Как создать Mind map?

Шаг 1. Формирование главной мысли
Шаг 2. Создание первой ветки
Шаг 3. Проектирование второстепенных ответвлений
Шаг 4. Повторение и масштабирование карты

Современные сервисы для создания

Coggle
MindMeister
Miro
Draw.io

Заключение

Что такое Mind map?

Mind map — это инструмент, представляющий собой диаграмму связей от одного общего, к множеству частных.

Одним из первых майнд-карту описал и систематизировал британский психолог Тони Бьюзен ещё в 1960-х. Он заметил закономерности в нейронных связях человеческого мозга и спроектировал инструмент, позволяющий решать задачи создавая схему, аналогичную связям в голове.

Принцип интеллект-карт прост. Берется основа — это одно слово или понятие, и ставится в центр. От центра строятся крупные ветви, от них мелкие.

Пример интеллект-карты «Жизнь Марии Кюри» с www.mind-mаpping.cо.uk
Пример интеллект-карты «Жизнь Марии Кюри» с www.mind-mаpping.cо.uk

Таким образом, через майнд-карту запоминают информацию, ставят задачи команде, достигают цели, решают сложные головоломки или даже учат язык. Ассоциации, расписанные таким иерархическим способом, помогают не просто увидеть картинку целиком, но и структурировать информацию в голове.

Техника индивидуальная: вы составляете план для команды, но берете его исключительно из своей головы. Потому что у каждого человека свой ассоциативный ряд и на одну тему даже одному человеку удается сделать несколько разных вариантов карт.

Использование ментальной карты помогает:

  • Проще воспринимать информацию. Вы видите карту и замечаете частные пункты и общие.
  • Запоминать информацию. Например, в обучении языкам удобно использовать свой ассоциативный ряд от одной темы к словам или правилам.
  • Создавать мозговой штурм. Использовать для этого ассоциации и приходящие идеи, смотреть взаимодействие связей друг с другом.
  • Объяснять сложное. С помощью майнд-карты вы разбиваете понятие до мельчайших примеров. 
Интеллект-карта для планирования отпуска Тони Бьюзена (из книги «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления» издательства МИФ)
Интеллект-карта для планирования отпуска Тони Бьюзена (из книги «Интеллект-карты.
Полное руководство по мощному инструменту мышления» издательства МИФ)
  • Ментально разгружаться. Создавая иерархию связей на бумаге, вы облегчаете задачу вашему мозгу.
  • Находить неочевидные связи. Например, при создании сайта вы можете увидеть, какие переходы на другие страницы логичные, а какие лишь кажутся такими.

Варианты Mind map

Каждая ментальная карта индивидуальна. Ассоциативный ряд строится в голове у всех по-разному из-за особенностей жизненного опыта и восприятия информации. Поэтому и карта будет у каждого своя. Но при этом можно использовать 4 разные техники создания таких карт.

Четыре варианта майндмепа, которые используют чаще всего

Диаграмма связей

Этот вид называют древесным или просто схемой. Основной способ, максимально похожий на сеть нейронных связей.

Изначально из центра идут направления со своими названиями, те подразделяются на другие направления и так можно свободно продолжать в среднем до пяти этапов. Больше будет просто сложнее запомнить.

Майнд-карта грамматики английского языка (автор: Daniel Tay X S)
Майнд-карта грамматики английского языка (автор: Daniel Tay X S)

Такую карту строят часто для изучения языка, для запоминания информации, лекций и мозгового штурма.

Иерархический

Это способ от общего к частному. От одного основного элемента отходят пункты, которые зависят и находятся на одном уровне. Следующим уровнем идут подпункты. Каждый следующий пункт более частный или меньше по значению.

Иерархическая структура интеллект-карты (Источник: https://www.resеаrchgаtе.nеt/figurе/A-concеpt-mаp-organizеd-hiеrarchically_fig2_26444585)
Иерархическая структура интеллект-карты (Источник: https://www.resеаrchgаtе.nеt/figurе/A-concеpt-mаp-organizеd-hiеrarchically_fig2_26444585)

Такой вид в большинстве случаев применяют для постановки целей или же при описании организационной структуры бизнеса.

Линейный способ

Вы его уже использовали, если отмечали на векторе исторические события. Карта так и выглядит: одна ветка и все события, одинаково важные, просто фиксируются на ней.

Линейная майнд-карта от Arzamas: Столетняя война с отображением важных дат
Линейная майнд-карта от Arzamas: Столетняя война с отображением важных дат

Этот способ идеален для конспектов по истории, но также подходит при планировании дел и постановки целей.

Рыбья голова или Fishbone

Такую карту еще называют диаграммой Исикавы, в честь японского профессора Каору Исикавы, предложившего ее как один из инструментов контроля качества.

В этой диаграмме основная мысль, как голова рыбы, и от нее отходят подпункты, напрямую связанные с ней.

Диаграмма Fishbone с www.crеаtеly.cоm
Диаграмма Fishbone с www.crеаtеly.cоm

Изначально диаграмма была создана для отображения причин какого-либо явления или проблемы. Сейчас такую майнд-карту используют при составлении списков или упорядочивании информации.

Кому пригодится Mind map?

Mind map — это инструмент, подходящий для всех людей; его можно использовать как в бизнесе, так и в личной жизни.

  • Маркетологи: могут отражать на картах план привлечения клиентов, воронку продаж или целевую аудиторию.
  • Программисты и разработчики: используют интеллект-карты для структурирования информации. Каждый раздел можно поделить на подразделы и правильно спроектировать проект на начальном этапе.
  • Студенты: используют в своих конспектах. Можно изучить крупную тему, разделяя ее на мелкие задачи, подготовиться к экзамену, разбив весь материал на блоки и подблоки с ассоциативными рядами.
  • Менеджеры и директора: могут использовать майнд-карты для построения и делегирования задач по проектам, чтобы составить список действий и распределить ответственность.
  • Хозяйственные люди: составляют план шопинга по пунктам.
  • Любой человек для абсолютно любого плана: «заработок в интернете», «монетизация хобби», «создание своего продукта» и других. Основные ветви и более мелкие ветки показывают, в каком направлении двигаться.

Правила создания

Интеллект-карты создаются по очень простым, но важным правилам. Прежде чем создавать свою карту, запомните эти правила, чтобы не запутаться и не забросить дело сразу.

Иерархичность

От одного пункта идут ветки или подпункты. Если будет много основных элементов — легко запутаться. Двигаться стоит от крупного к мелкому. Смысл в том, чтобы разделять на частные детали. Так мы разгружаем голову, ищем связи, понимаем и запоминаем лучше.

Скриншот с примером Mind map в Miro

Визуализация

Лучше всего в карте помогут фотографии и иллюстрации. Их легче запомнить и они вызывают ассоциации. Удобнее составлять майнд-карту на горизонтальном листе бумаги, например формата А4, чтобы было много пространства.

Краткость

Чтобы не перегружать майндмеп миллионом идей, лучше сокращать их до одного или двух слов. Так получается захватить больше информации и не перегрузить карту. В идеале можно заменять слова иконками и изображениями.

Разнообразие

Советуем использовать разные цвета и длину линий. В голове не может быть все систематизировано и забито в однообразную таблицу, поэтому в майнд-карте тоже не должно. Тем более с помощью разных цветов легче запоминать большой объем информации.

Майнд-карта в черно-белом варианте подойдет больше для научных исследований, например о продуктивности экосистемы (Источник: https://www.researchgаtе.nеt/figurе/Examplе-of-а-students-paper-drawn-mind-mаp_fig1_296621717)
Майнд-карта в черно-белом варианте подойдет больше для научных исследований, например о продуктивности экосистемы (Источник: https://www.researchgаtе.nеt/figurе/Examplе-of-а-students-paper-drawn-mind-mаp_fig1_296621717)

Как создать Mind map?

Для начала попробуйте создать карту на листе бумаги. Далее мы расписали шаги создания ментальной карты для сайта магазина.

Шаг 1. Формирование главной мысли

Берем бумагу и располагаем ее горизонтально. Так визуально кажется, что больше пространства для творчества.

Берем ручку и пишем посередине листа главную мысль. Лучше, чтобы это было одно слово или даже один схематичный рисунок.

Если вы хотите сделать карту для проекта, поставьте в центр проект, а для личной карты — вопрос, который хотите решить.

Например, мы хотим создать сайт для физического магазина, который уже есть, но не понимаем, что сделать. Поэтому пишем в середине листа «Сайт». От этой основной мысли пойдут остальные.

Шаг 2. Создание первой ветки

Рисуем первую основную ветку, даем ей название или обозначаем рисунком. Прикидываем мысленно, какие ветки еще будут.

Например, для нашего сайта нужна ветка «Страницы», под этой веткой будут все страницы сайта, которые нам необходимы. Это одна часть разработки проекта, будут и другие.

Кстати, лучше выбрать цветной карандаш, чтобы потом визуально различать наши ветки.

Шаг 3. Проектирование второстепенных ответвлений

От главной ветки рисуем второстепенные, от общего к частному. От второстепенных рисуем еще ветки и так далее.

Для нашего сайта под веткой «Страницы» будут: «Главная страница», «Каталог товаров», «Поиск товаров», «Корзина», «Адрес», «Доставка» и другие.

Каждый пункт содержит подпункты. Например, от главной страницы делаем такие пункты: «Меню», «Логотип», «Общая информация», «Текст» и остальные.

Не бойтесь проявлять инициативу и писать все, что приходит в голову — потом, когда вы увидите всю картину целиком, вы решите, что нужно убрать или добавить. Старайтесь не напрягаться, ассоциативный ряд сделает всю работу за вас.

Шаг 4. Повторение и масштабирование карты

Повторите с другими ветками. Рисуйте слева, справа, внизу, вверху, используйте разные цвета и попробуйте не загонять себя в рамки. Даже если будет ветка с одним пунктом, то пишите и ее.

Для нашего сайта будут еще ветки: «Дизайн», «Контент», «Продвижение» и другие.

Когда вы создали одну карту, повторите это с другим проектом или перенесите ее онлайн, чтобы поделиться с коллегами, распределить задачи и роли, делегировать обязанности.

Личную карту сохраните в столе для памяти или повесьте над столом — для мотивации.

Современные сервисы для создания

Чтобы создать майнд-карту, нужны только листок бумаги и ручка или цветные маркеры. Но способ стал настолько популярен, что уже придумали множество сервисов.

Coggle

Сервис, который синхронизируется с Google Диском. Можно сохранять и экспортировать карты в png и pdf. Вам будут выскакивать подсказки на английском языке. Есть чат, комментарии и корпоративный доступ. Интерфейс понятен, есть история изменений и иконки для визуализации. 

Coggle

Стоимость 5$ в месяц для частных лиц и 8$ для корпоративных клиентов.

MindMeister

Полезный сервис для майндмепинга. Подходит для работы с командой. Можно зайти через свои социальные сети. Интегрирован с сервисом для разработки проектов MeisterTask, а также с Google, Twitter, Dropbox, Evernote и другими. Есть стандартные шаблоны для использования.

MindMeister

Есть бесплатная версия с 3 картами, личный аккаунт можно получить за $4,99, Pro — за $8,25 и бизнес-аккаунт — за $12,49.

Miro

Сервис на английском языке для создания ментальных карт, общей доски с коллегами и брейншторминга. Удобный инструментарий с интуитивно понятными иконками для создания нескольких площадок на одном устройстве.

Miro

Поддерживает разные файлы: картинки, видео и pdf. Можно зарегистрироваться и бесплатно использовать 5 ментальных карт. Подписка стоит $8 для команды и $16 — за бизнес-тариф.

Draw.io

Полностью бесплатный сервис для создания майнд-карт, в котором можно создать еще блок-схемы, инфографика и макеты страниц. Не нужна регистрация, кроме тех случаев, когда вы захотите скачать карту на свой диск. 

Draw.io

Есть версия Draw.io, которая устанавливается на компьютер. Еще сервис интегрируется с Jira и Trello.

Заключение

Майнд-карты — невероятно полезный инструмент, который помогает всем. Они упрощают, разгружают голову, помогают сократить время на изучение чего-то нового. Таким инструментом всегда можно пользоваться бесплатно — нужны только ручка и карандаш.

Если вы управляете большим проектом, интеллект-карты делают так, что все члены вашей команды видят задачу, ее пункты и подпункты, знают свои сроки и зону ответственности. А вы тем временем можете развивать свой бизнес и придумывать больше успешных проектов.

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний