Специалисты из Adobe провели исследование скорости онлайн-чтения с участием 352 человек. Участников попросили прочитать несколько коротких отрывков текста, каждый из которых включал 300–500 слов (для сравнения: средняя веб-страница содержит 593 слова).
Тексты были примерно на уровне чтения 8-го класса (рекомендовано для веб-контента, ориентированного на широкую потребительскую аудиторию).
Забегая вперед, скажем, что это исследование не отвечает на самый животрепещущий вопрос: какой шрифт следует выбрать для своего сайта. Тем не менее оно содержит много интересных выводов, о которых и пойдет речь в этой статье.
Выводами делится Якоб Нильсен, основатель и руководитель компании Nielsen Norman Group и известный специалист по user experience.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Исследование
Шрифты имеют значение
Основной вывод: не существует одного лучшего шрифта для всех пользователей
Нельзя спросить пользователей
Возрастные различия
Возможное решение по оптимизации шрифтов
Заключение
Исследование
Тексты были оформлены 16 разными шрифтами. Среди них были:
- классические шрифты (Times, Helvetica, Garamond);
- шрифты, разработанные для использования на компьютере (Calibri, Arial); и
- шрифты, специально разработанные для удобочитаемости (Noto Sans, Montserrat).
Никаких «диких» шрифтов (например, Edwardian Script ITC) представлено не было. Однако на каждом пользователе тестировали только по 5 шрифтов.
В Интернете пользователи преимущественно «сканируют» страницы в поисках полезной информации, а не читают весь текст слово в слово. По этой причине пользователи читают лишь 28% слов на веб-странице, или около 166 слов.
Участники же исследования читали все тексты линейно. (В конце каждого отрывка пользователям задавали несколько вопросов на понимание прочитанного.)
Эта разница в читательском поведении веб-пользователей и участников исследования ставит под сомнение результаты этого исследования. Тем не менее выводы о взаимосвязи между шрифтами и скоростью чтения все же вызывают интерес.
Авторы выделяют 3 вида чтения:
- Беглое прочтение нескольких слов (в уведомлениях или на крошечных экранах, например, смарт-часов).
- Короткое чтение: чтение коротких отрывков прозы, подобных тем, которые использовались в исследовании и которые можно найти на большинстве сайтов.
- Длительное чтение: например, чтение книги.
Были выбраны три основных метрики:
- Субъективное предпочтение пользователя: какой шрифт понравился ему больше всего.
- Скорость чтения, измеряемая количеством слов в минуту.
- Оценка понимания: процент правильных ответов на вопросы после прочтения отрывка.
Последний показатель был не так интересен, поскольку результат был очень близок к 90% при любых условиях. Высокий уровень понимания указывает на то, что (а) содержание было легким относительно навыков чтения пользователей, и (б) люди внимательно читали тексты. Первый из этих выводов не всегда верен для веб-контента, а второй редко верен для интернет-пользователей.
Шрифты имеют значение
В среднем каждый участник читал на 35% быстрее, используя свой, индивидуальный в каждом случае, самый «быстрый» шрифт (314 слов в минуту). В случае же с самым «медленным» шрифтом скорость чтения составляла в среднем 232 слова в минуту.
Это огромная разница, учитывая, что на каждом пользователе экспериментировали лишь 5 шрифтов. Если бы скорость чтения в каждом случае измерялась для всех 16 шрифтов, разница между самым «быстрым» и самым «медленным» шрифтом, вероятно, была бы еще больше.
16 шрифтов, участвовавших в исследовании. Для каждого шрифта в скобках указана средняя скорость чтения пользователей (количество слов в минуту).
Основной вывод: не существует одного лучшего шрифта для всех пользователей
По результатам исследования наиболее высокую скорость чтения продемонстрировал шрифт Garamond — 312 слов в минуту. Самым же «медленным» шрифтом из 16 протестированных оказался Open Sans — 254 слов в минуту.
Но следует уточнить, что Garamond был лучшим шрифтом в среднем. Многие пользователи показали лучшую скорость чтения с другим шрифтом.
Авторы также вычислили, как часто шрифт оказывался самым быстрым только из тех 5 шрифтов, которые видел конкретный пользователь. У Garamond этот показатель достиг лишь 48%, а это значит, что в (немногим) более чем половине случаев другой шрифт оказывался лучше для конкретного пользователя.
Чаще всего — в 59% случаев — самым быстрым шрифтом признавался Franklin Gothic. Опять же стоит уточнить, что для оставшихся 41% пользователей лучшим был другой шрифт из 5.
Интересно, что средняя скорость чтения Franklin Gothic была всего 271 слов в минуту, что намного ниже того же показателя Garamond (312 слов в минуту). Другими словами, Franklin Gothic подходит большему количеству людей, чем Garamond, но средняя скорость чтения у Garamond выше.
Как объяснить такое несоответствие? Вполне возможно, что Franklin Gothic больше подходит слабым читателям, а Garamond — сильным. Если это так, сильные читатели могут действительно увеличить скорость своего чтения с Garamond и повысить его общее среднее значение.
Какова бы ни была истинная причина, различие между Franklin Gothic и Garamond — это просто еще одно доказательство того, что разным людям подходят разные шрифты, а возможный фактор, влияющий на выбор шрифта, — это навыки чтения.
Нельзя спросить пользователей
Если разным людям подходят разные шрифты, возможным решением могла бы стать настройка предпочтений, позволяющая каждому пользователю выбрать наиболее удобный для него шрифт.
Это решение не будет работать по двум причинам:
- Во-первых, предыдущие исследования настройки пользовательского интерфейса показали, что большинство людей не выполняют индивидуальные настройки, а просто обходятся настройками по умолчанию.
- Во-вторых, что еще хуже, пользователи не знают, что для них лучше. Даже если бы им была предоставлена возможность настройки шрифта, они не смогли бы выбрать лучший.
В этом исследовании участники читали на 14% быстрее, используя самый «быстрый» шрифт (в среднем 314 слов в минуту), по сравнению с наиболее предпочтительным для них шрифтом (в среднем 275 слов в минуту).
Опять же каждый пользователь в этом исследовании оценивался лишь по 5 шрифтам, тогда как в большинстве систем их гораздо больше. Чем больше шрифтов, тем выше вероятность неправильного выбора и тем больше разница в скорости чтения между оптимальным шрифтом и выбором пользователя.
Возрастные различия
Возраст пользователей оказал сильное влияние на их скорость чтения. За каждый год жизни она снижалась на 1,5 слова в минуту. Важно отметить, что это не вопрос молодых и пожилых пользователей. Средний возраст участников исследования составил 33 года.
В среднем возрасте скорость чтения падает. За 20 лет жизни (например, от 20 до 40 или от 30 до 50 лет) скорость чтения в среднем снижается на 30 слов в минуту. Таким образом, 50-летнему пользователю потребуется примерно на 11% больше времени, чем 30-летнему пользователю, чтобы прочитать один и тот же текст.
Второй интересный вывод, связанный с возрастом, заключается в том, что разные шрифты по-разному работают для молодежи (до 35 лет) и взрослых пользователей.
3 шрифта (Garamond, Montserrat и Poynter Gothic) показали гораздо лучшие результаты у взрослых пользователей, чем у молодежи. Остальные же 13 шрифтов, как и ожидалось, проявили себя лучше у молодежи.
Кроме того, у молодежи разница в скорости чтения разных шрифтов была минимальной. Что же касается взрослых пользователей, то здесь разница между самым «быстрым» шрифтом (Garamond) и самым «медленным» шрифтом (Open Sans) была существенной. Другими словами, выбор неправильного шрифта навредит взрослым пользователям больше, чем молодым.
И последнее, что стоит отметить здесь: в исследовании участвовало не так много действительно пожилых людей. Максимальный возраст самого старшего участника составил 71 год.
В первом исследовании пользователей в 2002 году «пожилыми» были определены пользователи в возрасте 65 лет и старше. Но в последнем исследовании (2019 г.) было обнаружено, что люди старше 60 лет пользуются компьютерами практически так же, как и люди в возрасте 50 лет. Им не требуются специальные рекомендации по юзабилити, и авторы исследования исключили их из категории пожилых.
К пожилым людям они относят теперь пользователей в возрасте 70 лет и старше. Эта группа уже нуждается в специальных рекомендациях по юзабилити, и, вполне вероятно, что снижение скорости чтения в этой возрастной группе будет прогрессировать более быстрыми темпами.
Поскольку новое исследование обнаружило, что лучшими шрифтами для людей до 35 лет и людей после 35 лет оказались разные шрифты, весьма вероятно, что в будущем будет выявлено еще больше различий в шрифтах, наиболее подходящих для пользователей в возрасте 70 лет и старше.
Возможное решение по оптимизации шрифтов
Что можно сделать, чтобы увеличить скорость чтения пользователей?
Используйте персонализацию, чтобы пользователи могли видеть тексты, оформленные лучшим для них шрифтом. Изначально шрифт будет выбран случайным образом.
По прошествии какого-то времени, когда будет получена надежная оценка скорости чтения пользователя с этим шрифтом, система переключится на другой шрифт и будет тестировать его эффективность. Таким образом можно протестировать несколько шрифтов и выбрать среди них «победителя».
Каждые несколько лет необходимо повторять процесс оптимизации шрифтов, поскольку прежний шрифт уже может перестать «работать» для повзрослевшего пользователя.
Заключение
Несмотря на то, что новое исследование шрифтов не дает нам никаких практических рекомендаций, оно все же содержит несколько полезных для нас выводов:
- Даже среди легко читаемых шрифтов скорость чтения существенно различается, поэтому очень важно подобрать правильный шрифт.
- К сожалению, нет такого шрифта, который бы подходил всем пользователям.
- Мы не можем просить пользователей самостоятельно выбрать шрифт, поскольку они не выберут тот шрифт, который действительно им больше всего подходит.
- С возрастом скорость чтения существенно снижается, даже среди пользователей среднего возраста. Если большая часть вашей аудитории старше 50 лет, рекомендуется сокращать количество слов на 11%.
- Пользователям до 35 лет и пользователям после 35 лет подходят разные шрифты.
- Наконец, стоит помнить, что даже при хорошем шрифте мелкий размер и низкая контрастность способны нанести большой вред.
Высоких вам конверсий!
По материалам: nngroup.com. Автор: Jakob Nielsen.