Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Дизайн и брендинг >
  4. Что такое цифровое искусство и как стать цифровым художником

Что такое цифровое искусство и как стать цифровым художником

Что такое цифровое искусство и как стать цифровым художником

Цифровое искусство — это творческая деятельность, в которой используют компьютеры, программы, скрипты. Готовые произведения можно увидеть только на экранах гаджетов или через электронный девайс, а количество копий может быть бесконечным.

Коллекционеры мира скупают цифровые произведения, а чтобы стать диджитал-художником, не надо учиться рисовать маслом или углем, можно обойтись графическим планшетом, созданный шедевр разместить на NFT-платформе и продать ценителям за сотни долларов.

Мы рассказываем и показываем, что такое цифровое искусство и какие бывают виды диджитал-арта, а также объясняем, кто такой цифровой художник и где на него выучиться. Рекомендуем к прочтению, если хотите работать в творческой профессии, но не знаете, что выбрать и как начать.

Нет времени читать статью? Найдите её в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание

Что такое цифровое искусство?

Где можно встретить цифровое искусство?

Каким бывает цифровое искусство: основные виды

Цифровая живопись
Трехмерная графика
Глитч-арт
Пиксельная графика
Алгоритмическое искусство
Фрактальное искусство
Компьютерная графика
Векторная графика
Фотобаш
Цифровой коллаж
Цифровая фотография

Кто создает цифровые шедевры?

Как выучиться на цифрового художника?

ВУЗ
Онлайн-курсы
Самостоятельное обучение

Что запомнить

Что такое цифровое искусство?

Цифровое искусство — это создание художественных произведений не классическими методами вроде пастели, гипса или красок, а через компьютерные технологии, программный код и графические пакеты. Такое искусство еще называют компьютерным, диджитал, кибер или digital art.

Цифровое искусство имеет множество воплощений. Произведениями могут быть векторные рисунки, 3D-графика, анимации, спецэффекты, цифровая фотография и объекты дополненной реальности.

Цифровое искусство имеет множество воплощений.
Изображение: Riseart. Автор: Карл Мур

Цифровое искусство зародилось в 1960-х годах в США с Джона Уитни, американского аниматора и композитора. С помощью аналогового компьютера он создавал кибернетические фильмы, заставки и спецэффекты. В работе использовал не инструменты традиционного искусства, а математические формулы и компьютеры.

Цифровой фильм «Каталог» Джона Уитни

Первую выставку компьютерных произведений провели в 1965 году в Нью-Йорке, а в 1968 году — в Лондоне. Вслед за первопроходцами использовать в работах возможности компьютерных вычислений стали и другие деятели искусства. Даже знаменитый американский художник Энди Уорхол в свое время создал цифровую картину на компьютере Amiga 1000 в рамках рекламной кампании производителя. Что получилось, видно на видео ниже.

Цифровой портрет американской певицы Деборы Харри, созданный Энди Уорхол

Пока цифровое искусство набирало обороты, не обошлось без споров: считать ли его настоящим. Но со временем все согласились: киберискусство требует тех же творческих приемов, что и традиционное, просто художники выражают себя через другие инструменты.

Среди главных особенностей цифрового искусства выделяют следующее:

  • оригинал невозможно отличить от копии, поскольку произведение искусства не зависит от материальных носителей, а существует в виде кода — нулей и единиц;
  • готовый результат может состоять из нескольких форм — цифровой фотографии, векторных изображений, 3D-графики;
  • произведение создается с помощью любых доступных компьютерных технологий, но через призму творчества художника;
  • результат творчества можно выпускать неограниченным тиражом;
  • диджитал-произведения проще хранить и передавать другим людям — не надо транспортировать, переживать о сохранении, пересылка происходит за пару кликов. 
AR-скульптура в Гонконге американского художника, скульптора и дизайнера Kaws.
AR-скульптура в Гонконге американского художника, скульптора и дизайнера Kaws. Изображение: Acute Art

Где можно встретить цифровое искусство?

Во-первых, познакомиться с цифровым искусством можно на обычных выставках в музеях и галереях. Так, например, на международной ярмарке Cosmosсow в 2021 году цифровые произведения посетители рассматривали на телевизорах Samsung.

Часть цифровых произведений с ярмарки Cosmosсow, на которой Samsung выступил спонсором.
Часть цифровых произведений с ярмарки Cosmosсow, на которой Samsung выступил спонсором. Изображение: Samsung

А знаменитые «Живые полотна Ван Гога» — выставка, на которой работы художника представлены в виде проекций — не что иное, как разновидность киберискусства. Без компьютерных технологий она была бы невозможна. 

Кадры с выставки «Живые полотна Ван Гога».
Кадры с выставки «Живые полотна Ван Гога». Изображение: Artplay

Международных фестивалей цифрового искусства множество, вот только самые популярные:

  • Ежегодный фестиваль Ars Electronica, в Австрии;
  • Форум WRO Media Art Biennale во Вроцлаве;
  • Фестиваль FILE Festival в Бразилии, а конкретно в городах Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Порту-Алегри;
  • Фестиваль Transmediale в Берлине.

Еще цифровое искусство можно встретить на улицах городов, например, в виде инсталляций. Одна из знаменитых — WDCH Dreams турецко-американского художника Рефика Анадолва на улице Лос-Анджелеса.

Световая инсталляция WDCH Dreams в Лос-Анджелесе, созданная цифровым художником Рефиком Анадолвом

Похожие инсталляции устраивают и в Санкт-Петербурге. «Чудо света» — ежегодное событие Северной столицы и пример компьютерного искусства.

Световые проекции создают с помощью компьютерных технологий и переносят в реальный мир

Наконец, авторы цифрового искусства создают блоги, YouTube-каналы и аккаунты на специализированных площадках вроде Dribble и Behance. Там они делятся своим творчеством, привлекают инвесторов и собирают фан-клубы.

Dribble — это онлайн-платформа для диджитал-художников и дизайнеров
Dribble — это онлайн-платформа для диджитал-художников и дизайнеров
Behance — это международная среда для общения дизайнеров, художников и иллюстраторов со всего мира
Behance — это международная среда для общения дизайнеров, художников и иллюстраторов со всего мира

В коммерческих целях digital art используют в рекламе, СМИ, для создания визуальных эффектов в фильмах.

Любые спецэффекты, графика и 3D-объекты в рекламе и фильмах — это пример коммерческого цифрового творчества
Любые спецэффекты, графика и 3D-объекты в рекламе и фильмах — это пример коммерческого цифрового творчества

Цифровые произведения искусства активно продвигаются на NFT. То есть специальных площадках, на которых продают произведения в виде зашифрованной единицы криптовалюты. Некоторые NFT-картины стоят дороже исходников. Тот кто купит NFT, станет ее законным правообладателем.

Каким бывает цифровое искусство: основные виды

Художники воплощают цифровое искусство в разных формах. Перечислить все невозможно — список займет десятки страниц, поэтому расскажем про основные.

Цифровая живопись

Это форма цифрового искусства, при которой художники стремятся максимально воспроизвести традиционные приемы рисования, но используют для этого не масло, краски, пастель и полотна, а планшет и стилус — электронное перо.

Цифровая живопись
Изображение: Devianart. Автор: Marta Dahlig

Цифровую живопись очень трудно отличить от классической. А все потому, что художник может менять ширину и толщину линий, настраивать мазки и текстуры, работать со слоями. При этом без художественных навыков не обойтись. Надо разбираться в перспективе, знать пропорции, композицию и анатомию. Только тогда получится создать реалистичные картины.

Трехмерная графика

Трёхмерная графика — это разновидность компьютерной графики, в которой изображения получают путем моделирования 3D-объектов. Создавать можно мультяшные, абстрактные или реалистичные модели — все на усмотрение художника.

Среди дополнительных инструментов — структуры высокой детализации, текстуры, освещения, а при желании можно добавить анимацию.

Трёхмерная графика — это разновидность компьютерной графики, в которой изображения получают путем моделирования 3D-объектов.
Изображение: Dribbble. Автор: Mr.MAD RABBIT

Глитч-арт

Абстрактная форма цифрового искусства, при которой художники используют запрограммированные сбои, ошибки и баги. Для создания глитча существует множество инструментов: фильтры, приложения, специально вызванные помехи на видео, после которых делают захват изображения. Иногда на глитч накладывают 2D-изображения или цифровые фотографии, создавая коллажи.

Глитч-арт
Изображение: Behance. Автор: Erika Berger

Кому-то данный цифровой жанр кажется беспорядочным, но благодаря ярким цветам глитч-картины могут вызывать странные эмоции и ощущения. За это их и ценят.

Пиксельная графика

Картины рисуют с помощью точек — пикселей, а разрешение изображения выбирается настолько маленьким, что каждую точку можно различить. Принято считать, что пиксельное искусство уходит корнями в кубизм Пикассо и сюрреализм Дали.

Пиксельная графика
Изображение: Tumblr. Автор: lennsan

Особенность пиксельной графики — картина рисуется пиксельно, то есть по точкам. А для работы нужны всего три простых инструмента: «карандаш», «прямая» и «заливка».

Однако рисуют пиксельную графику не только в простых графических редакторах вроде Paint, но и в объемных 3D-пакетах, а готовые результаты анимируют для роликов или видеоигр.

Алгоритмическое искусство

Это изображение, которое получают через написанный компьютерный код. Хотя художник примерно понимает, какой получится его картина, результат всегда непредсказуемый. А если он добавит в код неопределенностей, то результат может выйти совершенно неожиданным.

Алгоритмическое искусство
Изображение: Flickr. Автор: Mikael Hvidtfeldt Christensen

Чтобы создавать произведения, художник должен разбираться в языках программирования и знать математику. Такого художника называют алгористом.

Фрактальное искусство

Фрактальное искусство происходит от алгоритмического, включает в себя сложные геометрические узоры и фрактальные мозаики. Базируется на использовании фрактала, то есть бесконечного паттерна, одинакового в различных масштабах.

Художники используют компьютерные алгоритмы, коды и математические уравнения, чтобы создавать 2D- и 3D-мозаики. Если начать приближать фрактальную картину, можно увидеть повторяющиеся узоры.

Фрактальное искусство
Изображение: Matthias Hauser

Компьютерная графика

Компьютерная графика, CGI или Computer-Generated Imagery, включает в себя как статические, так и динамические изображения с использованием компьютерной 3D-графики. В CGI Art все, что художник нарисует, можно анимировать.

Сначала художник моделирует объекты на компьютере, потом трехмерным фигурам создает виртуальные скелеты и далее отрисовывает виртуальную анимацию. Часто компьютерную графику используют в кинематографе, видеороликах и компьютерных играх.

Компьютерная графика
Изображение: Behance

Векторная графика

Векторное искусство — это тип иллюстраций, который описывается математическими формулами. Формулы определяют положение нарисованных элементов, их форму, параметры обводки, заливки, прозрачности.

Когда художник рисует векторную графику, то, по сути, он собирает ее из линий и кривых. Особенность векторных изображений — сколько их не масштабируй, в качестве они не потеряют. А художника, который работает с векторной графикой, называют иллюстратором. 

Векторная графика
Изображение: Behance. Автор: Катя Гурева

Фотобаш

Фотобаш — это способ создания изображения с помощью реальной фотографии и цифровых изобразительных инструментов: 2D- и 3D-графики, текстур, векторов и алгоритмических форм.

Суть фотобаша: художники создают рисунок, а потом дополняют его отдельными элементами, например, вырезанными из фотографий. Так иллюстрации получаются более реалистичными, а художник тратит меньше времени на отрисовку всех частей картины.

Фотобаш
Изображение: ArtStation. Автор: Александр Бородин

Цифровой коллаж

Цифровой коллаж — это техника объединения разных изображений и графических объектов в одну картину. Фотографии объединяют с векторными рисунками, на них рисуют, добавляют спецэффекты. Коллажи используют для иллюстрирования журналов, создания рекламных баннеров и обложек.

Цифровой коллаж
Изображение: Artconnect. Автор: Guille Pachelo

Цифровая фотография

Это фотографии, которые получают через цифровые камеры, смартфоны и веб-камеры. До, прямо во время или после съемки цифровой фотограф может отредактировать процесс: изменить яркость, контрастность, добавить рамки, обрезать фото, наложить фильтр.

Кто создает цифровые шедевры?

Цифровые или диджитал-художники. У большинства из них есть традиционное художественное образование, но дополнительно они глубоко разбираются в графических программах и компьютерных технологиях. Для творчества они используют графические пакеты, планшеты с цифровым пером и цифровые видеокамеры.

На самом деле нет конкретного списка, что должен уметь диджитал-художник. Многое зависит от выбранного направления. Можно начать, например, с векторной графики, потом изучить цифровую живопись, а дальше освоить 3D-графику. И для всего этого понадобятся разные программы и технологии.

Зарплата художника зависит от того, как он работает — на фрилансе, в дизайнерском бюро или продуктовой компании. В среднем, платят от 60 000 руб. Но чем сильнее скиллы и сложнее проекты, тем выше заработок.

Зарплата цифрового художника, по данным сайта JobFilter
Зарплата цифрового художника, по данным сайта JobFilter

Что важно: цифровой художник — это не то же самое, что графический дизайнер. Между профессиями есть разница, и вот какая.

Изначально графические дизайнеры работали над печатными изданиями, а когда появились компьютеры, те перенесли работу в цифровую форму. Но смысл работы не поменялся: дизайнеры должны передавать через статические изображения некоторые сообщения и создавать их по определенным правилам.

Рассмотрим на примере упаковки мороженого.

Рассмотрим на примере упаковки мороженого.
Изображение: Behance. Автор: Татьяна Омелюсик

А вот сообщение, которое должна транслировать работа:

сообщение, которое должна транслировать работа
Изображение: Behance. Автор: Татьяна Омелюсик

Цифровые художники не передают сообщение, например рекламное или социальное. Они выражают себя через творчество, но с использованием компьютерных технологий. Диджитал-дизайнеры также не разбираются в печатных изданиях и не обязаны знать требования, которые к ним применяют.

Как выучиться на цифрового художника?

Выучиться на цифрового художника можно в вузе, на онлайн-курсах или самостоятельно.

ВУЗ

Сразу скажем, что в университетах объяснят, как владеть компьютерной графикой, научат рисовать эскизы, строить пропорции, но не обучат всем возможностям компьютерного рисования. Зато после выпуска будет крепкая художественная база, затем можно самостоятельно прокачать знания в дополнительных графических пакетах и пробовать себя в других направлениях.

Обучают диджитал-искусству вот где:

  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица, специальность 54.05.03, «Художник анимации и компьютерной графики».
  • РГУ им. А.Н.Косыгина, специальность либо 09.03.02 «Информационные технологии в дизайне», либо 54.03.03 «Диджитал-арт и компьютерные технологии в современном искусстве».
  • ВГИК им. С.А. Герасимова, 54.05.03 «Графика», специальность «Художник анимации и компьютерной графики».

Обучение в вузах стоит дорого — в среднем от 200 000 руб. в год, а длится 4–6 лет. Зато после выпуска вы разбираетесь в истории искусства, умеете рисовать с натуры, знаете основные графические пакеты, а на руках имеете диплом государственного образца.

Онлайн-курсы

В интернете горы онлайн-курсов, на которых можно сразу учиться работать в конкретном направлении: например, в векторной графике, 3D-графике или цифровой живописи.

Плюсы онлайн-обучения: учитесь дистанционно в своем темпе, времени уходит меньше, а после выпуска у вас портфолио с работами. Из минусов: надо обладать дисциплиной, чтобы не отвлечься на личные дела, может не хватить базовых знаний вроде умения работать с перспективой и пропорциями, а диплом после выпуска — всего лишь бумажка без юридической силы.

С другой стороны работодателям, как правило, нет дела до диплома, а выбор кандидата на вакансию происходит по портфолио и тестовому заданию. Большой выбор программ на курсах позволяет сразу начать осваивать понравившееся направление.

Учиться на компьютерного художника можно на следующих курсах:

Самостоятельное обучение

Самостоятельно получить специальность сложно, но при должной настойчивости реально освоить базу и начать развиваться как художник на фриланс-проектах.
Рекомендуем смотреть бесплатные уроки на YouTube, например эти:

Еще советуем находить художников, которые работают в понравившемся жанре, подписываться на них и следить за их творчеством. Это разовьет насмотренность — будет легче создавать собственные произведения.

Что запомнить

  1. Цифровое искусство — это направление, в котором, чтобы создавать шедевры, используют компьютеры, программы и скрипты.
  2. Занимаются цифровым искусством цифровые художники, а встретить их работы можно в музеях, на выставках, фестивалях, улицах города, в рекламе, фильмах и интернете.
  3. Существует множество жанров диджитал-искусства, например цифровая живопись, фотобаш, глитч-арт, пиксельная графика.
  4. Чтобы начать работать по профессии цифрового художника, надо научиться базовым художественным приемам и освоить графические пакеты. Учиться можно в вузах, на онлайн-курсах или самостоятельно.

Высоких вам конверсий! 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний