Чтобы остановить дезинформацию в социальных сетях, нужно задать себе вопрос: откуда мне знать, что этот новостной заголовок — правда?
Триша Моравец, доцент кафедры управления информацией, рисками и операциями в Школе бизнеса McCombs, обнаружила, что когда люди обращаются к личному опыту при просмотре заголовков в социальных сетях, они начинают более скептически относиться к статьям, которые видят. В противном случае мы склонны верить всему, что соответствуют нашим прежним убеждениям.
«Мы все рискуем поверить дезинформации», — говорит Моравец. «Задавая себе эти так называемые самореферентные вопросы, мы начинаем мыслить более критически».
В статье Дебора Линн Блумберг из Medium рассказывает об исследовании Моравец и коллег о том, как самореферентные вопросы о новости позволяют оценить ее правдивость, и о том, как сократить дезинформацию в соцсетях.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Более глубокое мышление: самореферентные вопросы
Сокращение дезинформации в соцсетях и SMM
Более глубокое мышление: самореферентные вопросы
В новом исследовании Моравец вместе с Антино Кимом и Аланом Р. Деннисом из Университета Индианы и Рэндаллом К. Минасом из Гавайского университета участников просили оценить случайно выбранные заголовки на предмет их правдивости.
Из 42 заголовков, взятых из сфабрикованного источника новостей, 16 должны были понравиться участникам левых политических взглядов, а 16 — правых. В остальных 10 заголовках обсуждались местные события.
Человеку, разместившему статьи на смоделированной странице в социальной сети, дали гендерно-нейтральное имя, а комментарий к посту был кратким изложением заголовка новости. Половина заголовков были правдивыми, а вторая половина — ложными.
Среди вымышленных заголовков были, например, такие: «Трамп призывает к смертной казни для подозреваемого в теракте в Нью-Йорке» и «Конгрессмен Тим Мерфи, выступающий против абортов, требует от своей любовницы сделать аборт».
Затем исследователи попросили участников оценить еще 28 заголовков в случайном порядке.
Внизу 14 заголовков был вопрос «Насколько правдива эта история?», помещенный туда для того, чтобы выявить наличие у участников личных знаний о данной новости. Варианты ответов были следующими:
- Мне лично известно, что это правда.
- Мне лично известно, что это ложь.
- Мне лично об этом ничего не известно, но это похоже на правду.
- Мне лично об этом ничего не известно, но это похоже на ложь.
- Не могу сказать, правда это или ложь.
К остальным 14 заголовкам вопроса не было. Все участники исследования носили ЭЭГ-гарнитуру, что позволяло исследователям измерять нейрофизиологические изменения при оценке заголовков.
Моравец и ее коллеги-исследователи обнаружили, что пользователи, подвергавшие сомнению собственные знания, имели повышенную активность в нескольких частях мозга, связанных с преднамеренной когнитивной активностью, включая медиальную префронтальную кору.
Этот вопрос заставил некоторых участников осознать, что у них нет возможности оценить достоверность новости даже из первых уст, если только они сами не пережили это событие.
И помогал им в этом самореферентный вопрос — о личных знаниях на указанную тему
«Люди были настроены более скептически, когда видели заголовки с самореферентным вопросом», — говорит Моравек. «Это помогает конечному пользователю более ответственно относиться к социальным сетям и всему, во что они верят. Это дает им больше самостоятельности».
Исследователи также обнаружили стойкий эффект: участники продолжали критически анализировать контент, даже если их об этом не просили.
Сокращение дезинформации в соцсетях и SMM
Добавление самореферентных вопросов рядом с новостными статьями в соцсетях поможет сдержать распространение дезинформации. По словам Моравец, это шаг к более осознанному потреблению.
Тем не менее Моравец скептически относится к тому, что SMM-компании воспользуются этой возможностью. Люди, как правило, обращаются к социальным сетям ради развлечения, общения с друзьями или бегства от реальности.
Ответ на самореферентный вопрос требует когнитивных усилий, что может быть некомфортно для людей. SMM-компании вряд ли будут заниматься чем-то, что может раздражать пользователей и сокращать их прибыль.
Будущие исследования должны быть сосредоточены на том, как помочь людям доверять правдивой информации, а также на том, как лучше всего направлять пользователей к авторитетным источникам новостей.
Моравец, со своей стороны, говорит, что держится подальше от социальных сетей, отчасти из-за широко распространенной там дезинформации.
«Нам также известно, что социальные сети способны оказывать негативное влияние на психическое здоровье некоторых людей», — говорит она. «Я рекомендую людям быть разборчивыми при просмотре соцсетей».
Она предлагает перепроверять информацию из соцсетей в официальных источниках и информационных агентствах, поскольку включение самореферентных вопросов в новостной контент не устранит дезинформацию полностью.
«До конечного пользователя всегда будет доходить дезинформация», — говорит Моравец. «Все, что мы можем сделать, это добиться некоторого прогресса».
По материалам: medium.com. Автор: Deborah Lynn Blumberg.