Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Как изменить свои привычки? — Контролируй внешнюю среду!

Как изменить свои привычки? — Контролируй внешнюю среду!

Как изменить свои привычки? — Контролируй внешнюю среду

«Существует всего один способ радикально изменить свое поведение — изменить окружающую обстановку», — Б. Дж. Фогг (B.J. Fogg), основатель Стэнфордской лаборатории технологий психологического влияния (Stanford Persuasive Technology Lab).

Большинство из нас убеждены в том, что привычки являются буквальным отражением намерений и целей человека. Но на самом деле привычки играют роль неких «шаблонов восприятия», позволяющих нам ежедневно поглощать и обрабатывать огромное количество информации, быстро находить выход из сложившихся ситуаций и не чувствовать при этом усталости от принятия решений.

Ни для кого не секрет, что поведение зависит от огромного количества раздражителей, однако степень их влияния на нашу жизнь гораздо сильнее, нежели мы могли бы себе представить. Недавнее исследование воздействия внешних стимулов на поведение человека, проведенное учеными Техасского университета A&M (Texas A&M University), показало, что участники программ студенческого обмена без особого труда изменяли свои ежедневные привычки, довольно быстро приспосабливаясь к совершенно новой для них окружающей обстановке.

Методика стимульного контроля — или регуляция поведения с помощью стимулов — все чаще и чаще применяется психологами на практике. К примеру, Брайан Уонсинк (Brian Wansink), профессор Корнелльского университета (Cornell University), в своей книге «Бездумная еда» рассказывает о некоторых психологических механизмах, побуждающих человека к перееданию. Ознакомившись с этой работой, вы будете удивлены, а возможно, даже напуганы степенью зависимости нашего поведения от ничего не значащих, на первый взгляд, стимулов:

«Если вы используете ложку сравнительно больших размеров, вы будете есть больше. Если вы накладываете еду на широкие тарелки, вы будете есть больше. Если во время обеда вы убираете со стола косточки, то наверняка забудете, сколько уже съели, и приметесь за новую порцию. Если вы разместите коробку с конфетами на расстоянии шести футов (приблизительно 1,83 метра) от себя, то съедите в два раза меньше обычного».

Теперь попытаемся выяснить, можно ли использовать внешние триггеры для того, чтобы содействовать развитию полезных привычек.

Измените окружающую обстановку

1. Метод противоречия

Окружающая обстановка имеет непосредственное влияние на то, насколько сложным кажется выполнение определенного задания. Учитывая то, что привычки — это всего лишь созданные человеком шаблоны, упрощающие процесс достижения целей в сложившихся условиях, трансформация окружающей обстановки — это самый действенный способ их изменения.

Профессор психологии Стэнфордского университета Б. Дж. Фогг любит повторять: «Не тратьте силы и энергию на то, чтобы избавиться от какой-то привычки или наоборот, выработать ее. Лучше сосредоточьтесь на том, как можно упростить это задание».

Проще говоря, чтобы избавиться от плохих привычек, нужно способствовать возникновению таких обстоятельств, которые побуждали бы от них отказаться. С точки зрения господина Фогга, наиболее действенным методом является провоцирование возникновения лени.

Рассмотрим очень простой пример: попробуйте спрятать все имеющиеся в доме лакомства в гараже на верхней полке. В следующий раз, когда вы почувствуете потребность в сладком, вам придется отправиться в гараж, поставить лестницу, взобраться наверх, взять желанный батончик и вернуться домой. Одной только мысли о предстоящей череде действий может оказаться достаточно, чтобы вы отказались от своей затеи. :)

Принцип развития полезных привычек отличается только тем, что в данном случае необходимо позаботиться о том, чтобы сложившиеся обстоятельства максимально упрощали задачу.

К примеру: если вы хотите посещать по утрам спортзал, складывайте все необходимые вещи накануне вечером, когда вам еще не нужно никуда идти, и вы преисполнены стремления как можно быстрее привести свое тело в порядок.

Хотите перестать смотреть телевизор — выньте из пульта батарейки и проделайте с ними то же, что и со сладостями в предыдущем примере. Хотите делать зарядку по утрам — разместите скакалку и гантели рядом с кроватью. :)

Итак, вывод очевиден: создайте условия, которые будут работать на вас.

2. Метод целевой ассоциации

Метод целевой ассоциации был предложен экспертом в области поведенческой психологии и стратегического маркетинга Грегори Чиотти (Gregory Ciotti). Посвящая огромное количество времени написанию статей для различных веб-ресурсов, он столкнулся с проблемой неэффективного распределения рабочего времени.

«Чтение является интегральной частью процесса написания статей. Но когда я пишу для какого-то, это превращается в колоссальную проблему: постоянно находясь в клике от “того самого” источника вдохновения, я никак не могу приступить к работе. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, я решил прибегнуть к теории стимульного контроля, ассоциируя конкретное задание со средством его выполнения».

В случае Грегори Чиотти это выглядело следующим образом:

Метод целевой ассоциации

Ассоциируя средство достижения цели с поставленной задачей (рабочий стол — «глубокая» работа наподобие написания статей; ноутбук — «поверхностная» работа вроде написания ответов на электронные письма; планшет — чтение), Чиотти удалось значительно уменьшить время непродуктивной работы и развить несколько полезных привычек. :)

3. Метод осуществимых намерений

Согласно методике осуществимых намерений (implementation intentions), чтобы выработать какую-то привычку, необходимо связать ситуационный стимул с ответной реакцией. Иными словами, гораздо легче привыкнуть к регулярному выполнению задачи Х, если ей предшествует событие Y.

Рассмотрим следующий пример. Ваш рабочий день заканчивается в 18:30. После этого события (Y) вы возвращаетесь домой и делаете небольшую уборку (X): складываете разбросанные вещи, наводите порядок на рабочем столе, возможно даже поливаете цветы. Так случается каждый день, и очень скоро незаметно для вас самих уборка становится обязательным пунктом распорядка.

Так как событие Y происходит изо дня в день в одно и то же время, оно играет роль отличного стимула, предшествующего выполнению задачи Х. В качестве подобного триггера можно использовать любое событие, в наступлении которого вы не сомневаетесь. К примеру: «как только проснусь», «перед тем, как уйду на обеденный перерыв», «после того, как выгуляю собаку», «прежде чем лягу спать» и т. д.

Еще одним способом модификации собственного поведения является формулирование целей с помощью конструкции «Если — То». К примеру, цель «Больше заниматься спортом» может быть преобразована в «Если сегодня понедельник, среда или пятница, и сейчас 7 часов вечера, то я иду в спортзал»; «Снизить потребление кофеина» превращается в «Если я почувствую потребность в кофе, то выпью вместо него чашку чая»; «Ежедневно проверять почту» трансформируется в «Если я уже приехал в офис, то начну работу с проверки почтового ящика» и т. д.

Главное — научиться формулировать цели как можно конкретнее. :)

Результаты многочисленных исследований доказали, что метод осуществимых намерений способен удвоить вероятность достижения поставленных целей. К примеру, эксперимент, проведенный Джеймсом Клиром (James Clear), показал, что группа участников, формулирующих цели с помощью осуществимых намерений, посещала спортзал гораздо чаще, нежели участники, прибегнувшие к методам контроля и мотивации.

метод осуществимых намерений

4. Метод рационализации распорядка

Майкл Льюис (Michael Lewis), журналист, американский писатель, автор книги «Moneyball. Как математика изменила самую популярную спортивную игру в мире», рассказал в одной из своих статей для журнала Vanity Fair о некоторых деталях повседневной жизни президента Соединенных Штатов Барака Обамы. На протяжении 6 месяцев, пока длилась работа над статьей, Льюис находился в окружении Президента и использовал любую минуту, когда тот мог ответить на интересующие его вопросы.

Однажды Льюис спросил: «Представьте, что через тридцать минут Вы уже не будете президентом. Я займу Ваше место. Подготовьте меня — научите меня быть президентом». Сперва Обама подчеркнул важность регулярной физической нагрузки, а потом сказал нечто весьма интересное: «Как видите, я ношу только серые и синие костюмы. Я пытаюсь уменьшить количество принимаемых мной решений. Я не хочу думать о том, что буду есть сегодня на обед или о том, в чем пойду на очередную встречу, потому что все это мелочи по сравнению с другими более важными вещами».

Используемый Президентом метод рационализации распорядка заключается в идентификации аспектов, не достойных того, чтобы ежедневно тратить на них свое время и силы. Барак Обама ограничил все возможные варианты одежды костюмами серого и синего цветов. Вы можете поступить так со своим рационом, сказав: «На ужин я могу есть только овощи и мясо».

Этот же метод можно использовать для управления денежными средствами: нужно всего лишь открыть сберегательный счет, на который ежемесячно будет перечисляться определенный процент от вашей заработной платы, и избавиться тем самым от мыслей вроде «Тратить или не тратить — вот в чем вопрос». :)

Конечно же, эта методика отличается от предыдущих своей абстрактностью, однако, уменьшив количество принимаемых решений, вы увеличите шансы воплотить свои долгосрочные цели в жизнь.

Высоких вам конверсий!

По материалам sparringmind.com, image source FarhadFarhad

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний