Темные паттерны (dark patterns) — это вид пользовательского интерфейса, который заставляет вас делать то, чего обычно вы не стали бы делать. Речь может идти как о простом умалчивании какой-то информации, так и об откровенной лжи. Их всех объединяет то, что они идут вразрез с намерениями пользователя и стоят им времени или лишних денег.
Задача дизайнера — создавать практичные и интуитивно понятные интерфейсы. Чтобы побудить пользователей к определенным действиям, дизайнеры часто прибегают к «убеждающим» паттернам. К ним относятся, например, создание ощущения дефицита, использование социального доказательства и поощрение клиентов.
Убеждение — положительная характеристика дизайна при условии, что это помогает клиентам достичь желаемой цели. Ситуация в корне меняется, если паттерны дизайна заставляют клиентов принимать решения, противоречащие их намерениям или интересам. Тогда-то паттерны и «темнеют».
Темные паттерны стали настолько частым явлением в дизайне интерфейсов, что иногда их бывает сложно определить.
В статье мы делимся советами Майкла Крейга (Michael Craig) для Toptal о том, как определить 13 самых распространенных темных паттернов и чем их можно заменить.
Содержание статьи
Что такое темные паттерны и почему их лучше избегать?
13 темных паттернов и чем их заменить
Заключение
Что такое темные паттерны и почему их лучше избегать?
Темные паттерны используют психологию с одной-единственной целью — заставить человека действовать вопреки своим интересам. Это неэтично и может быть незаконно.
В 2019 году исследователи Принстонского университета проанализировали около 53 000 продуктовых страниц на 11 000 сайтах и обнаружили, что 11% этих сайтов содержали темные паттерны.
Цена использования темных паттернов — утраченное доверие клиентов. Темные паттерны формируют плохой клиентский опыт, что, в свою очередь, приводит к потере пользователей.
По данным PwC
Дизайнеры должны всегда придерживаться прозрачного UX, который позволяет клиентам принимать собственные решения.
Чтобы оценить собственный дизайн, задайте себе следующие вопросы:
- Учитывает ли дизайн интересы клиента?
- Если бы я был покупателем, чувствовал бы я, что со мной поступают честно?
- Может ли этот паттерн дизайна навредить репутации компании?
- Не нарушает ли этот дизайн какие-либо законы?
13 темных паттернов и чем их заменить
Мы подготовили инфографику с 13 самыми распространенными видами темных паттернов и их этичными альтернативами. Следует отметить, что эти паттерны встречаются как по отдельности, так и в комбинациях друг с другом.
Заключение
Многие дизайнеры обращаются к темным паттернам, чтобы повысить вовлеченность пользователей, увеличить количество подписок и продаж. Но стоит понимать, что подобными приемами манипулирования вы только подорвете доверие клиентов и уменьшите количество своих пользователей.
Единственный разумный способ защитить бизнес в долгосрочной перспективе — обеспечить клиентам опыт, учитывающий их интересы.
Высоких вам конверсий!
По материалам: toptal.com. Автор: Michael Craig. Изображение: freepik.com.