Agile, или аджайл — это комплекс подходов и принципов по управлению проектами.
Методология аджайл — противопоставление традиционной, в которой сначала планируют, как выполнить проект, а потом согласно плану его реализуют.
В agile заранее ничего не планируют, а приближаются к финалу маленькими шагами — итерациями. Если на пути возникнет что-то из ряд вон — тимлид заболеет или бухгалтер уволится, катастрофы для проекта не случится и дата продакшна не сдвинется. Команда перепланирует следующую итерацию и продолжит работать в новых условиях.
Изначально agile пришел из мира IT, но теперь по методологии работают банки, электронная коммерция, производители электроники. А все потому, что у аджайл свои преимущества. Рассказываем о преимуществах и главных законах agile, об отличиях от канбан и о том, что нужно сделать, чтобы стать agile-компанией.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Методология agile: что это и как работает?
4 ценности манифеста — о чем речь
12 принципов манифеста — о чем речь
Scrum и Kanban — популярные методологии agile
Три главных закона agile-менеджмента
Закон микрокоманд
Закон клиента
Закон сети
Что означает термин agile?
Agile — это движение, которое началось в 2001 году. Оно имеет набор ценностей и принципов. Например, приверженцы аджайл полагают, что люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов, а работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
Со временем аджайл от философии перешел к практике и объединил разные методологии управления, такие как Scrum и Kanban. При этом сам agile методологией назвать нельзя, поскольку никаких практических инструментов и процессов он не дает.
Отсюда вывод — под аджайл подразумевают два понятия:
- философию со своей системой ценностей;
- семейство гибких подходов к управлению проектами.
Методология agile: что это и как работает?
Методология agile — это практическое применение философии аджайл. Но есть нюанс. Под методологией на самом деле имеют в виду не сам agile, а его практические фреймворки: Scrum, Kanban или любой другой.
Так, например, в Scrum применяют поэтапное управление проектами. Команда разбивает проект на краткосрочные шаги — итерации — и выполняет их друг за другом. При этом если что-то случится, в следующей итерации команда учтет новые условия, изменит процессы и продолжит работу как ни в чем не бывало.
За каждую итерацию команда делает часть проекта, то есть мини-продукт. Заказчик может выпускать его в продакшн, а дополнительные функции исполнители доделают в следующих итерациях.
Благодаря уплотнению процессов команда быстрее выпускает готовый продукт на рынок, а не затягивает его разработку, из-за чего бизнес и заказчик теряют деньги
Методология agile отличается от классической, или водопадной, Waterfall. В Waterfall сначала устанавливают жесткие требования к проекту и заранее прописывают, как их выполнять. Далее команда реализует проект, но последовательно, согласно плану. Допустим, нельзя тестировать код, пока программисты его полностью не напишут.
Если заранее составить план и жёстко его придерживаться, есть риск застрять на каком‑то этапе из-за форс-мажоров, либо получить в итоге не то, что требовалось изначально
Если в классическом управлении где-то возникает форс-мажор — заказчик попросит добавить новую фичу — команде придется все менять: и план, и проектную документацию, и разработку, и тесты. Так процесс реализации продукта затягивается, дата продакшна сдвигается, а в минус уходят все: и бизнес, и заказчик.
Что такое agile-команда?
Agile-команда — это люди, которые работают над проектом по одной из методологий аджайл. Стандартно такая команда включает 7–12 человек. Больше — редкость. Если команда разрастается, исполнителей становится слишком много. Им трудно поддерживать общение и взаимодействовать друг с другом.
Agile-команды работают не только в IT-сфере. В крупных организациях команды формируют во многих отделах, например в маркетинге, кадрах, финансах.
Чтобы двигать проект, аджайл-команда должна обладать компетенциями, навыками и скиллами. По структуре умений команды бывают трех видов: универсальная, специализированная и гибридная.
Особенность agile-команды: в ней все равны. Нет строгого начальства, которое раздает поручения, передает ТЗ от заказчика и наказывает за ошибки. Каждый сотрудник участвует в разработке и разделяет общую ответственность за результат. Даже заказчик или его представители не выше остальных.
Вторая особенность: каждый член команды заинтересован в успехе. Коллеги подставляют плечо, помогают друг другу, сообща ищут выход из сложных ситуаций, лишь бы проект завершился удачно.
А вот какие роли есть в agile-командах, которые работают по фреймворку Scrum:
- Product Owner, или владелец продукта. Это заказчик либо его представитель. Он не принимает участие в рабочем процессе. Но так как он досконально знает продукт, то делится с командами знаниями о нем и помогает исполнителям принимать решения.
- Проект-менеджер, или тимлид. Это неформальный лидер. Связывает исполнителей и владельца продукта, передает инструкции, контролирует работу, помогает двигать проект к финалу.
- Команда разработки. Все те, кто реализует проект: маркетологи, дизайнеры, разработчики, инженеры, тестировщики. Отвечают за создание продукта, который будет соответствовать ожиданиям и требованиям заказчика.
Что такое agile-манифест?
Agile-манифест — это документ, в котором адепты философии аджайл объединили принципы движения. Манифест появился в феврале 2001 года, а руку к его созданию приложили 17 человек из крупных компаний и организаций.
Аджайл-манифест опубликован в интернете на разных языках. Любой может с ним ознакомиться
Всего в манифесте 4 ценности и 12 принципов, на которых базируется философия. По задумке создателей, если следовать манифесту, компания научится гибкой разработке программного обеспечения. Разберем манифест на кирпичики.
4 ценности манифеста — о чем речь
- Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Означает, что компании не стоит тратить время на бюрократию, например бесконечную разработку и усовершенствование регламентов, бизнес-процессов, стандартов, отчетов и презентаций. Это отнимает время и ресурсы.
Правильнее сосредоточиться на людях, которые в организации работают: не портить с ними отношения и не требовать подчиняться бессмысленным формальностям. Так, если мешать людям общаться и требовать соблюдать субординацию, можно упустить инновационные идеи рядовых менеджеров.
- Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Принцип означает, что заказчики довольны только тогда, когда получают работающий продукт, а не гору презентаций, проектов, описаний и мануалов. Поэтому все усилия бизнес должен бросить на то, чтобы скорее вывести продукт на рынок, а документацию можно доделать и потом.
- Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта. Ограничения в контракте или договоре ограничивают инициативу и работу исполнителей.
Например, во время тестирования выяснили, что приложение надо перенести из веб-версии в мобильную — так удобнее потребителям. Но вместо того, чтобы менять процесс работы, команда вынуждена следовать условиям контракта. То есть разрабатывать неудобное веб-приложение.
По мнению аджайл-адептов, компаниям вместо условий контракта стоит сосредоточиться на плотном общении с заказчиком. Тогда стороны будут по факту обсуждать и договариваться, как и какие изменения вносить в работу исполнителей.
- Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Команда может потратить время на жесткое планирование, но все изменит непредвиденное событие, когда работа начнется.
Выгоднее: не тратить время на планирование всего проекта, а начать работу. Если что-то случится, нужно без паники найти новые пути решения. Это и называют гибкой разработкой.
12 принципов манифеста — о чем речь
Главная идея принципов — на протяжении всего проекта команда работает вместе с заказчиками, получает обратную связь и не боится изменений. А теперь в деталях:
- Наивысший приоритет — удовлетворение потребностей заказчика. Если заказчик доволен, команда справилась, а бизнес заработал денег.
- Изменение приветствуется. Нельзя игнорировать полезные изменения, поскольку они могут повлиять на успех, конкуренцию и спрос продукта на рынке. Изменение надо вносить, даже если продукт почти завершен.
- Работающий продукт следует выпускать как можно чаще. С периодичностью от пары недель до пары месяцев команда должна выпускать мини-версии продукта, а дополнительные функции, инструменты и возможности дорабатывать позже.
- На протяжении всего проекта разработчики и представители бизнеса работают вместе. Иначе ожидания заказчика разойдутся с тем, что в итоге сделают исполнители.
- Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, компания не должна мешать людям работать.
- Непосредственное общение — практичный способ обмена информацией. Если можно переговорить с глазу на глаз, стоит избегать переписок, звонков и смс.
- Работающий продукт — основной показатель прогресса. Все остальное, например отошла ли команда от первоначальной задумки или использовала нестандартные методы работы, — второстепенно.
- Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный ритм бесконечно. Нельзя где-то ускоряться, где-то замедляться, иначе есть риск сорвать сроки проекта.
- Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта. Если команда предлагает нестандартное, эффективное решение для проекта, его надо принять.
- Простота — искусство минимизации лишней работы — крайне необходима. Бизнесу следует избегать процессов и задач, которые не несут ценности, но отнимают время и силы команды.
- Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд. Над командами не должно быть строгого начальства, иначе это ограничит свободу и творчество исполнителей.
- Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы. Без развития команды бизнес станет выпускать посредственные продукты и его обойдут конкуренты.
Scrum и Kanban — популярные методологии agile
Теперь о практике. Сам аджайл не подразумевает практик и инструментов. Это делают его методологии, или фреймворки. Среди популярных — Scrum и Kanban. Разберем подробно.
Scrum
Это подход к проект-менеджменту. Над проектом трудится команда спецов, среди которых:
- Product owner, или владелец продукта — представитель заказчика, сам заказчик или штатный сотрудник, который соединяет команду исполнителей с заказчиком и следит, чтобы продукт соответствовал требованиям заказчика.
- Scrum-master, или проект-менеджер — сотрудник компании, неформальный лидер команды. Планирует работу, помогает команде, обучает исполнителей, проводит встречи и принимает совместные решения.
- Все остальные. Разработчики, дизайнеры, тестировщики, которые работают над проектом.
Если команда работает по Scrum, то сначала делит проект на части, так называемые бэклоги. Затем заказчик изучает бэклоги и каждому назначает приоритет. Самые важные «кусочки» первыми отбираются для выполнения в спринте.
Спринт — это фиксированные рабочие периоды, стандартно 1–4 недели. В начале спринта выбирают задачи — делают так называемый задел. В конце — подводят итоги и предоставляют заказчику готовые части проекта, которые тот может использовать, не дожидаясь полного финала проекта. Этот процесс называют поставкой инкремента продукта. Например, частично реализованный сайт или программа — это инкремент.
После поставки инкремента начинается новый спринт
Когда один спринт завершается, начинают следующий. Вначале делают переоценку оставшейся работы по проекту. Если у заказчика есть замечания, их учитывают и вносят в спринт.
В ходе каждого спринта команда встречается на летучке и рассказывает, как продвигается работа. На спринтах присутствует команда, владелец продукта и Scrum-master.
Kanban
Когда команда начинает работать по Kanban, первым делом она определяет этапы потока операций — workflow. Визуально их изображают столбиками, а задачи обозначают карточками. Карточку двигают из столбика в столбик.
На каждом последующем процент завершения задачи повышается. Когда карточка достигает последнего столбика, команда завершает разработку элемента продукта и передает его заказчику.
Workflow в Kanban можно организовать в электронных веб-сервисах например Trello либо можно использовать обычную доску со стикерами
Если в одном столбике становится слишком много карточек — это проблемное место. Команда его быстро разрешает и едет дальше.
В менеджменте по Kanban есть ряд правил:
- Все процессы выполнения проекта изображают в виде столбиков с карточками. Столбики — этапы проекта, карточки — решаемые задачи. Так нагляднее понять, где у команды затыки, на ком зависли задачи и двигается ли проект к завершению.
- Над одной задачей одновременно трудятся все члены команды. Так все тратят одинаковые усилия, никто не страдает от повышенной нагрузки.
- Время на выполнение задач не ограничено спринтами, но контролируется, чтобы задача не висела на исполнителях дольше чем нужно.
- Встречи — по желанию и усмотрению команды. Можно проводить ежедневно, через день или не проводить вовсе.
Три главных закона agile-менеджмента
Американский бизнес-гуру Стивен Деннинг в своей книге «Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов» делает вывод, что организации, которые начали работать по agile, придерживаются трех законов:
- Закона микрокоманды. Сотрудники сбиваются в микрокоманды и работают над маленькими задачами небольшими итеративными рабочими циклами. За каждый цикл работы они выдают ценность для клиентов.
- Закона клиента. Компания, которая работает по аджайл, постоянно приумножает ценность для клиентов.
- Закона сети. Agile-компании видят себя как гибкую и прозрачную сеть игроков, которые взаимодействуют друг с другом без преград и лишних формальностей ради одной цели — приносить клиентам радость.
А теперь рассмотрим их подробнее.
Закон микрокоманд
По закону микрокоманд для решения масштабных и сложных задач компаниям не следует раздувать штат и плодить отделы. Практичнее разбивать крупные задачи на поменьше и передавать их кросс-функциональным автономным командам. Те должны работать над задачами методом итераций — короткими циклами, а в промежутках получать комментарии и замечания от заказчиков.
В agile-компаниях крупные задачи разбиваются на мелкие, команды автономны, но работают сообща. Изображение: Meghan Lamle для Unsplash
У микрокоманд следующие особенности:
- Работают над мини-задачами. Крупные проекты сложные и непредсказуемые, поэтому их разбивают на блоки — небольшие подзадачи. Каждый блок несет пользу заказчику или потребителю, а еще его можно реализовать за короткий промежуток времени.
- Размер кросс-функциональных команд варьируется от 7 до 12 человек.
- Объем незавершенной работы ограничен. Команда следит за тем, чтобы не копить недоделки. Поэтому старается брать в работу столько, сколько реально выполнить за итерацию.
- Команды автономные. В начале каждой итерации составляют план работы, а дальше команды сами решают, как его выполнять. Руководство компании определяет только базовые правила, но не диктует исполнителям, как действовать.
- Соблюдают стадии готовности. К концу итерации каждая команда завершает ту часть работы, за которую бралась в начале. Так проект не зависает, а движется к финалу.
- Работают беспрерывно. В рамках каждого цикла ставится цель, и команда стремиться ее достичь.
- Проводят ежедневные стендапы. Это короткие встречи, на которой все члены команды рассказывают, как идут дела, как двигается работа, с какими трудностями сталкиваются. Проблемы и решения находят все вместе.
- Придерживаются полной прозрачности. Каждый в команде знает статус работы коллег и потенциальные проблемы — информация не скрывается.
- Получают обратную связь от заказчика в конце каждой итерации. Затем оценивают результат работы и что учесть в следующем цикле.
- Ретроспективный обзор. Ретроспективный обзор — это подведение итогов проделанной работы. Его делают в конце каждого короткого цикла и на его базе планируют следующий.
Закон клиента
Согласно закону клиента бизнес и его сотрудники стремятся удовлетворить запросы заказчика либо потребителя — смотря кто выступает в роли клиента. Ради этого команда делится идеями, стремится понять, как улучшить жизнь клиента, самостоятельно принимает решения, как создать максимально полезный продукт.
У руководящего звена компании своя задача: оно следит, чтобы закон клиента приняли все исполнители. Например, продвигает идеи, что бизнес работает не только ради прибыли и дивидентов директоров и акционеров.
А вот несколько советов из книги «Эпоха Agile…» Стивена Деннинга, как соблюдать закон клиента:
- Определите целевую аудиторию. Обозначьте основной рынок главных потребителей разрабатываемого продукта. Важно радовать людей этого рынка, а вот пытаться удовлетворить потребности всех — ошибка. Продукт получится посредственным.
- Отдавайте часть работы на аутсорс. Не пытайтесь делать все самостоятельно. Если что-то не получается, продукт выйдет так себе, поэтому стоит доверить работу специалистам.
- Повысьте гибкость продукта. Используйте современные программы, приложения и технологии. Их удобно перенастраивать под меняющиеся условия к разрабатываемому продукту.
- Сконцентрируйтесь. Сосредоточьтесь на тех функциях и качествах продукта, которые важны потребителям. Не нагружайте продукт сложными функциями, которые никто не будет использовать.
- Работайте циклами. Запустите продукт или услугу с основными функциями, которых ожидают клиенты, а дополнительные добавьте позже через ряд обновлений.
- Оценивайте проделанную работу. Нельзя просто добавлять функции, надо проверять, несут ли они пользу клиенту, стоят ли потраченных сил.
- Индивидуализируйте.Персонализированные продукты и услуги продаются, поскольку заточены под конкретную группу клиентов.
Закон сети
По закону сети организация является гибкой и прозрачной сетью игроков, которые взаимодействуют друг с другом ради общей цели — приносить клиентам радость. Закон сети базируется на законе микрокоманды. Каждая команда понимает, что ее работа — часть коллективной миссии.
Для этого бизнес объединяет команды в одном месте — например, просторном офисе. Это приводит к тому, что людям проще общаться, принимать решения и высказывать идеи. Они чувствуют себя одной командой, а не отдельными исполнителями.
По закону сети бизнес не скрывает, как обстоят дела в компании, есть ли у него заказчики, какие трудности переживает фирма. Совещания проходят без сценария, а повестка формируется на ходу. Решения принимает не только начальник, но и те, кто обладает опытом и знаниями.
Как стать agile-компанией?
Переход на agile — это перестройка всей организационной структуры, которая тащит за собой ряд проблем: нервы, стресс и финансовые траты. Поэтому первый шаг бизнеса — понять, нужен ли ему переход на аджайл или нет. Эффективнее всего гибкие методы работают там, где:
- бизнес решает свои задачи через команды, которые и создают продукты;
- бизнесу нельзя растягивать релиз продукта на годы, а надо выпускать по кусочкам и быстро, чтобы опередить конкурентов;
- у бизнеса цель — создавать нечто инновационное, у чего нет аналогов, а конечные свойства пока непредсказуемы.
Стандартно так работают IT-компании, цифровые агентства, дизайнерские бюро и стартапы. Но даже в подобных фирмах аджайл может не прижиться, если команда и партнёры не готовы работать по-новому.
А вот если исполнители и менеджеры поддерживают и готовы работать по аджайл, бизнесу следует выбрать конкретный фреймворк, например Scrum или Kanban. Про них мы уже рассказывали.
Далее начать реорганизацию бизнес-процессов. Например, так:
- Отказаться либо уменьшить внутреннюю бюрократию. Количество отчётов, презентаций и согласований необходимо снизить, поскольку на бумажную волокиту уходит много времени и ресурсов.
- Дать коллегам больше свободы. Это касается и общения внутри коллектива — сотрудники должны иметь возможность обратиться к любому коллеге напрямую, а не через секретаря или промежуточного менеджера. Стоит также расширить полномочия и позволить исполнителям принимать решения в рамках их компетенции.
- Поменять график планерок. Устраивать их ежедневно, а не когда в рабочих процессах накопились проблемы. Сотрудники будут рассказывать про трудности и совместно их решать.
- Пересмотреть политику клиентского сервиса. Потребности заказчика должны стать главной ценностью компании, а еще необходимо допустить заказчика к работе с командой.
- Разбить коллектив на команды до 15 сотрудников. Каждая команда будет отвечать за свою часть проекта. Это ускорит общую работу.
- Не препятствовать изменениям. Не стоит придерживаться подписанного контракта, если клиент захотел чего-то нового – просто подпишите дополнительное соглашение и договоритесь по цене. Команда должна понять, что важно не следовать ТЗ, а получить хороший результат.
Подытожим
- Agile, или аджайл — это комплекс гибких подходов и принципов по управлению проектами. Под аджайл подразумевают и философию со своей системой ценностей, и семейство гибких подходов к управлению проектами.
- Гибкие подходы — это фреймворки, то есть практики с инструментами и правилами, которые бизнес может применять. Самые популярные фреймворки — Scrum и Kanban.
- В agile-компаниях над проектами трудится agile-команда — группа специалистов из 7–12 человек. По компетенциям команды бывают универсальные, специализированные и гибридные.
- Ключевые идеи движения аджайл записаны в манифесте. Всего в манифесте 4 ценности и 12 принципов.
- Компании, которые переходят на аджайл, придерживаются трех законов: закона микрокоманды, закона клиента, закона сети.
- Чтобы перейти на аджайл, компании надо заручиться поддержкой всех сотрудников и топ-менеджеров. Потом вводить планомерные изменения: уменьшать бюрократию, чаще проводить планерки, не зажимать сотрудников строгими регламентами и субординацией.
Высоких вам конверсий!