Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. STEM-образование: что это, кому необходимо и какая от него польза

STEM-образование: что это, кому необходимо и какая от него польза

STEM-образование: что это, кому необходимо и какая от него польза

STEM, или Science, Technology, Engineering, Math, — это подход к образованию, когда технические, инженерные науки и естественные науки изучают не по отдельности, а вместе как единую науку. После STEM-учебы выпускники — это высококвалифицированные инженеры, способные решать задачи с разных сторон, а не в контексте одной технологии или научной области.

По прогнозам американских аналитиков из Бюро статистики труда спрос на профессии, связанных со STEM, вырастет на 10,5% в период с 2020 по 2030 год. В России пока прогнозы не делают, но факт: STEM — мировой тренд. Его используют в Австралии, Финляндии, Канаде, Китае, Турции, а значит, потребность в STEM-кадрах придет и к нам.

По этой причине мы решили рассказать про STEM. Если раздумываете поменять профессию либо получить основное или дополнительное образования, узнайте все про эту методику из нашей статьи.

Нет времени читать статью? Найдите её в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Что такое STEM-образование?

Какие навыки дает STEM?

Какие перспективы у тех, кто учился по STEM?

В каких компаниях ценят STEM-образование?

Где учиться по системе STEM?

Подытожим

Что такое STEM-образование?

STEM-образование — это метод обучения, в котором между разными дисциплинами выстраивают связи. Он противопоставляется классическому обучению, когда студенты учат каждый предмет по отдельности, но потом не могут применить знания условной геометрии в задачах по физике.

STEM — это акроним, расшифровывается как Science, Technology, Engineering, Mathematics, что дословно переводится: Наука, Технология, Инженерия и Математика.

STEM появилось в США в 2001 году и задумывалось как новый подход к системе образования: студенты изучают не отдельные науки, а их взаимосвязь. Во время учебы много практикуются — в университете или на стажировках. Так им удается получить максимально приближенный к будущей профессии опыт. При этом традиционные научные концепции остаются прежними. Меняется только формат обучения.

Причин, почему возник тренд на STEM, две:

  1. Технологии вроде Big Data, искусственного интеллекта и машинного обучения массово используются компаниями в разных отраслях — от ритейла до финансовых организаций. Необходимы спецы, которые могут работать с технологиями, быстро их осваивать и применять.
  2. Не хватает кадров, которые не только теоретически разбираются в технологиях, но и понимают, как применить их в ежедневной рутине бизнеса наилучшим образом. То есть обладают практическим опытом сразу после выпуска из университета.

Так как STEM появилось относительно недавно, до сих пор идут дискуссии, каким профессиям можно обучать в рамках этой концепции. Например, недавно по STEM стали учить медиков, психологов и фармацевтов. А в 2019 году STEM-специальностью признали архитектуру. Про экономику, политические и социальные науки пока нет однозначного мнения: кто-то считает, что их можно учить по STEM-методике, а другие — что нет.

У STEM есть несколько принципов, которые образовательные учреждения должны соблюдать. Про них ниже:

  • Междисциплинарность. Дисциплины изучают не отдельно друг от друга, а вместе как единую систему. Так повышается способность студентов применять на практике все знания одновременно.
  • Развитие креативности. У бизнеса могут возникнуть нетипичные задачи, которые стандартными методами не решить. Поэтому STEM-выпускники умеют креативить: осваивать новые технологии, генерировать идеи и воплощать их в жизнь, даже если ранее никто ничего подобного не делал.
  • Развитие критического мышления. В STEM все факты, знания и навыки не принимаются на веру, а постоянно проверяются и анализируются. Это гарантирует точность результатов работы и снижение ошибок.
  • Практика. Учеба не строится на одной теории, нужна практика. Без нее не получится решать прикладные задачи.
  • Проектная работа. Без проектов нельзя: там студенты прокачивают навыки общения, учатся организовывают работу в разных командах плюс разбивать большие задачи на поменьше. Проектами студенты занимаются во время учебы либо на стажировках в организациях.

Какие навыки дает STEM?

Помимо знаний, STEM-образование отвечает за выработку навыков, которые пригодятся потом в бизнесе:

  • Разбираться в статистике. Во многих STEM-программах большое внимание уделяют статистике. Эта дисциплина полезна тем, что применима в любой работе — от разработки до научных исследований. Статистика помогает просчитать, с какой вероятностью могут возникать разные ошибки в работе или на проектах. Это полезно, когда надо оценить риски или финансовые инвестиции.
  • Критически мыслить. Студенты STEM-программ учатся непредвзято анализировать информацию и приходить к объективным выводам.
  • Мыслить творчески и нестандартно. По системе STEM студентов учат мыслить нестандартно, смотреть на привычные проблемы под новым углом. После выпуска специалисты не боятся идти на риск и предлагать смелые новые идеи. Так бизнес выпускает уникальные продукты и технологии, которые пользуются спросом на рынках.
  • Мыслить инженерно-конструкторски. Инженерно-конструкторское мышление помогает заниматься сложными разработками, научными исследованиями и внедрениями новых технологий. Дело в том, что если спец умеет мыслить как инженер, он не сразу берется за решение задачи, а выполняет целый алгоритм: определяет проблемы, ищет их решения, создает прототипы и тестирует их множество раз. Если хотя бы один шаг пропустить, решение будет сырым, с ошибками и никому не принесет пользы.
  • Аргументировать. Выпускники STEM умеют обосновывать свою позицию, приводить доводы и влиять на мнение других людей. Это полезный навык, особенно на управленческих должностях, когда, например, надо договориться с инвестором или соучредителями.
  • Работать в команде. STEM-студенты учатся сотрудничать. Поэтому после выпуска они знают, как собрать команду, распределить задачи, коммуницировать друг с другом.
  • Принимать решения на основе данных. Это способность, благодаря которой специалист принимает решения на основе научных данных, а не интуитивно. Студенты STEM учатся развивать этот навык, собирая, анализируя и интерпретируя различные данные.

Какие перспективы у тех, кто учился по STEM?

Искать работу STEM-специалисты могут в отечественных, европейских и американских компаниях. Все потому, что инновации и цифровые технологии использует фактически любой бизнес в любой стране. А сотрудники, которые умеют решать нетипичные задачи и обрабатывать данные — на вес золото.

Но что важно: STEM — это не одна конкретная профессия, а разные. Среди STEM-выпускников есть астрономы, инженеры аэрокосмических систем, биохимики, психологи, статисты, инженеры машиностроения. Можно выучиться по методике STEM фактически любой профессии и выходить на рынок специалистом с опытом и разносторонними навыками.

Зарплаты у STEM спецов зависят не только от сферы работы, но и страны. За рубежом выше спрос на рынке труда. Все потому, что крупные компании из разных отраслей спонсируют продвижение STEM с целью получать квалифицированные кадры. Вот немного статистики:

  • В Великобритании выпускники STEM зарабатывают на 20% больше, чем их коллеги из других сфер.
  • В США STEM-специалисты в среднем получают $66 123 в год до вычета налогов, в то время как другим выпускникам платят только $52 299 в год.
  • Средняя зарплата, на которую может рассчитывать STEM-выпускник в Германии, €49 800 в год до вычета налогов, в то время как по стране эта цифра ниже — всего €45 000.
  • В России, как видно из hh.ru, уже есть спрос на преподавателей, способных обучать STEM-дисциплинам. Есть и компании, которым нужны сотрудники со знаниями в области STEM.

В каких компаниях ценят STEM-образование?

STEM-спецы нужны в первую очередь цифровым компаниям, которые занимаются IT и Data Science, плюс инжиниринговым организациям. Все потому, что им приходится внедрять инновации, с которыми мало кто умеет работать, из-за чего эти компании испытывают кадровый голод.

STEM-выпускники уже обладают опытом, плюс умеют работать с данными, технологиями, хорошо обучаемы и решают проблемы с разных сторон. Если нанимать таких сотрудников в штат, компания сможет расти и обходить конкурентов за счет кадрового ресурса.

Где учиться по системе STEM?

Бесплатно можно познакомиться STEM на открытых образовательных площадках в интернете: Coursera, EdX, Udemy. А если пройти STEM-курс и после внести плату, можно даже получить электронный сертификат.

В России STEM-программу предлагает Московский физико-технический институт совместно со «Сколково». Это бизнес-бакалавриат с подготовкой как в точных, так и в социогуманитарных дисциплинах. 

В России STEM-программу предлагает Московский физико-технический институт совместно со «Сколково».

И магистратуру — вместе со «Сколково» и «МТС». 

В России STEM-программу предлагает Московский физико-технический институт совместно со «Сколково».

Еще онлайн-платформа «Стемфорд» предлагает программу повышения квалификации «STEM-образование: приглашаем в инженеры», но пока что только для педагогов.

Подытожим

  1. STEM-образование — это метод обучения студентов, при котором разные науки изучают вместе как одну. Результат — студенты выходят из ВУЗов более подкованными: умеют разносторонне решать задачи, опираясь на данные и методы нескольких наук.
  2. У STEM есть несколько принципов, которые должны соблюдать образовательные учреждения: междисциплинарность, практика, работа над проектами, развитие у студентов критического и креативного мышления.
  3. После STEM-образования выпускник разбирается в статистике, умеет мыслить критически, творчески и инженерно-конструкторски, плюс умеет аргументировать, работать в команде и принимать решения на основе данных.
  4. Если выучиться по STEM, можно попасть в крупную компанию и хорошо зарабатывать. Нанимают STEM-спецов IT-компании, инжиниринговые и цифровые организации.

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний