Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Стартапы и гроуз хакинг >
  4. Фриланс: что это такое, с чего начать и сколько можно заработать

Фриланс: что это такое, с чего начать и сколько можно заработать

Фриланс: что это такое, с чего начать и сколько можно заработать

Слово «фрилансер» в английском языке появилось еще в 18–19 веках. Так называли средневековых наемников, которые не приносили клятву какому-то конкретному королю и могли за деньги воевать на любой стороне конфликта.

Сейчас фрилансер — это свободный работник, который не привязан к какой-то компании на долгосрочной основе и чаще всего выполняет разовые заказы для разных людей. При этом совсем не обязательно бегать от одного заказа к другому. Фрилансер может на постоянной основе вести 2–3 проекта; просто он не числится официальным сотрудником и, соответственно, не получает социальный пакет.

Работа фрилансера

Содержание статьи

Кто может быть фрилансером?

Поиск заказов

Особенности работы

Работа с заказчиком
Планирование времени и организация пространства
Деньги
Налоги

Плюсы и минусы: подводим итог

Кто может быть фрилансером?

Фрилансом может заниматься абсолютно любой специалист, даже если он никак не связан с digital или IT-сферой. Фактически можно работать детским тренером по футболу с краткосрочным контрактом, шить дома платья на заказ, печь торты или помогать детям с математикой.

Если же вернуться к устоявшемуся пониманию, что фрилансер — это человек, который сидит на пляже с ноутбуком и попивает коктейль, то стоит понимать, что для этого должна быть профессия, позволяющая работать удаленно из любой точки мира. Для работы в формате вечного путешественника подойдут профессии, которые тесно связаны с digital и IT: SMM-специалисты, таргетологи, программисты, копирайтеры, редакторы, дизайнеры и так далее.

Поиск заказов

Начинающим фрилансерам советуют искать заказы на всевозможных биржах, которых сейчас в интернете очень много. Достаточно поискать «Биржи фриланса» и можно увидеть десяток популярных платформ.

При выборе заказчики отталкиваются от портфолио, рейтинга на бирже и, конечно, от стоимости. Чаще заказы получают те, кто уже давно сидит на бирже, так как у них повышенный рейтинг, которому больше доверяют. Новичку очень сложно влиться в этот поток.

Если нет желания рассматривать биржи, то заказы можно искать в других местах:

  • тематические группы в социальных сетях, где ищут фрилансеров на разовые заказы: телеграмм-каналы «Буду», «Broccoli Freelance», группа в Фейсбуке «Удаленная работа: вакансии и фриланс» и так далее;
  • на специализированных платформах для поиска работы: например, hh.ru, LinkedIn, сайт с поиском digital-вакансий «Буду»;
  • на официальных сайтах отдельных компаний в разделе с вакансиями: некоторые бренды могут искать специалиста на разовый проект.

Сначала придется активно искать заказы и очень много работать, чтобы наработать репутацию. Со временем может произойти так, что у фрилансера появится поток постоянных клиентов и переживать за заказы больше не придется.

Особенности работы

Фриланс-работа, как и любая другая, имеет свои особенности. Здесь мы поговорим о 4 моментах: общении с заказчиком, планировании времени, деньгах и налогах.

Работа с заказчиком

Работа фрилансера начинается с поиска заказа. После этого идет подготовительная работа с клиентом, во время которой фрилансер выясняет требования, оплату и сроки.

Работодатель может сразу дать техническое задание, где описано то, что нужно сделать, или прямо сказать: «Я не знаю, что конкретно мне нужно» или «Хочу красивый дизайн лендинга, но больше ни о чем не спрашивайте». В первом случае фрилансер идет выполнять свою работу, а во втором — пытается вместе с заказчиком разобраться в задаче и только потом приступает к работе; как правило, такое сотрудничество стоит дороже.

На биржах очень редко можно договориться об оплате, а вот в свободном плавании обсудить оплату можно и нужно. На стоимость работы влияет срочность задачи, уровень собственного профессионализма, а также сложность и специфические нюансы заказа.

У каждой задачи есть дедлайн — срок сдачи. Если не успеть в срок, можно потерять уважение и доверие. Помимо этого, клиент вовсе может не принять такую работу, и получится, что все старания были зазря.

Планирование времени и организация пространства

Поиск заказов и общение с заказчиком — лишь часть трудностей, которые ждут фрилансера. Для удаленных работников также встает вопрос личной ответственности и осознанности. Человек не обязан вставать в 9 утра и бежать на работу, сидеть за компьютером по восемь часов без перерыва и ловить на себе взгляды начальника. Но фрилансер должен самостоятельно распланировать рабочий день в рамках своей квартиры или коворкинга:

  • Выбрать и организовать постоянное рабочее место. Конкретный стол и стул, чтобы отождествлять их именно с работой. Как правило, мозг привыкает к тому, что кровать — место сна, обеденный стол — для приема пищи, и так далее.
  • Предупредить своих родных и близких, если вы живете с семьей. Бывает трудно обозначить другим свои границы, но это необходимо для здорового баланса между работой и личной жизнью.
  • Осознать тот факт, что вы будете работать один. Некоторым людям очень важно на регулярной основе взаимодействовать с другими людьми, и, если вы один из них, продумайте, как будете закрывать эту потребность. Например, вы можете найти группы по интересам в своем городе или онлайн-мероприятия вроде мастермайнда — групп поддержки и обмена знаниями и опытом.

Самый главный миф — это то, что фрилансер работает, сидя на берегу моря с коктейлем в руках. Напротив, у него должно быть конкретное рабочее место, в противном случае невозможно собраться и быть продуктивным.

Деньги

Четкого ответа или таблицы с расценками не существует. Рынок постоянно меняется, как и ваша скорость, компетенции и количество успешных кейсов. Сначала работать придется очень много; только со временем вы придете к какому-то оптимальному варианту или хотя бы к пониманию вашей минимальной ставки. Заработок зависит от того, как человек организует время, работу и коммуникации с клиентами.

Даже если у вас нет большого профессионального опыта, можно найти хороший проект, который позволит работать по 4–5 часов в день и нормально зарабатывать. Понятно, что ваши навыки будут влиять на стоимость, но также важно иметь усидчивость и личную ответственность. Без ответственности и усидчивости не получится применить ваши умения, а усидчивость без умений никому не нужна. Можно работать сутками и зарабатывать копейки, а можно работать мало, но эффективно и хорошо получать.

Стоит отметить, что клиент не обязан знать, сколько стоит та или иная работа. Он выставляет среднюю или даже низкую цену по рынку просто потому, что готов заплатить только такую сумму или ему так посоветовали. Задача фрилансера — объяснить заказчику, почему он столько стоит и какую пользу может принести.

Если работать на биржах фриланса, то процесс оплаты там более-менее отлажен. Заказчик должен положить деньги на депозит биржи, и фрилансер может не начинать работать, пока их там не увидит. Если работать на биржах, где депозита нет, появляются риски не получить оплату за свою работу. Конечно, плохого заказчика могут забанить на такой бирже, но какая разница, если человек так и не получил свои деньги.

Если вы сотрудничаете не через биржу, то нужно делать индивидуальный договор под каждый проект. Лучше не пытаться найти стандартную форму в интернете, а самостоятельно разработать ее: основываясь на вашем опыте, прописать допустимое количество правок, способ оплаты и конкретный перечень работ.

Налоги

Чаще всего фрилансеры работают неофициально и не платят налоги, поэтому не накапливают пенсионные. Если человек планирует серьезно зарабатывать на фрилансе, а не брать подработки один-два раза в месяц, лучше оформить свой статус официально.

Можно стать самозанятым и платить 4–6% от дохода или индивидуальным предпринимателем и платить 0–15% в зависимости от формы налогообложения (и региона, так как ставка может отличаться). ИП обязаны делать отчисления в ПФР, самозанятые — решают сами.

Каждый фрилансер выбирает свой путь, но есть и общие для многих 3 причины, которые мотивируют платить налоги:

  • Чтобы путешествовать, нужна виза, а чтобы ее получить, европейские страны должны знать происхождение ваших доходов. Если человек пишет, что он безработный, но при этом зарабатывает хорошие деньги — будут отказы.
  • Большие компании работают только по договору — с ИП или самозанятыми. Фрилансеру-физлицу такие компании разовые проекты скорее всего не дадут, каким бы крутым специалистом он ни был.
  • Неуплата налогов карается по закону.

Плюсы и минусы: подводим итог 

Стоит отметить, что не все фрилансеры работают удаленно и не каждый удаленный работник называется фрилансером. Из-за пандемии часть сотрудников на постоянной основе перешли на работу из дома, но по-прежнему считаются полноценными работниками одной компании. Мы поговорим о том, за какую работу берутся фрилансеры, где ищут заказы и как организуют свое время. 

Фрилансер за работой

Все основные моменты собраны вместе, так как плюсы для одних — это минусы для других. Решайте сами, что с бокалом: полон он наполовину или пуст.

  • Возможность самостоятельно организовать рабочее время и пространство: ведь у фрилансера нет расписания, как нет и подготовленного кем-то места. Если не нужно быть на связи, можно днем спокойно заниматься домашними делами, а ночью работать.
  • Возможность путешествовать и постоянно менять локации. Речь идет не только о Мальдивах или Бали, ведь даже осознание того, что можно в будний день собраться и поехать к другу в соседний город, греет душу.
  • Нет денежного потолка и заработок зависит от того, сколько сделал фрилансер. Плюс — вы зарабатываете столько, сколько можете «унести» заказов. Минус — есть риск не получить заказов вообще и ничего не заработать. Важно отметить, что такой подход здорово прокачивает ответственность, а человеку, который может нести ответственность за свою жизнь, уже ничего не страшно.
  • Самоорганизация и самодисциплина — обязательные условия. Некоторые люди расслабляются и в итоге ничего не делают, если на них никто не смотрит и не пинает их. Другие — банально не могут сосредоточиться, так как близкие постоянно отвлекают. Для кого-то, чтобы быть продуктивным, жизненно необходимо находиться в коллективе, где есть возможность поболтать с коллегами за обеденным перерывом или быстро решить какой-то рабочий вопрос. Фрилансер же, даже если он работает из коворкинга, в своей работе всегда один.
  • Фрилансер лишен соцпакета, так как не числится официальным сотрудником компании. Кажется, что в этом нет никакой проблемы, но со временем все задумываются о покупке жилплощади или о старости. В этом случае справляться с такими трудностями, как получение кредита в банке или отсутствие пенсии, придется самому.

Фриланс — интересное направление, которое активно развивается во всех странах. Все больше людей предпочитают заниматься любимой работой, самостоятельно распоряжаться своим временем и зарабатывать столько, сколько способны, не ограничивая себя окладом. И у всех есть такая возможность: главное — иметь желание и самодисциплину, ведь только так можно добиться хороших результатов.

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний