Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. UI/UX >
  4. Юзабилити сайта: что это такое, инструменты для тестирования

Юзабилити сайта: что это такое, инструменты для тестирования

Юзабилити сайта: что это такое, инструменты для тестирования

Юзабилити (англ. usability) сайта — это удобство и простота использования сайта. В нашем мире собеседником клиентов часто становится сайт, а слова превращаются в действия на странице. Диалог возникает при каждом клике, но бывает и так, что сайт не идет на контакт и в упор не видит действия пользователей — например, регистрацию или согласие на рассылку. Так он, пользователь, и сидит в ступоре и знать не знает: подписался он на еженедельные письма или нет…

Наша статья о том, как не допустить фрустрации клиента и создать ему комфортные условия для покупок на вашем сайте.

Содержание статьи

Что такое юзабилити сайта?

Зачем нужно оптимизировать юзабилити?

Как проводить юзабилити-тестирование?

Анализ данных перед юзабилити-тестированием
Инструменты для юзабилити-тестирования

Google Analytics и Яндекс.Метрика
Hotjar
UsabilityHub
OptimalWorkshop

Принципы юзабилити сайта

Понимание статуса системы
Сходство с реальным миром
Контроль и свобода действий
Стандарты и последовательность
Предвосхищение ошибок
Наглядность
Гибкость и эффективность
Эстетика и простота
Понимание проблем и решение
Справки и документы

Что такое юзабилити сайта?

Юзабилити — это способность выстраивать диалог с клиентами так, чтобы они чувствовали связь и совершали целевые действия, даже если вы за тысячи километров.

Это качество показывает, насколько удобно сделан интерфейс и как легко в нем ориентируются пользователи: то есть приводит ли архитектура сайта к выполнению целевых действий.

Не путайте юзабилити с дизайном. Юзабилити — про сценарии использования сайта и логику расположения элементов; не про стиль и эстетику, а про функционал, понятность и удобство.

Зачем нужно оптимизировать юзабилити?

Основная цель сайта — привлечение на него пользователей для выполнения целевых действий. Это могут быть покупка товара, просмотр видео, прочтение статьи и так далее. Если клиент заходит на сайт и не понимает ни сферу деятельности компании, ни логику построения меню главной страницы, ни цели символов и кнопок, то он уйдет с сайта.

Такой уход клиента означает, что страницы просто не готовы для использования. Нужно срочно упрощать интерфейс сайта и делать внутреннюю перелинковку логичной настолько, чтобы по ней можно было двигаться интуитивно и находить нужный продукт.

Основные факторы, которые прямо указывают, что пора что-то делать с юзабилити:

  • низкая глубина просмотра сайта;
  • жалобы на функциональность сайта;
  • высокое число отказов — пользователи покидают сайт с первой страницы;
  • низкое число выполненных целевых действий.

Как проводить юзабилити-тестирование?

Удобство и простоту сайта можно проверять несколькими способами, которые отличаются друг от друга как глубиной и качеством результатов, так и скоростью их выполнения.

Анализ данных перед юзабилити-тестированием

Перед проведением тестирования нужно узнать слабые места сайта, чтобы понимать, над чем именно надо работать. Понять и увидеть пробелы можно разными способами, и, разумеется, чем больше из них вы используете, тем точнее будет общая картина задач:

  • Статистика. Соберите все возможные данные по работе вашего сайта с помощью сервисов, например Google Analytics и Яндекс.Метрика. Сервисы покажут поведение пользователей на сайте и посещаемость: источники получения трафика, тепловые карты, глубину просмотра страниц и т. д.
  • Отзывы. Самый логичный и честный способ определить проблемные места — спросить. Создайте общие простые опросники на сайте, в соцсетях, в рассылках.
  • Экспертное мнение. Можно обратиться в компанию, которая занимается юзабилити-тестированием: эксперты составляют фокус-группы и раздают им задания с определенными действиями на сайте, а затем анализируют полученные результаты.

Инструменты для юзабилити-тестирования

Если вам самому интересно разобраться в этом процессе, вам понадобятся определенные инструменты для тестирования. Проверка сайта вручную занимает довольно много времени и сил, особенно если у вас мало опыта. Поэтому без специальных сервисов вам не обойтись.

Помните, что, помимо тестирования юзабилити, нужно еще и работать с полученными данными. То есть, когда вы после тестирования получили результаты и видите слабые места, придется сделать и следующий шаг — доработать сайт: сами по себе цифры картину не изменят. Но сначала тестирование: берете гипотезу по улучшению элемента, затем реализуете ее и анализируете данные.

Google Analytics и Яндекс.Метрика

Это два основных бесплатных инструмента для тестирования сайтов. Они показывают действия пользователей: заполнение форм, время нахождения на страницах, клики, тепловые карты, процент отказов и прочее.

Google Analytics и Яндекс.Метрика показывают карту скроллинга — дают вам посмотреть на ваш сайт глазами пользователей. Так вы поймете, какие баннеры вообще не заметны, какие материалы и какие форматы больше привлекают.

Все метрики важны, но мы хотим обратить особое внимание на тестирование форм на заполнение. Если компания предлагает заполнить форму с личными данными, то пользователь находится уже нос к носу с целевым действием. Обидно будет потерять клиента, который был так сильно прогрет, но сорвался из-за непонятной или нерабочей графы в бланке.

Hotjar

Программа с легкой интеграцией сайта — просто введите ID. Показывает карту скроллинга, тепловые карты и информацию о самых кликабельных областях страниц. Результаты сервис визуализирует, что помогает лучше понять общую картину.

У сервиса есть бесплатный тариф с базовым функционалом. Протестируйте сначала его; если не будет хватать данных, то в любой момент сможете перейти на платный комфортный вариант.

UsabilityHub

Сервис тестирует сайты так же, как и предыдущие программы: тепловые карты, клики, карта скроллинга и другое, — но у него есть свои фишки:

  • Вы можете проводить тест в виде опроса: загружаете, например, 5 вариантов лого, а участники его оценивают с точки зрения целей и стиля компании.
  • Пятисекундные тесты — это быстрый показ скриншота для оценки сайта. Сервис покажет первую реакцию людей на вашу главную страницу или лендинг, на который вы пустили трафик. Вам нужно будет загрузить изображения и написать 5 вопросов, на какие вы хотите получить ответы.
  • Можно тестировать дизайн интерфейса, чтобы создать более приятную среду для пользователей.

OptimalWorkshop

Программа тестирует удобство и верность построения внутренней перелинковки: как расположены разделы на вашем сайте, логичны ли они, легко ли найти нужный в три-четыре клика.

На сервисе можно провести аудит с людьми из разных стран — они ответят на волнующие вопросы по поводу сайта и его юзабилити. Стоимость этой услуги зависит от выбранных стран и количества людей. Тестирование сайта по общим показателям на OptimalWorkshop бесплатное.

Принципы юзабилити сайта

Существует 10 принципов юзабилити сайта, которые помогут вам оптимизировать систему для удобства использования. Еще в 90-х годах прошлого века эти принципы выделил гуру юзабилити Якоб Нильсен, и их применяют до сих пор.

Понимание статуса системы

Дайте пользователю понять, что система воспринимает его действия на сайте. Это реакции на каждое действие юзера: вывод ошибки на экран компьютера или смартфона, зеленая галочка или фраза об успешно прошедшей регистрации и так далее. Обратная связь должна быть — так человек будет знать, двигается он в верном направлении или нет, правильно ли вводит данные, сколько ему осталось ждать загрузки. Любой фидбэк от сайта создает диалог и демонстрирует работоспособность системы в целом.

Сходство с реальным миром

Не превращайте сайт в своеобразный мир, который наполнен совершенно незнакомыми обычному пользователю символами или сложными для целевой аудитории терминами. Дистанция между вами и юзером не должна увеличиваться, потому что вы не знакомы. Наоборот, стройте сайт как будто для своего друга, используйте схематические символы тех предметов, которые ваша аудитория видит в реальной жизни. Не усложняйте систему, старайтесь сделать виртуальное приближенным к реальному, чтобы человек легко ориентировался в интерфейсе и совершал целевые действия.

Контроль и свобода действий

Функция отмены любого действия на сайте как кнопка 1-ого этажа в лифте — она необходима. Чаще всего на любых сайтах пользователи совершают именно отмены своих шагов. Так позвольте им это делать и не прячьте кликабельную ссылку, кнопку или крестик — этот трюк заставит пользователя покинуть сайт и никогда не вернуться, вместо того, чтобы смириться с безысходностью и приобрести товар. Кроме функции отмены подключите функцию дублирования действия.

Стандарты и последовательность

Выстройте систему и придерживайтесь ее. Если у вас интернет-магазин, то и интерфейс будет как прототип повторять все основы других интернет-магазинов, потому что этот вид сайта уже хорошо знаком пользователям: они знают, как пользоваться страницами и какого контента ожидать.

Интуитивно ясная система лучше в реализации и проще в создании — вам не нужно ничего придумывать. Соблюдайте вид категорий, разделов и подразделов, цвет кнопок, расположения товаров и прочего — делайте сайт в едином стиле.

Предвосхищение ошибок

Предупреждайте пользователей о возможных ошибках и проблемах и направляйте их — дайте им понять, что от них требуется. Например, когда при оплате продукта на сайте появляется форма оформления заказа, расскажите вашим клиентам сразу о всех тонкостях с помощью сносок.

Напишите условия, нюансы и особенности работы сайта, оформления заказа или подписки. Чтобы не объяснять причины ошибок после, заранее продумайте все возможные сценарии.

Наглядность

Не забывайте о простоте элементов: позвольте пользователям расслабиться! Пусть они интуитивно гуляют по сайту, а не додумывают смысл обозначений. Простое схематическое изображение лучше сложного и витиеватого — не путайте пользователя, даже если вы хотите создать что-то очень красивое; лучше говорить прямо и однозначно.

Гибкость и эффективность

Машинальные действия у всех разные: одни привыкли закрывать всплывающие окна нажатием на крестик в правом верхнем углу, а другие — на кнопку «Закрыть» в правом нижнем. Дайте пользователям все варианты совершения действий на сайте.

К этому же принципу относится автоматическое заполнение форм на сайтах: если пользователь заполнил один раз форму заказа, то предложите заполнить аналогичную автоматически.

Эстетика и простота

Лаконичный дизайн скорее приведет посетителей вашего сайта к целевым действиям, чем страницы, которые захламлены деталями. Поэтому не стоит делать много дизайнерских элементов, пестрых картинок, смешивать яркий фон с ярким наполнением и так далее: внимание с важной информации переключится на дополнительную.

Рассмотрите как вариант создание лендинга под особый продукт или отдельное целевое действие. На посадочных страницах правило минимализма «меньше значит больше» соблюдается как нигде.

Понимание проблем и решение

Как бы вы ни предвосхищали возможные сценарии, ошибки все равно будут. Но главное здесь — донести до юзера причину ошибки и предложить варианты ее исправления. Прописывайте во всплывающих окошках варианты, подсвечивайте и подписывайте поля с неверным вводом данных.

Справки и документы

Дайте пользователю два пути: посмотреть туториал сразу при первом посещении или же закрыть туториал, но обязательно с возможностью вернуться к нему в любое время.

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний