В нашем новом посте мы хотели бы затронуть крайне любопытную тему – как же все-таки самые знаменитые бренды Глобальной сети зарабатывают огромные деньги на формально бесплатных сервисах и программных продуктах? Ниже мы рассмотрим актуальные маркетинговые стратегии некоторых крупнейших компаний, основным источником дохода которых является Интернет.
Dropbox
Как зарабатывает: подписчики, Freemium-модель
Dropbox на сегодняшний день представляет собой один из крупнейших сервисов файл-хостинга, позволяющий пользователям хранить свои данные в «облачном хранилище», доступ к которому возможен с любого подключенного к Интернету устройства в независимости от установленной на нем операционной системы. Доступность и универсальность сервиса – его главный козырь в схватке с конкурентами: да, на момент достижения Dropbox рубежа в 100 000 000 пользователей (ноябрь 2012 года), количество пользователей облачного сервиса iCloud от Apple равнялось 190 миллионам, однако процедура регистрации на «яблочном» сервисе жестко привязана к наличию универсального идентификатора Apple ID, в то время как для регистрации на Dropbox достаточно указать адрес электронной почты.
Проект, запущенный в 2007 году двумя выпускниками Массачусетского технологического института, Дрю Хьюстоном (Drew Houston) и Арашем Фирдоуси (Arash Ferdowsi), считается одним из самых «горячих» стартапов за всю историю IT-индустрии. Самим фактом своего феноменального взлета Dropbox доказывает жизнеспособность Freemium-модели распространения продукта: в 2011 году компания получила $240 000 000 чистой прибыли, несмотря на то, что 96% клиентов пользуются сервисом бесплатно.
Этот феномен связан с общепризнанным качеством и удобством этого облачного файл-хостинга – ежедневно тысячи новых клиентов получают свои бесплатные 2 Гигабайта дискового пространства, а спустя некоторое время – как гласит известная поговорка «к хорошему привыкаешь быстро» – некоторые из них покупают себе платные аккаунты (с июля 2012 Dropbox вдвое увеличил дисковый объем, предоставляемый «за те же деньги»: минимальный тариф, равный $9.99 в месяц, теперь позволяет пользоваться 100GB «виртуального склада»). У Dropbox появились и солидные корпоративные клиенты, приносящие компании основной финансовый доход.
Благодаря грамотной экономической модели во второй половине 2011 года сервис перешел в состояние «абсолютной рентабельности»: компания в 2012 году удвоит свои прибыли, даже не получив ни одного нового «платного» клиента. Заметим, что не последнюю роль в высокой экономической эффективности Dropbox играет яростное неприятие руководством компании такого явления как «раздувание штатов»: сейчас в компании трудится 70 человек, преимущественно инженеров-электронщиков и программистов, причем прибыль, приносимая каждым работником, в 3 раза превышает аналогичный показатель для корпорации Google.
Для веб-маркетологов будет любопытным и поучительным пример отношения Хьюстона к рекламе. Сам Хьюстон рассказывает об этом так: «Мы наняли ровным счетом одного парня, отлично разбиравшегося в интернет-маркетинге, и оплатили размещение рекламы в Google AdWords, насколько я помню, долларов триста». Хьюстон также мастерски использовал систему рефералов, предлагая каждому новому клиенту 250 Мб (с 2012 года – 500 Мб) «подарочного» дискового пространства за каждого приглашенного реферала, зарегистрировавшегося на Dropbox.
Неудивительно, что число клиентов сервиса увеличивалось подобно снежному кому, катящемуся с горы. Хьюстон проявил себе подлинным первопроходцем и в деле использования видео для рекламы своего продукта: вместо таблиц с характеристиками и прайс-листов он применил самодельный видеоролик, наглядно объясняющий простоту и удобство нового сервиса.
- Как не потратить 35 000 000 долларов на маркетинг?
- 5 доводов в пользу размещения видео на целевой странице: цифры и факты
- Преимущества использования видео-роликов на целевых страницах
Как зарабатывает: реклама
В нашем блоге мы не раз публиковали материалы о крупнейшей в мире социальной сети Facebook. Наши постоянные читатели уже давно знают – и возможно, используют эти знания в своих маркетинговых кампаниях – о том, что основным источником прибылей для Facebook является реклама. Так, например, за три первые месяца 2012 года Facebook заработал на размещении рекламы $872 000 000, или, другими словами, каждый пользователь этого социального сервиса «принес в копилку» компании приблизительно 1 доллар, что составляет 82% от общей прибыли. Для 2011 года аналогичные показатели выглядели так: общий оборот оставлял $3 710 000 000 (5-кратное увеличение за 3 года!), чистая прибыль – 1 миллиард долларов.
Заметим, что доля прибыли от рекламы Facebook несколько уменьшилась в общем объеме доходов социальной сети, немного потесненная отчислениями от покупки виртуальных товаров через платежную систему Facebook – мы имеем в виду затраты, например, на «семена овощных и фруктовых культур», которые приобретают поклонники игры FarmVille. Несмотря на кажущуюся несерьезность подобного бизнеса, отчеты Facebook говорят, скорее, об обратном: на рынке виртуальных товаров к 2014 году будет обращаться приблизительно 15 000 000 000 долларов.
Однако в ближайшем будущем основную часть доходов крупнейшей социальной сети будут составлять прибыли от рекламы, что немудрено: количество информации, которую Facebook накопил о своих пользователях, позволяет рекламодателям с исключительной точностью таргетировать маркетинговые кампании буквально на каждого отдельно взятого участника социальной сети.
- Реклама в социальной сети Facebook для новичков
- Реклама в социальной сети Facebook для новичков (продолжение)
- Facebook тестирует новую систему рейтингов комментариев
- Facebook тестирует инструмент для определения ROI рекламных объявлений
Mozilla Foundation
Как зарабатывает: роялти*
*(royalty) — периодические выплаты за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности.
Любопытный факт – почти все доходы Mozilla Foundation (97% от $104 000 000) поступают в буквальном смысле слов из поискового окна браузера Firefox, и львиную долю этих доходов (86%, 85 млн. долларов США) составляют роялти, выплачиваемые поисковой системой, установленной в «Огненной Лисе» по умолчанию – Google. На первый взгляд, ситуация выглядит вполне абсурдной: казалось бы, зачем Google, обладающему великолепным браузером Chrome, являющимся одним из самых известных продуктов поискового гиганта, «подкармливать» своего опаснейшего конкурента – Firefox? Ответ прост: все дело в деньгах.
Действительно, Mozilla сильно заинтересована в отчислениях, выплачиваемых Google, но не нужно забывать, что сам «поисковый сервис номер 1» полностью зависит от поискового трафика: из $8 580 000 000, заработанных Google в первом квартале 2011 года, 97% были получены от размещения рекламы. Иными словами, статус Google в качестве поисковой системы по умолчанию для большинства из 450 миллионов пользователей Firefox непосредственно конвертируется в миллионы – возможно, что и миллиарды – долларов доходов. Похожая история разыгрывается и с компанией Opera Software, регулярно проводящей аукцион на размещение в своем браузере поисковой системы по умолчанию: поисковый трафик приносит огромные деньги.
Конечно, вы можете возразить, что Google мог бы потратить эти 85 миллионов на рекламу Chrome или операционной системы Android, но вы также должны помнить, что внушительно звучащие $85 000 000 составляют примерно 2% от общего объема маркетинговых расходов Google за 2011 год (4 млрд. долларов), что автоматически означает, что Firefox является самым дешевым источником трафика для «поисковика номер 1».
В полном соответствии со своим названием «Огненная Лиса» устроилась на рынке «по-лисьему» хитро: ее возможный разрыв с Google нанесет массированный удар именно по крупнейшей поисковой системе, отнюдь не по популярному браузеру, создателям и владельцам которого регулярно делает заманчивые предложения новый грозный игрок на рынке – Bing, располагающий практически неограниченными финансовыми возможностями.
Крайне неудачно стартовавший поисковый сервис Bing от софтверного гиганта Microsoft постепенно отвоевывает часть североамериканского рынка, а в планах его владельцев звучат грозные цифры – Bing намеревается контролировать 20% мирового рынка поиска, что обернется для Google многомиллионными потерями, на фоне которых ежегодные 85 миллионов для Mozilla Foundation выглядят ничтожно малой величиной. Ну а пока что мы можем наблюдать взаимовыгодное сотрудничество двух, казалось бы, естественных конкурентов – владельцев браузеров Chrome (Google Inc.) и Firefox (Mozilla Foundation).
Netflix
Как зарабатывает: подписчики
В июле 2012 года инвесторы могли довольно потирать ладони: сервис потокового видео и проката DVD-дисков Netflix наконец выбрался из тупиковой ситуации и начал приносить прибыль. По результатам второго квартала 2012 года Netflix собрал 889 млн. долларов выручки, $6 000 000 из которых составила чистая прибыль, приносившая 11 центов дивидендов на акцию.
Перед нами наглядный пример того, как стремительно меняющиеся технологии могут нанести удар даже по очень передовому бизнес-проекту, плотно «завязанному» на этих самых высоких технологиях. Компания Netflix, с самого своего образования в 1997 году занимавшаяся разработкой технологий для трансляции потокового видео, а с 1999 года обладавшая своим интернет-сервисом для продажи потокового мультимедийного контента по схеме «видео по требованию» (Video on Demand), совершила почти что роковую ошибку, сосредоточив основные усилия на прокате видеофильмов на DVD-дисках на территории Соединенных Штатов.
Падение популярности DVD, вытесненных более совершенными носителями и тем самым потоковым видео, у истоков какового в числе немногих находился и сервис Netflix, привело к уменьшению абонентской базы в 2012 на 50% по сравнению с 2010 годом. Сокращение количества клиентов и требования инвесторов выплачивать дивиденды подтолкнули главного исполнительного директора Рида Хастингса (Reed Hastings) к отчаянному шагу: в июле 2011 года он объявил о повышении стоимости транслируемого видео на 60%!
На что же рассчитывал мистер Рид, принимая на первый взгляд такое опрометчивое решение? Правильный ответ таков: на радикальное повышение качества предлагаемого пользователям видеоконтента. Одним из первых шагов в этом направлении было заключение эксклюзивного контракта между Netflix и кинокомпанией The Weinstein Company, являющейся собственником таких широко известных фильмов как «Бесславные ублюдки» и «Джанго освобождённый» Квентина Тарантино, «Хэллоуин-2007» Роба Зомби и «Капитализм: история любви» Майкла Мура.
Одним из самых важных пунктов контракта является договоренность о том, что Netflix сможет бесплатно демонстрировать новинки кинопроката от братьев Вайнштейн спустя 12 месяцев после их премьерных показов в кинотеатрах – обычно «пауза» между кинопремьерой и бесплатной демонстрацией фильма в сети потокового видео составляет 8 лет. Посмотрим, удастся ли Netflix вернуть себе прежних абонентов и покорить сердца новых онлайн-кинозрителей.
Skype
Как зарабатывает: подписчики, Freemium-модель
Первая мысль, которая приходит в голову обычному пользователю при слове «Skype», будет, вероятнее всего, звучать как «Бесплатные звонки». Да, действительно, Skype позволяет совершать бесплатные голосовые звонки и видеозвонки и проводить голосовые и текстовые конференции между абонентами этой системы интернет-телефонии. Бесплатный обмен мгновенными сообщениями, бесплатная отправка файлов между абонентами – на чем же тогда Skype зарабатывает свои деньги?
Дело в том, что Skype имеет много действительно замечательных дополнительных возможностей, стоящих совсем недорого. Не все, например, помнят, что эта система позволяет совершать дешевые звонки на мобильные и стационарные телефоны по всему миру. Все, что вам нужно для этого – немного денег на счете Skype или ежемесячная подписка на расширенные услуги сервиса. В этом случае вы сможете использовать свой счет в Skype для применения множества добавочных функций этого сервиса, таких как отправка текстовых сообщений в любую точку мира или подключение к Интернету через миллион общественных точек доступа WiFi или проведение видеоконференции для группы из 10 коллег, родственников или знакомых. Самое же замечательное в ценовой политике Skype – это то, что все основные функции сервиса остаются бесплатными.
Мы надеемся, что приведенные нами примеры из рыночной практики Интернет-гигантов оказались для вас, дорогие читатели, интересными и полезными.
Высоких вам конверсий!
По материалам www.seerinteractive.com