В последние два года e-commerce быстро набирал обороты и эта тенденция продолжится в 2022 году, по прогнозу AliExpress Россия и MPGO.
Исследование «Индекса предпринимательского оптимизма», проводимое этими компаниями, показало, что около 90% предпринимателей продолжит развивать торговлю через маркетплейсы, а 74% планируют расширить продуктовый ассортимент.
Поэтому, если вы продаете товары, но все еще не используете маркетплейс в качестве одной из площадок, самое время начать.
Разбираем, какие площадки будут популярны в 2022 году и сколько на них можно заработать.
Содержание статьи
ТОП-5 перспективных маркетплейсов 2022 года
Wildberries
Ozon
Яндекс.Маркет
AliExpress Россия
СберМегаМаркет
Ситуация на рынке
Интерес к маркетплейсам в России продолжает расти:
- В конце 2020 года по статистике АКИТ объем рынка достиг 3,2 трлн рублей, а уровень продаж вырос на 57%.
- В 2021 году динамика почти не изменилась — e-commerce показал рост в 44% относительно 2020 года по словам партнера аналитической компании Data Insight Федора Вирина. 72% покупок пользователи совершили с помощью маркетплейсов.
Продавцы
Количество предпринимателей, торгующих через маркетплейсы, также выросло. В начале 2021 года на Wildberries было зарегистрировано около 80 тысяч селлеров, в декабре — почти 450 тысяч. 90% из них — самозанятые, малый и средний бизнес.
По прогнозам аналитиков, в ближайшие 3 года маркетплейсы будут расти быстрее традиционных онлайн-магазинов. Ожидания аналитиков разнятся от 16% до 33%.
Покупатели
Покупатели стали чаще заказывать товары на маркетплейсах. В США лидер рынка — Amazon; компания контролирует почти 50% сектора, а китайские Taobao, Tmall, JD.com и eBay входят в пятерку мировых лидеров сектора.
В России подобного преимущества нет ни у одного игрока, поэтому выделить площадку, занимающую лидирующие позиции, нельзя. Крупнейший в стране маркетплейс Wildberries занимает только 13% рынка, доля рынка Ozon — около 7%.
Самыми популярными по количеству активных покупателей маркетплейсами по статистике Data Insight на сентябрь 2021 года считаются:
- Ozon,
- Wildberries,
- Яндекс.Маркет,
- AliExpress Россия.
Все перечисленные маркетплейсы универсальные. В этот список уже можно включить СберМегаМаркет — новую площадку, которая завоевывает популярность у российских бизнесменов.
ТОП-5 перспективных маркетплейсов 2022 года
Торговать через маркетплейс удобно. Площадка отвечает за привлечение трафика, прием платежей, доставку и коммуникацию с покупателем. Продавец оформляет карточки товаров, отвечает на вопросы пользователей, прорабатывает отзывы. Маркетплейсы помогают снизить издержки, найти покупателя и привлечь его внимание.
В 2022 году продолжится консолидация рынка. Эксперты прогнозируют наибольший рост у 5 основных маркетплейсов: WildBerries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Россия.
Wildberries
Wildberries считается самым крупным маркетплейсом в России. Здесь работает более 450 тысяч селлеров. Платформа помогает индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам и самозанятым продавать товары широкой аудитории. Маркетплейс сотрудничает как с производителями, так и с поставщиками.
Производители для сотрудничества с Wildberries должны предоставить комплект документов: сертификат качества, декларацию, право использовать товарный знак и т. д. Полный перечень документов указан в оферте в личном кабинете партнера. Самозанятые могут продавать только собственную продукцию.
Маркетплейс работает по двум схемам:
- Fulfillment by Operator (FBO). Wildberries берет на себя обязательства по хранению, упаковке, доставке заказов, а также по приему и обработке заявок от покупателей. Продавец обязан регулярно поставлять товары на склад.
- Fulfillment by Seller (FBS). За упаковку, сборку и хранение товаров отвечает селлер. Маркетплейс привлекает покупателей, обрабатывает заявки и доставляет их клиенту. Эта схема работы удобна селлерам, которые продают небольшие партии товаров.
Wildberries рассчитывает комиссии исходя из розничной цены, объемов продаж, категории товара и других параметров. За размещение на площадке селлер платит до 19% с каждого заказа.
Особенности размещения на Wildberries:
- Наличие собственной курьерской службы и 115 тысяч пунктов выдачи в России и за рубежом.
- Нет требований к минимальному ассортименту. Селлер может продавать даже одну позицию.
- Возможность хранить товар на складе маркетплейса.
- Разнообразие инструментов для увеличения продаж — фулфилмент, мобильное приложение, аналитика, система безопасных платежей, участие в акциях, маркетинговые инструменты для продвижения.
Недостатки площадки:
- Платные возвраты. Селлер оплачивает не только доставку до покупателя в размере 30–90 рублей, но и за возврат на склад при отказе клиента — 33 рубля.
- Платное внесение корректировок в товарную карточку.
- Wildberries продвигает селлеров, которые стабильно генерируют прибыль. При ранжировании алгоритм учитывает сумму продаж за определенное время.
- Маркетплейс делает фокус на продажи, не отслеживая накрутки недобросовестных продавцов. На первые строчки выдачи попадают популярные товары, даже если селлер искусственно увеличил просмотры.
- Маркетплейс вынуждает селлеров участвовать в акциях, выставляя собственные цены. Новички сталкиваются с целым рядом сложностей, если не учитывают колебания цен со стороны платформы.
Чтобы быстро выйти на хорошую прибыль и снизить число отказов, следуйте этим 5 советам ниже.
Ozon
Ozon — второй по величине маркетплейс России, на котором продают все категории товаров, разрешенные законом. Ежедневно на площадке пользователи оформляют 370 тысяч заказов.
Продавать товары на маркетплейсе могут индивидуальные предприниматели, юридические лица и самозанятые, а предлагать услуги — юрлица и ИП.
Селлеры могут сотрудничать с Ozon по трем схемам: FBS, FBO и RFBS.
При работе по модели FBS продавец платит за перемещение посылок со своего склада до пункта выдачи (1428 рублей), а также выплачивает комиссию за движение товара между кластерами и курьерскую доставку покупателю.
При работе по модели FBO продавец оплачивает упаковку, сортировку и доставку товара. Стоимость зависит от категории товара и его веса.
RFBS — селлер хранит товар на своем складе и осуществляет доставку до покупателя. Он может отправлять товары собственной логистической службой, транспортной компанией или курьерами. При возврате товар отправляют обратно селлеру.
Ozon берет комиссию за каждую сделку от 2% до 30% в зависимости от категории товара или услуги. Ее рассчитывают от установленной селлером стоимости товара или услуги с учетом НДС и всех акционных предложений.
Особенности размещения на Ozon:
- Более 16 млн активных клиентов.
- Более 12 тысяч пунктов выдачи.
- Много инструментов для увеличения продаж: реклама для партнеров, аналитика, подробные отчеты по реализованной продукции, обучающие программы для селлеров.
- Комиссия за возврат товара ниже, чем в других маркетплейсах — 5%.
Недостатки маркетплейса:
- Есть категории товаров, которые нельзя продавать на Ozon: алкоголь, табак, живые растения, животные, драгоценности, запрещенные товары.
- Если продавец работает по модели FBO или FBS, расходы на упаковку и доставку товара зависят от категории товара. Минимальный тариф за сортировку — 30 рублей, упаковку — от 5 руб/кг.
- Сложный функционал. Чтобы доставлять товары на склад Ozon, нужно подключить юрлицо к системе ЭДО. Доход от продажи зачисляется на расчетный счет 2 раза в неделю.
- Плохая работа службы поддержки. Единственный способ связи через личный кабинет. Техотдел может рассматривать заявку больше недели.
Для работы на Ozon не нужны декларации, сертификаты и документы, подтверждающие право на использование товарного знака.
Яндекс.Маркет
Яндекс.Маркет — маркетплейс, на котором работает больше 20 тысяч магазинов. Селлеры выбирают агрегатор за огромную аудиторию. Каждый день платформу посещает больше 7 млн пользователей. Здесь они могут сортировать товары по рейтингу и количеству заказов, проверять отзывы и заказывать товары.
На Маркете пользователи ищут разнообразные товары, но в первую очередь — бытовую технику, электронику и FMCG.
Особенности маркетплейса:
- Продавцы используют дополнительные сервисы — Яндекс.Маркет Аналитика, Журнал Маркета.
- Три модели сотрудничества: FBS, FBO и RFBS.
- Возможность масштабировать бизнес за пределами региона.
- Два варианта расчетов: за сделку — комиссия от 2%, за переход на сайт — 30 рублей.
- Ежедневные выплаты.
Недостатки маркетплейса:
- На Маркете могут размещать товары индивидуальные предприниматели и юрлица. Самозанятые на площадке работать не могут.
- Низкий уровень лояльности. При заказе товара через Яндекс.Маркет покупатель не контактирует с продавцом и при повторном заказе может не вспомнить его название.
- Блокировка магазинов. За любое нарушение технический отдел может заблокировать бизнес-аккаунт без разъяснений.
- Невозвратная комиссия. Если клиент отметит заказ, селлер все равно заплатит маркетплейсу комиссию.
- Манипуляции с кликами. Недобросовестные конкуренты могут накручивать клики конкуренту, чтобы повысить его расходы и вынудить увеличить стоимость товара.
AliExpress Россия
AliExpress — торговая площадка, где посетители могут купить товары из России, Турции, Китая и Европейских стран. Аудитория российских пользователей составляет почти 27 млн человек, оборот — более 229 млрд рублей. Каждый день пользователи делают более 64 тысяч заказов.
AliExpress Россия — совместный бизнес Mail.ru Group, Мегафон, Alibaba и РФПИ. Продавать на площадке могут индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Маркетплейс работает по двум схемам:
- Сотрудничество через AliWay — партнера AliExpress, который совершает все операции: загрузку, хранение, продвижение, упаковку и доставку товаров, а также общение с клиентами. За это компания забирает 25% от стоимости товара.
- FBS — с комиссией 5–8%.
Особенности маркетплейса:
- Низкая комиссия — от 5 до 25% в зависимости от категории.
- Поддержка начинающих селлеров. За первые 100 заказов продавцы не платят комиссию в рамках акции «Комиссия 0%». Доставка за первые 100 заказов бесплатная.
- Есть библиотека с обучающими материалами для начинающих продавцов.
- Удобство использования. Продавец может загрузить готовый YML-файл с товарами и использовать внутреннюю оптимизацию для улучшения ранжирования товаров.
- Нет комиссии за привлеченный в магазин трафик.
Недостатки:
- Сложная аналитика. Не всегда понятно, как анализировать статистические данные и оптимизировать результаты. Много ограничений, которые российскому предпринимателю непонятны.
- Долгий ответ от службы поддержки. Решение сложных вопросов может растянуться на несколько месяцев.
- Многоступенчатая система регистрации, нужно предоставить разрешительные документы и сертификаты качества.
СберМегаМаркет
СберМегаМаркет — это новый универсальный маркетплейс от Сбера, созданный на базе Goods.ru. Принцип работы на площадке такой же, как у остальных маркетплейсов.
СберМегаМаркет начал работать в апреле 2021 года. В сравнении с другими площадками на нем меньше продавцов, ниже конкуренция и меньше трафик.
Продавцы могут работать по одной из 4 схем:
- Витрина+доставка. Предприниматель упаковывает товар и передает в доставку маркетплейса после оформления заявки покупателем.
- Витрина+фулфилмент — классическая модель FBO. Все операции маркетплейс выполняет без участия продавца, который только отгружает товары на склад маркетплейса.
- Закажи и забери. Клиент резервирует товар на площадке, а забирает его сам из торговой точки.
- Доставка продавцом. Маркетплейс — витрина. Все операции по упаковке, хранению и доставке выполняет селлер.
Особенности маркетплейса:
- Низкая комиссия. За выкупленные заказы продавец платит от 2%. За расчетно-кассовое обслуживание — 1,5%, за доставку — от 50 рублей.
- Частые выплаты. Выводить деньги можно два раза в неделю.
- Есть программа лояльности для покупателей. Расходы по повышению лояльности аудитории площадка берет на себя. Доход продавца не снижают.
- Есть схема «Закажи и забери». Покупатель резервирует товар в офлайн-магазине через маркетплейс и забирает его сам.
Недостатки маркетплейса:
- Низкий трафик и мало продаж. СберМегаМаркет пока не может конкурировать по объемам продаж и лояльности пользователей с другими площадками.
- Недостаток складских помещений. У маркетплейса нет складов в регионах.
- Самозанятые не могут работать на площадке.
Это основные площадки, на которые стоит обратить внимание в 2022 году. Выбирайте маркетплейс и действуйте.
Высоких вам конверсий!